Консультация для педагогов ДОУ "Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств"
консультация
Консультация для педагогов "Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»
Консультация для педагогов на тему:
«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.
Правильная и ясная речь – это фундамент для успешного развития ребенка. Когда малыш может четко выражать свои мысли и желания, ему легче находить общий язык с другими, он чувствует себя увереннее. И наоборот, невнятная речь может стать причиной трудностей в общении и даже повлиять на формирование характера.
Проблемы с произношением могут привести к тому, что ребенок будет испытывать сложности в учебе, начнет сомневаться в своих способностях, что, в свою очередь, может иметь долгосрочные негативные последствия. Поэтому так важно уделять внимание развитию речи с раннего возраста. К сожалению, число детей, сталкивающихся с речевыми трудностями, включая неправильное произношение звуков, не уменьшается.
Стоит помнить, что речь – это не врожденный дар, а навык, который формируется постепенно и зависит от множества факторов. Одним из ключевых условий для правильного произношения звуков является слаженная работа нашего речевого аппарата.
Наш речевой аппарат – это сложный механизм, включающий язык, губы, щеки, нёбо, зубы, голосовые связки, а также дыхательную систему (трахеи, бронхи, легкие, диафрагму). Большинство из этих элементов – мышцы. Произнесение звуков – это сложный двигательный навык, требующий точной и скоординированной работы всех его частей. Если мышцы сильные, упругие и подвижные, мы получаем четкую и разборчивую речь. Если же мышцы недостаточно развиты, слабые, вялые или, наоборот, чрезмерно напряжены, это неизбежно приводит к нарушениям звукопроизношения.
Что же такое артикуляционная гимнастика?
Это комплекс специальных упражнений, направленных на тренировку мышц, участвующих в образовании звуков. Эти упражнения помогают подготовить речевой аппарат к правильному произношению.
Для дошкольников артикуляционная гимнастика преследует несколько важных целей:
- Повышение подвижности органов речи: Делает язык, губы и другие части речевого аппарата более гибкими и управляемыми.
- Увеличение силы и объема движений: Позволяет выполнять более точные и сильные движения, необходимые для произнесения различных звуков.
- Формирование правильных положений: Учит ребенка правильно располагать губы и язык для каждого конкретного звука.
Значение регулярных занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится произносить звуки и слова чисто и отчетливо, эти упражнения также способствуют:
- Улучшению кровообращения в области лица и рта.
- Развитию общей гибкости всех составляющих речевого аппарата.
- Укреплению лицевых мышц, что также положительно сказывается на мимике и выразительности.
Чтобы артикуляционная гимнастика приносила максимальную пользу, важно следить за тем, как именно выполняются упражнения. Обратите внимание на следующие моменты:
- Точность и чистота: Движения должны быть четкими, без лишних, посторонних движений.
- Плавность и ритм: Выполняйте упражнения плавно, в умеренном темпе, без чрезмерного напряжения или, наоборот, вялости мышц.
- Диапазон движений: Важно, чтобы язык и губы могли совершать движения в полном объеме.
- Удержание позы: Учитесь удерживать заданное положение в течение некоторого времени.
- Переключение: Легко переходите от одного упражнения к другому.
- Координация: Язык и губы должны работать слаженно.
На начальном этапе очень полезно заниматься перед зеркалом. Так ребенок сможет видеть свои движения и лучше понимать, что именно нужно делать. Для взрослого человека правильная артикуляция – это уже привычка, а малышу нужно научиться этому, наблюдая за собой и постоянно тренируясь.
Регулярность – ключ к успеху. Лучше всего заниматься артикуляционной гимнастикой дважды в день по пять минут. Перед началом упражнений стоит познакомить ребенка с названиями частей рта, которые участвуют в речи.
Занимайтесь только в положении сидя, чтобы тело ребенка было расслаблено. Начинайте с самых простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Все движения выполняйте спокойно, без напряжения. Каждое упражнение повторяйте по 5-7 раз. Если что-то не получается сразу, не расстраивайтесь. Покажите пример, выполнив упражнение вместе с ребенком, и скажите, что вы тоже будете тренироваться. Обязательно хвалите малыша за старания и никогда не выражайте недовольство. Похвала придаст ему уверенности и снимет тревогу.
Чтобы занятия не наскучили, используйте картинки, стишки и придумывайте веселые игры. Это поможет сохранить интерес ребенка к артикуляционной гимнастике.
Конечно, главная роль в исправлении речевых дефектов принадлежит логопеду. Однако одних занятий с ним недостаточно для закрепления правильного произношения. Важно, чтобы родители и воспитатели в детском саду также активно участвовали, выполняя дополнительные упражнения
Используемая литература:
- Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
- Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 64 с.
- Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств
Консультация для педагогов«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств
повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств....

Консультация для педагогов на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»
Повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств....
Консультация для педагогов на тему “Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств”
Консультация для педагогов на тему “Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств&rdquo...
Консультация для педагогов «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»
Консультация для педагогов...

Консультация для педагогов на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои м...

Консультация для педагогов "Артикуляционная гимнастика в коррекции речевых расстройств"
Цель данной консультации: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств....
