Статья на тему: ВОСПИТАНИЕ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья
"Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты воспитания эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста, а также представлена система работы по воспитанию эмоциональной отзывчивости у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации с использованием проблемно-педагогических ситуаций, игровой деятельности, бесед, чтения художественной литературы.
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о гуманности. Обращая внимание на факты нарушения детьми нравственных норм -это происходит не потому, что дети не знают или не хотят их выполнять, а потому, что не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, возникающие трудности, на их нужды и интересы.
Предварительный анализ психологической и педагогической литературы показал, что существуют различные понятия эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.
Именно в дошкольном возрасте необходимо научить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроению. Но, несмотря на то, что у дошкольников совсем маленький опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, задача воспитателя — развить эмоциональное восприятие малыша. Очень часто мы видим, как многие не хотят видеть переживания и боль людей, не могут проявить свою доброжелательность и сочувствие. К тому же, мы изо дня в день сталкиваемся с обстоятельствами, когда наши дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным. Из этого следует, что нарушаются нравственные нормы. А это значит, что мы — взрослые не сумели своевременно развить у детей самые элементарные качества личности — доброжелательность, великодушие, бескорыстность, эмоциональную отзывчивость. Это не тайна, что многие взрослые, перво-наперво родители, не всегда правильно и верно в той или иной форме выражают свое отношение к своим поступкам и поступкам своих малышей. Эмоциональная отзывчивость — важная способность, данная человеку. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку и всему живому, что нас окружает. Дошкольники не всегда могут правильно выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в достаточно резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Следовательно, развитие эмоциональной отзывчивости зависит от характера общения ребенка со сверстниками и взрослыми, и главным образом, с родителями, помогающие ребенку познавать окружающий мир. Кроме безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого естественного участия во всех своих начинаниях, общего решения любой проблемы, будь то освоение столовых приборов или конструирования домика из кубиков. В любых совместных действиях для малыша и проявляются новые формы общения со взрослыми. Соответственно развития личности у ребенка повышаются умения к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими представлениями стоят реальные способы управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни. Как уже говорилось ранее, взрослые (родители и педагоги) должны стараться установить тесные эмоциональные контакты с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для уяснения детских эмоций воспитателям и родителям надлежит знать их происхождение и, конечно, стремиться помочь малышу глубже понять те или иные факты действительности и выработать верное отношение к ним.
Большая роль в развитии и воспитании у ребенка старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семейному воспитанию. Только в условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт; убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям.
Большинство родителей считают те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с познавательным и интеллектуальным развитием: усидчивость, внимание, самостоятельность, любознательность, активность, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах, как доброта, помощь слабым, сочувствие. Не менее важно педагогу выяснить сокровенные переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в собственном малыше. Отследить их можно в непринуждённой беседе.
Например, родителей радует любознательность, способность ребёнка быстро понимать и усваивать материал, умение схватить самое необходимое. Огорчает и тревожит их, обычно, рассеянное внимание ребёнка, замедленное мышление, нежелание учиться и т. д. В то же время сугубо человеческие качества — доброта, взаимопомощь, отзывчивость — не являются, по мнению родителей, надлежащего внимания.
Направляя внимание родителей на эмоционально-нравственные задачи воспитания, очень важно не только преподнести информацию, но и помочь родителям найти для ребёнка в семье постоянное, действительно значимое для всех членов семьи дело (занятие, поручение, дежурство), которое являлось бы настоящей практикой заботы о другом человеке: бабушке, больном отце, младшей сестре. «Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека, - писал В. А. Сухомлинский. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться».
Итак, взаимосвязь правильно организованного воспитательного процесса в семье и в детском саду будет условием воспитания и развития у малыша эмоциональной отзывчивости.
Эмоциональное воспитание детей – это одно из самых важных направлений педагогической деятельности воспитателя.
Решению поставленных задач способствует организация педагогического процесса на основе личностно-ориентированной модели, которая учитывает наличие у детей собственных суждений, предложений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.
