«Приобщение детей к народным традициям, историческому прошлому посредством ознакомления с национальными костюмами народов России»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это тема особенно актуальна сегодня и не может быть решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Россия всегда являлась многонациональным государством. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе народов своей страны, доступное их возрасту.
В связи с происходящими изменениями в обществе, интенсивным развитием
компьютерных технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы со своей национальной культурой и традициями.
Большинство из них не знают, как выглядят окружавшие когда-то наших предков вещи – орудия труда, хозяйственная утварь, музыкальные инструменты или народные костюмы. Очень поверхностные знания и о жизни русских людей, о том, как работали и отдыхали, как украшали свой быт, какие обычаи соблюдали - ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством. Поэтому
особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа, к их традициям на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей.
. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в
которой они живут.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну. Слово «традиция» - означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. И в этой работе огромная поддержка необходима и со стороны родителей. Как показывает практика, ни одна, даже самая лучшая работа педагога не
сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей.
Все выше изложенное подчеркивает важность познания детьми народной культуры,
русского народного творчества, народного фольклора ,народного костюма поэтому нами был разработан проект
«Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям русского народа».
Участники проекта: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители
воспитанников, педагоги.
Цель проекта: создание условий для формирования духовно-
нравственных ценностей у дошкольников посредством ознакомления с традициями и обычаями русской народной культуры. И костюмами народов России
Задачи проекта:
Создать условия в группе для приобщения детей к русской народной культуре.
Расширять представления детей о традициях семьи, об истории, культуре, людях родного города, края.
Формировать и укреплять знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, о традициях, обычаях, праздниках через различные виды деятельности.
Познакомить детей с устным народным творчеством, через все виды фольклора: игры, сказки, песни, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы.
Приобщить родителей к реальной жизнедеятельности детей в детском саду, в процессе патриотического воспитания.
В проекте мы представляю апробированную систему работы по следующим тематическим модулям:
Модуль «Музейная педагогика». Включает в себя создание развивающей предметно – пространственной среды. В нашем саду создан мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы старины: скатерть, самовар, деревянные ложки, рушники, домотканые
половики, стиральная доска, прялка, веретено, лавка, печь, ухват, чугунок, горшочки, коромысло, др. Дети группы в любое время по желанию используют экспонаты в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх. Также
организовываем с детьми для родителей небольшие мини-сценки из жизни русского народа.
Перед этим, проводится предварительная работа: дети знакомятся с предметом, его историей, изучают, как раньше им пользовались и как этот предмет выглядит сейчас.
С детьми проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто его
посещает и с какой целью? Таким образом, пробуждаем интерес детей к посещению музеев.
Модуль «Моя Родина» реализуем через организованный центр патриотического воспитания, в котором представлены следующие материалы:
- Портреты президента РФ, , Российский флаг и герб, региональная символика.
- Иллюстрированный материал «Моя страна – мой край – мой город – моя семья».
- Дидактический материал по истории, культуре нашего народа.
- Оформлены папки для рассматривания.
Модуль «Народные промыслы». В содержание данного модуля входит ознакомление
дошкольников с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются
знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке).
Модуль «Праздники и народные традиции». Обычаи и традиции русского
народа связаны с календарем, с праздниками и обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, поведение птиц, насекомых и других животных, обычаи, традиции и суеверия. Народные традиции непосредственно связаны с народными праздниками.
Праздники - это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника - его творческая театрализованная основа.
В рамках данного модуля создан народный календарь, изучая его, дошкольники
приобщаются к нравственным основам культурного наследия своего народа, узнают о предстоящих народных праздниках; к календарным праздникам с детьми разучиваем песни, заклички, играем в игры.
Работа детского сада в летний период позволяет провести такие праздники как: День
Святой Троицы, , день Ивана Купала, яблочный спас,
Модуль «Народная игра». Знакомим детей с русскими народными играми, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. С детьми разучиваем считалки и правила игры. Играли в игры: «Бабка Ёжка», «Два Мороза», «Гори, гори ясно»,
«Верба-вербочка», «Золотые ворота» и другие. Совместно изготовили атрибуты к играм.
Модуль «Фольклор». В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В рамках реализации этого модуля в группе создана библиотека русских народных сказок; картотека загадок, пословиц, поговорок, считалок. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры: «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое.
Модуль « Национальный костюм народов России»
Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия каждого народа. Это живое свидетельство истории, традиций и обычаев наших предков. Через изучение национальных костюмов дети получают представление о быте, верованиях, эстетических предпочтениях разных этнических групп, проживающих на территории России. Таким образом, национальный костюм становится своего рода мостиком, соединяющим прошлое и настоящее, позволяя детям почувствовать свою принадлежность к великой культуре своей Родины.
Была проведена педагогическая работа с родителями.. В приобщении детей к истокам родной культуры велика роль семьи. На стендах размещается наглядный материал по народным праздникам. Оформлены альбомы: «Традиции и праздники русского народа», «Русские традиции о православных праздниках».
Родители – активные помощники в создании мини-музея русского быта, в организации
Тематических недель.
В рамках тематической недели «Другие народы, какие они?» состоялось запланированное событийное мероприятие «Народные костюмы». Родители были привлечены к изготовлению народных костюмов,
. Такое взаимодействие с родителями направлено на формирование чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям, которое
первоначально закладывается в семье.
Родители активно принимают участие в выставках «Золотые руки наших мам», «Ателье»
в акциях: «Читаем всей семьёй»; проектах: «Другие народы, какие они?»
«Генеалогическое древо моей семьи», «В гостях у сказки».
Для родителей разработаны консультации: «Роль народного - прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Что рассказал музей», «Сказка, как средство патриотического воспитания», «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье», «Приобщение детей к народным традициям».