Влияние речи родителей на развитие речи детей
статья по логопедии

Платицына Ольга Алексеевна

Влияние речи родителей на развитие речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_rechi_roditeley_na_razvitie_rechi_detey.odt27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние речи родителей на развитие речи детей

Развитие речи ребенка — процесс сложный и многоступенчатый, зависящий от множества факторов. Одним из ключевых аспектов является речь самих родителей, поскольку именно взрослые служат первыми учителями, образцами подражания и основными источниками языковой среды.

Уже начиная с первых месяцев жизни ребенок активно воспринимает звуки окружающей среды, включая голос матери и отца. Исследования показывают, что дети начинают различать голоса близких взрослых ещё задолго до появления первой осознанной реакции на речь. Родители, общаясь с младенцем, создают условия для развития слухового восприятия и эмоционального отклика, закладывая основу для последующего освоения родного языка.

Дети склонны повторять услышанные слова и выражения, часто копируя манеру разговора взрослых. Если родители используют грамотную речь, правильную структуру предложений и богатый лексикон, это способствует формированию аналогичных качеств у малыша. Обучение правильному произношению звуков, словам и выражениям начинается с повседневного взаимодействия.

Важно помнить, что общение не ограничивается передачей информации. Оно также служит средством установления эмоциональных связей, поощрения активности и мотивации ребенка. Теплое отношение, интерес к потребностям малыша стимулируют желание общаться, развивая потребность высказываться вслух и совершенствовать свою речь.

При взаимодействии с детьми важно постепенно усложнять диалоги, предлагая ребенку новые понятия, структуры предложений и формы высказывания. Простые и понятные конструкции вначале помогают освоить базовые элементы языка, но позже необходима поддержка перехода к более сложной речи.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Задачи развития речи детей 1 года - 1 года 6 месяцев

  • Много разговаривать с ребенком. Показывать и называть реальные предметы ближайшего окружения ребенка; комментировать действия с предметами.
  • Учить узнавать изображения знакомых предметов на предметных картинках. Учить находить знакомое изображение из двух, трех, четырех предлагаемых картинок.
  • Развивать у ребенка невербальные формы общения (фиксация взгляда на лице взрослого, понимание указательного и приглашающих жестов, выполнение жестового ритуала приветствия и прощания, объятия и поцелуя как форм эмоционального общения).
  • Научить понимать и выполнять просьбу, выраженную простым предложением («Принеси игрушку», «Дай чашку» и др.).
  • Упражнять ребенка в произношении часто слышимых звукосочетаний и слов. Пополнять активный словарь ребенка словами, обозначающими близких людей, знакомые предметы и игрушки, привычные действия.

Задачи развития речи детей 1 года 6 месяцев - 2 лет

  • Много разговаривать с ребенком. Обучать речи путем совершенствования ее понимания, активизации подражания звукам, словам. Тренировать артикуляционный аппарат.
  • При общении комментировать происходящие, наблюдаемые действия и события. Активизировать речь ребенка посредством вопросов (что? кто? где?).
  • Разговаривать с ребенком с помощью игрушек (включая игрушки бибабо). Разыгрывать различные несложные сценки из жизни (зайчик идет гулять и ищет теплые штанишки; мишка заболел, стал чихать и лег в кровать; кукла умывается: моет глазки, щечки, носик и др.).
  • Учить рассматривать реальные предметы (игрушки) и действовать с ними (одежда, обувь, мебель и др.) с последующим называнием их и своих действий. Учить рассматривать картинки с изображением реальных предметов и игрушек; находить знакомое изображение из трех, четырех, пяти предлагаемых картинок. Учить узнавать и называть различные действия и состояния животных и игрушек (кошка лежит, мишка сидит, собака ест и др.). Ближе к двум годам учить рассматривать и комментировать (с помощью взрослого) несложные сюжетные картинки (девочка кормит куклу, зайчик спит в кроватке, гусь плавает в воде, мальчик играет в мяч и др.).
  • Упражнять в умении отвечать звукоподражанием на вопросы: «Как лает собачка?», «Как кричит гусь?», «Как мяукает кошка?» и др. (с опорой на картинки и (или) игрушки и без наглядной опоры). В сценках с игрушками-животными наглядно показывать и называть повадки, голос соответствующих животных.
  • Учить рассматривать реальные предметы и игрушки (одежда, обувь, мебель и др.) и действовать с ними с последующим их называнием.

Задачи развития речи детей 2-3 лет

  • Много разговаривать с ребенком на понятные и близкие ему темы. Продолжать учить понимать и выполнять простые инструкции. Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.).
  • Во время игр с ребенком учить его правильно произносить звуки, разговаривать (используя речевые и внеречевые средства). Закреплять названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.); некоторые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие величину, цвет, вкус. Учить использовать эти слова в речи.
  • Рассматривать предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать несложные рассказы по ним. Повторять рассказы по вопросам взрослого.

Если родители любят своего ребенка и желают, чтобы он добился успехов в жизни, состоялся как личность, они должны учить его говорить правильно. Можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи.

Основные рекомендации родителям

1. Говорите правильно: Старайтесь избегать упрощенных форм и искажённых детских слов («гулять» вместо «гули-гули»). Дети усваивают правильные образцы быстрее и легче, если слышат правильный язык ежедневно.

2. Разнообразьте словарь: Постоянно вводите новые слова, объясняйте значение сложных конструкций, обогащайте активный и пассивный словарь ребёнка.

3. Используйте живое общение: Даже если ребёнок пока не отвечает словами, говорите с ним обо всём происходящем вокруг, комментируйте события и ситуации.

4. Поддерживайте инициативу: Поощряйте попытки заговорить, задавайте уточняющие вопросы, повторяйте сказанное ребёнком правильно, помогая ему развить ясность мысли и формулировки.

  1. Читайте детям: Регулярное чтение книг помогает развивать понимание текста, восприятие устной речи, расширять кругозор и активизировать воображение.

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем, но их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителям.

Влияние родительской речи на формирование детской речи трудно переоценить. Активное участие взрослых в процессе коммуникации создаёт благоприятные условия для гармоничного формирования всех компонентов языкового развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мазурик М.И. Влияние речи родителей на развитие речи детей.

Мазурик М.И.Влияние речи родителей на развитие речи детей....

"Влияние речи родителей на развитие речи ребенка"

о том,как именно речь родителей связана с развитием языка их ребенка...

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Речь родителей влияет на развитие речи ребенка. Как? узнаете из консультации "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Влияние речи родителей на развитие речи детей.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества....

Влияние речи родителей на развитие речи детей

Известно, что своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка, и существует множество методов, с помощью которых родители облегчают своему ребенку эту за...