«Приобщение детей к народным традициям, историческому прошлому посредством ознакомления с национальными костюмами народов России»
методическая разработка (подготовительная группа)

Яценко Антонина Всеволодовна
«Приобщение детей к народным традициям, историческому прошлому посредством ознакомления с национальными костюмами народов России» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это тема особенно актуальна сегодня и не может быть решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Россия всегда являлась многонациональным государством. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе народов своей страны, доступное их возрасту. В связи с происходящими изменениями в обществе, интенсивным развитием компьютерных технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы со своей национальной культурой и традициями. Большинство из них не знают, как выглядят окружавшие когда-то наших предков вещи – орудия труда, хозяйственная утварь, музыкальные инструменты или народные костюмы. Очень поверхностные знания и о жизни русских людей, о том, как работали и отдыхали, как украшали свой быт, какие обычаи соблюдали - ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством. Поэтому особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа, к их традициям на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей. . Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну. Слово «традиция» - означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. И в этой работе огромная поддержка необходима и со стороны родителей. Как показывает практика, ни одна, даже самая лучшая работа педагога не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей. Все выше изложенное подчеркивает важность познания детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора ,народного костюма поэтому нами был разработан проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям русского народа». Участники проекта: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги. Цель проекта: создание условий для формирования духовно- нравственных ценностей у дошкольников посредством ознакомления с традициями и обычаями русской народной культуры. И костюмами народов России Задачи проекта: Создать условия в группе для приобщения детей к русской народной культуре. Расширять представления детей о традициях семьи, об истории, культуре, людях родного города, края. Формировать и укреплять знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, о традициях, обычаях, праздниках через различные виды деятельности. Познакомить детей с устным народным творчеством, через все виды фольклора: игры, сказки, песни, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы. Приобщить родителей к реальной жизнедеятельности детей в детском саду, в процессе патриотического воспитания. В проекте мы представляю апробированную систему работы по следующим тематическим модулям: Модуль «Музейная педагогика». Включает в себя создание развивающей предметно – пространственной среды. В нашем саду создан мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы старины: скатерть, самовар, деревянные ложки, рушники, домотканые половики, стиральная доска, прялка, веретено, лавка, печь, ухват, чугунок, горшочки, коромысло, др. Дети группы в любое время по желанию используют экспонаты в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх. Также организовываем с детьми для родителей небольшие мини-сценки из жизни русского народа. Перед этим, проводится предварительная работа: дети знакомятся с предметом, его историей, изучают, как раньше им пользовались и как этот предмет выглядит сейчас. С детьми проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто его посещает и с какой целью? Таким образом, пробуждаем интерес детей к посещению музеев. Модуль «Моя Родина» реализуем через организованный центр патриотического воспитания, в котором представлены следующие материалы: - Портреты президента РФ, , Российский флаг и герб, региональная символика. - Иллюстрированный материал «Моя страна – мой край – мой город – моя семья». - Дидактический материал по истории, культуре нашего народа. - Оформлены папки для рассматривания. Модуль «Народные промыслы». В содержание данного модуля входит ознакомление дошкольников с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Модуль «Праздники и народные традиции». Обычаи и традиции русского народа связаны с календарем, с праздниками и обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, поведение птиц, насекомых и других животных, обычаи, традиции и суеверия. Народные традиции непосредственно связаны с народными праздниками. Праздники - это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника - его творческая театрализованная основа. В рамках данного модуля создан народный календарь, изучая его, дошкольники приобщаются к нравственным основам культурного наследия своего народа, узнают о предстоящих народных праздниках; к календарным праздникам с детьми разучиваем песни, заклички, играем в игры. Работа детского сада в летний период позволяет провести такие праздники как: День Святой Троицы, , день Ивана Купала, яблочный спас, Модуль «Народная игра». Знакомим детей с русскими народными играми, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. С детьми разучиваем считалки и правила игры. Играли в игры: «Бабка Ёжка», «Два Мороза», «Гори, гори ясно», «Верба-вербочка», «Золотые ворота» и другие. Совместно изготовили атрибуты к играм. Модуль «Фольклор». В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В рамках реализации этого модуля в группе создана библиотека русских народных сказок; картотека загадок, пословиц, поговорок, считалок. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры: «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Модуль « Национальный костюм народов России» Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия каждого народа. Это живое свидетельство истории, традиций и обычаев наших предков. Через изучение национальных костюмов дети получают представление о быте, верованиях, эстетических предпочтениях разных этнических групп, проживающих на территории России. Таким образом, национальный костюм становится своего рода мостиком, соединяющим прошлое и настоящее, позволяя детям почувствовать свою принадлежность к великой культуре своей Родины. Была проведена педагогическая работа с родителями.. В приобщении детей к истокам родной культуры велика роль семьи. На стендах размещается наглядный материал по народным праздникам. Оформлены альбомы: «Традиции и праздники русского народа», «Русские традиции о православных праздниках». Родители – активные помощники в создании мини-музея русского быта, в организации Тематических недель. В рамках тематической недели «Другие народы, какие они?» состоялось запланированное событийное мероприятие «Народные костюмы». Родители были привлечены к изготовлению народных костюмов, . Такое взаимодействие с родителями направлено на формирование чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям, которое первоначально закладывается в семье. Родители активно принимают участие в выставках «Золотые руки наших мам», «Ателье» в акциях: «Читаем всей семьёй»; проектах: «Другие народы, какие они?» «Генеалогическое древо моей семьи», «В гостях у сказки». Для родителей разработаны консультации: «Роль народного - прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Что рассказал музей», «Сказка, как средство патриотического воспитания», «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье», «Приобщение детей к народным традициям».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальные костюмы народов России

В презентации представлены фото материалы национальных кастюмов народов России. Дети в яркой и доступной форме познкомятся с миром народных традиций и костюмов. Материал может использоваться как вспом...

Альбом "Национальные костюмы народов России"

Альбом "Национальные костюмы народов России"...

Изготовление костюмов и презентации к участию в конкурсе "Лучший национальный костюм народов России" 2023

Номинация: «Тематическая коллекция» Описание моделейВ национальном костюме отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы. Эта одежда восхищает красив...

«Традиции ознакомления с национальным костюмом народов северо-западного региона в дошкольном образовании на примере выставки «вокруг сарафана» в музейном пространстве детского сада»

В данной работе рассказывается о создании выставки "Вокруг сарафана" в музейном пространстве детского сада, в которой можно увидеть аутентичные повседневные и праздничные костюмы Архангельск...

Приобщение дошкольников к историческому прошлому посредством ознакомления с национальными костюмами народов России

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это тема особенно актуальна сегодня и не может быть решена без познания духовного богатства своего народа, осво...

Презентация "Приобщение дошкольников к историческому прошлому посредством ознакомления с национальными костюмами народов России"

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это тема особенно актуальна сегодня и не может быть решена без познания духовного богатства своего народа, осво...