В своей работе для развития эмоциональной отзывчивости у детей мы используем следующие методы:
- чувствами;
- беседы,
- направленные на знакомство с различными эмоциями, словесные, настольные, подвижные, ролевые игры;
- рисование эмоций;
- проигрывание этюдов;
- чтение литературных произведений (сказка терапия)
Рисование эмоций помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций. Рисование помогает снимать напряжение у детей. С помощью цвета ребенок может сигнализировать о своем эмоциональном состоянии. - Действенным средством ознакомления детей с разнообразием поступков и оценкой их нравственной значимости является художественная литература, в которой описываются конкретные ситуации, близкие к опыту детей, действия персонажей и последствия их действий. Следует понимать, что нравственную суть поступков персонажей дети понимают не сразу: они начинают перечислять действия героев и не оценивают моральный смысл. Обсуждения помогают ребятам осознать моральную суть положительных поступков героев, их соответствие моральной норме. Целесообразно использовать следующий пошаговый алгоритм работы над художественным произведением.
Чтение произведения.
Беседа о прочитанном.
Рассматривание иллюстраций.
Игры-беседы детей с персонажами.
Этюды на выражение эмоций у детей.
Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.
Развитию у детей эмоциональной отзывчивости способствует и организация коллективной деятельности, которая объединяет детей благодаря наличию в ней общей цели, распределения обязанностей (ролей), общего результата.
Для обучения детей бесконфликтному общению мы используем дидактические игры, игровые упражнения и ситуации, например, «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Кто тебе нравится больше?», «Собери лицо» или «Собери свою семью» и др. Эти игры могут быть как настольнопечатными, так и изготовленные разными способами. (по принципу фланелеграфа).
С учетом специфики эмоционального поведения рекомендуется применять разные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры с правилами и, конечно, руководить игрой таким образом, чтобы негативные качества личности дошкольника или отрицательные эмоции успешно им преодолевались.
Проблема в том, что многие дети дошкольного возраста не умеют играть. Одна из причин кроется в том, что с этими детьми никто не играет -в семье, многие родители предпочитают другие виды деятельности (чаще всего этот разные виды развития интеллекта, которым ребенок обучается в ущерб игре). Вторая причина состоит в том, что эти дети в раннем возрасте были лишены общества своих сверстников и не научились общению с ними. Такие дети играют обычно в одиночестве.
Необходимо заботиться о том, чтобы малыш не только выполнял какието обязанности, но и глубоко переживал свою роль в игре. Также обязательно развивать эмоциональное отношение дошкольника к содержанию игры в целом.
Постановкой игровых задач воспитатель поддерживает сотрудничество ребёнка с другими детьми. Ролевое поведение воспитателя является опорой, на которой держится деловое взаимодействие ребенка со сверстниками. Дошкольник получает от успешной игры особое удовольствие. Он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость.
Определённая роль в игре может изменить характер самого ребенка. Например, если озлобленному мальчику сказать: «Ты большой, сильный медведь, ты можешь быстро бегать, не боишься лисы, ты хочешь защищать маленьких зверят от всех опасностей!» — и малыш, который пытался всех обидеть и гордился этим, начинает защищать цыплёнка и гладить его. Он уже не обижает этого малыша, как раньше, а становится ему защитником даже после игры. Из этого примера видно, что роль помогла дошкольнику коренным образом изменить свое негативное поведение и свое отношение к сверстнику.
Еще такой пример, игра «Ковер самолет», когда большому количеству воспитанников необходимо разместиться на небольшом коврике. Главное условие – на маленьком коврике должны поместиться все дети, если кто-то останется за пределами ковра – он упадёт. Ребята стараются – обнимаются и тесно прижимаются - друг к другу, чтобы все были вместе, и никто не остался один. Таким образом, в результате организуемой НОД воспитанники расширяют возможности представления эмоциональных состояний, лучше начинают понимать друг друга, находят позитивные пути общения, солидарны сопереживать и оказать помощь. Они понимают, что окружающие сверстники – это не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ними люди.
Проблема формирования эмоциональной отзывчивости интересна, актуальна, а дошкольный возраст самый подходящий для формирования данного качества. Поэтому надо продолжать работать в данном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Статья на тему:"Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры."
Раскрыто значение дидактических игр,задачи и основные направления организации дидактических игр....
Статья на тему: «Технология обучения пению детей дошкольного возраста в детском саду».
Пение - основное средство музыкального воспитания, занимает важное место в музыкальном развитии дошкольника....

Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"
Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"...

статья на тему "Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи и движения"
статья...

Статья на тему: "Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с аутизмом"
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с аутизмом...

Статья на тему "Воспитание доброты у детей дошкольного возраста".
Материал для родителей и педагогов....
