Доклад " «Обновление инфраструктуры детского сада: успехи и проблемы»
методическая разработка (младшая группа)
Предметно-пространственная среда детского сада играет ключевую роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Она влияет на формирование познавательных процессов, эмоционально-личностное развитие, социальную адаптацию и творческое самовыражение малышей. Рассмотрим подробнее важность регулярного обновления и совершенствования этой среды.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
"Комплекс средняя общеобразовательная школа- детский сад"
МАОУ" КСОШ-ДС"
« Обновление инфраструктуры
детского сада: успехи и проблемы»
Подготовила:
Салихова Э.А.
2025г.
Цель: Изучить текущее состояние инфраструктуры детского сада, выявить успешные практики и проблемные аспекты обновления.
Предметно-пространственная среда детского сада играет ключевую роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Она влияет на формирование познавательных процессов, эмоционально-личностное развитие, социальную адаптацию и творческое самовыражение малышей. Рассмотрим подробнее важность регулярного обновления и совершенствования этой среды.
Ключевое значение предметно-пространственной среды:
1. Развитие сенсорики и восприятия:
Разнообразие предметов и материалов способствует развитию зрительного, слухового, тактильного и двигательного восприятия у детей. Чем богаче окружающая среда, тем больше возможностей для стимуляции органов чувств и формирования представлений о свойствах объектов.
Таким образом, значение развивающей предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей младшего возраста очень велико. Ее влияние на результативность сенсорного развития общепризнанно. Среда развития ребенка в детском саду это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к дальнейшему обучению в школе, но самое главное — «среда обитания», в которой он находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы.
2. Формирование базовых навыков и умственных способностей:
В жизнь ребенка рано входят предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т.п. В последние годы все активнее стали использоваться произведения национальной культуры: народные песни, танцы, фольклор, утварь, костюмы и одежда, украшения; народные традиции, обычаи, праздники. Познавательное содержание национальной культуры очень велико. На конкретном материале у детей формируются первоначальные исторические представления о жизни и быте народа, о его национальных чертах, о ремеслах и т.п. Через взаимодействие с предметами дети учатся классифицировать объекты, сравнивать их характеристики, развивать мышление, внимание и память. Организация пространства должна способствовать активной исследовательской деятельности дошкольников.
3. Стимулирование творческого развития:
Творческая деятельность развивается именно благодаря взаимодействию с разнообразными материалами и инструментами. Игры с конструктором, рисование, лепка помогают ребенку выражать свои мысли и чувства, проявлять фантазию и воображение. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.
4. Социальное взаимодействие и коммуникативные навыки:
Развитие социально-коммуникативных навыков - одна из важнейших проблем педагогики. В социальном окружении дошкольника часто наблюдается нехватка нравственных качеств (доброты, воспитанности, доброжелательности), речевой культуры общения. Поэтому в воспитательной работе дошкольных организаций более пристальное внимание должно быть уделено решению задач развития социально-коммуникативных навыков. Дошкольное детство - небольшой, но очень важный период становления личности. Первоначальные знания об окружающей жизни ребёнок приобретает в дошкольные годы, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер. Сформированные социально-коммуникативные навыки – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности.
Организация групповых занятий и игровых зон стимулирует общение между детьми, развивает умение сотрудничать, делиться игрушками, договариваться и решать конфликты мирным путем.
5. Поддержка физического здоровья и активности:
Физическое состояние – это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных природных факторов с целью укрепления здоровья и подготовки к различным видам деятельности. Правильно организованное физическое воспитания является фрагментом системы оздоровительных мероприятий, осуществляемых в ДОУ. Основными средствами физического воспитания являются: физические упражнения, природные факторы, естественные движения, личная гигиена. Физическое воспитание детей, состоит из целого комплекса разнообразных воздействий. В него входят: разумно организованная внешняя среда, в которой находятся дети, режим дня, полноценное питание, специальные приемы закаливания, разнообразные физические упражнения. Основной особенностью организации физического воспитания ребенка младшего возраста являются дозирования и учет индивидуальных свойств маленького организма. При этом физическое воспитание как средство обеспечения условий гармоничного всестороннего развития детского организма смыкается с умственным воспитанием.
Просторные игровые площадки, зоны для подвижных игр и спортивных упражнений положительно влияют на физическое развитие детей, укрепление мышц, координацию движений и общую выносливость организма.
6. Эмоциональная стабильность и психологический комфорт:
Комфортная и привлекательная обстановка снижает тревожность и стресс у детей, создает условия для позитивного настроя и удовольствия от пребывания в детском саду. Это состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и внешним миром. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям. Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом. Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников. Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка, внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка, к нарушению социальных контактов.
Основные принципы организации развивающей среды:
Важно отметить, что развивающая среда оснащена новыми, интересными, нестандартными пособиями и материалами ориентированными на современного ребёнка.
Создавая насыщенную развивающую среду в группе мы стремимся соблюдать все принципы и подходы по ее организации:
Все материалы соответствуют возрасту, адекватны целям развития, находятся в свободном доступе и безопасны для детей.
Содержание образовательных уголков систематический меняется в соответствии с комплексно – тематическим планированием и интересами воспитанников, также обеспечивается возможность использования игрового оборудования в разных игровых ситуациях и разных видах детской активности, как мальчиками, так и девочками.
В нашей группе каждый ребёнок имеет возможность свободы выбора деятельности, в которой он сможет сам получать знания об окружающем мире, развивать воображение, таланты и способности.
- Принцип доступности: Все материалы должны находиться в пределах досягаемости детей, учитывая возрастные особенности группы.
- Принцип вариативности: Предлагайте разнообразные игрушки и игры, позволяющие выбирать занятие согласно интересам каждого ребенка.
- Принцип интерактивности: Создавайте возможность взаимодействия детей друг с другом и окружающей средой посредством активного участия взрослых воспитателей.
- Принцип безопасности: Следите за качеством игрушек, отсутствием острых углов, мелких деталей, способных нанести травму малышу.
- Принцип эстетичности: Красиво оформленное пространство повышает интерес детей к занятиям и улучшает общее настроение.
Рекомендации по улучшению предметно-пространственной среды:
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребёнка, и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования.
- Постоянно обогащайте ассортимент дидактического материала новыми пособиями и играми.
- Периодически обновляйте оборудование игровых уголков, заменяя устаревшие элементы свежими.
- Создать оптимальные условия для воспитания здоровых и гармонично развитых детей.
- Проводите консультации с родителями, рассказывая о важности развивающих игр дома и поддерживая совместную работу семьи и детсада.
Таким образом, постоянное обновление и улучшение предметно-пространственной среды детского сада обеспечивает полноценное развитие ребенка, формирует основы личностных качеств и готовит малыша к успешному обучению в школе.
Спасибо!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольног возраста"
привлечь родителей к вопросу и прблеме речевого развития детей в современных условиях....

Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"
Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"...
Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Педсовет в детском саду (ДОУ) "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
quot;Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полно...

Методическая составляющая инфраструктуры детского сада
В данной статье дается краткое содержание методической составляющей детского сада....

Методическая разработка Одаренный ребенок в детском саду: пути и проблемы в воспитании
В данной разработке описаны эффективные подходы к диагностике одаренности и коррекции поведения одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении...

