Коллекционирование в детском саду
материал
Коллекционирование в детском саду
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллекционирование в детском саду
В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны и кажутся им необычными. С возрастом и накоплением объема информации об окружающем потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Я часто замечаю, что ребята редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувениры… Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком.
Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование?
Коллекционирование (от латинскогоcollection– собирание, сбор). – это систематизированное собирание однородных предметов, представляющий научный, художественный, литературный интерес.
Целью «коллекционирование» является развитие познавательной активности (интереса и деятельности) детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.
Задачи коллекционирования:
• формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
• способствовать проявлению избирательных интересов;
• развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;
• расширять кругозор воспитанников;
• прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;
• формировать бережное отношение к хранению коллекций;
• обогащать и активизировать словарь детей;
• активизировать участие родителей в образовательном процессе.
Начинать коллекционировать нужно с детьми в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки.
Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.
В среднем возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).
В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции».
Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.
Выделяют следующие группы коллекций:
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог.
Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка.
Временные – это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время.
Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток.
Что коллекционировать?
Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребёнка. Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания.
Чем богаче коллекция, тем выше её развивающий компонент. Необходимо учитывать:
- гендерные особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);
- возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д.
- все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними.
- природоохранный аспект (данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).
Хранение коллекции.
В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции. Целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям.
Использование коллекции
Коллекция в целом, а также ее отдельные экспонаты могут использоваться в различных видах детской деятельности:
· В познавательно-исследовательской - развитие познавательных процессов, ознакомление с окружающим миром;
· В игровой - викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;
· В трудовой - оформление и размещение объектов коллекции, бережный уход за экспонатами;
· В восприятии художественной литературы - чтение литературных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий;
· В коммуникативной деятельности - тематические беседы, загадки, составление рассказов, активизация словаря; активизация общения со сверстниками.
· В изобразительной деятельности - изготовление рисунков, аппликаций, поделок;
· В конструировании - изготовление макетов, построек, моделей.
Заключение.
Коллекционирование является доступным и интересным для дошкольников видом деятельности. Использование технологии «коллекционирование» в образовательном процессе дает возможность педагогу создать увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, самостоятельности, любознательности, инициативности у детей дошкольного возраста.
«Коллекционируйте - это особенно полезно для тех, кто занимается умственным трудом. Коллекционирование учит сосредоточивать память» - напутствовал Альберт Эйнштейн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование в детском саду
коллекционирование это «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный интерес»....

Коллекционирование в детском саду
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих практического использования, но вызывающих к размышлению....

коллекционирование в детском саду
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первоб...

«Коллекционирование в детском саду».Творческое название: «Киндерфилия»
Некоторые ученые считают коллекционирование одним из основных рефлексов человека и важной характеристикой развития человеческого общества. Наиболее популярные виды коллекционирования как среди детей, ...

Коллекционирование в детском саду
Консультация для педагогов ДОУ "Коллекционирование как одна из форм организации познавательной деятельности старших дошкольников". Чтобы успешно подвести детей к познавательной деятель...

Семейное коллекционирование в детском саду, как вид работы с родителями. Развитие у детей поисково - исследовательской деятельности.
Я хотела бы поделиться с Вами одной интересной работой с родителями – семейным коллекционированием. Спросите, почему?Дети, приходя рано утром в детский сад, часто приносят что-то с собой. Это мо...

Коллекционирование в детском саду
Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы, увлечения и имеющий огромные возможности для развития детей:- собирая коллекцию, ребенок зани...
