Консультация для родителей "Права ребёнка"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Права ребёнка»
Права ребёнка являются понятием из категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребёнка как человеческой личности.
Права ребёнка – это нечто иное, чем его основные потребности. Не существует права на воспитание в счастливой семье или права на любовь, хотя это необыкновенно важные потребности каждого человека.
Права детей, как и права человека, рассматриваются в аспекте «власть – личность». Если ребёнок имеет право, то это значит, что государство должно обеспечить ему возможность пользоваться этим правом.
Права ребёнка, как и права человека, подлежат ограничениям, но только таким, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Не могут быть ограничены права на защиту от попыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и защиту от рабства и подневольного состояния.
Если ребёнок/человек имеет право, то это значит, что должны существовать процедуры истребования права: «Иметь право – значит мочь, притязать». В ином случае право становится пустой декларацией.
Дети подлежат родительской власти, и прежде всего именно родители решают, как их воспитывать, или формировать их мировозрение. Это зафиксировано в разных документах.
На протяжении тысячилетий ребёнок рассматривался как будущий член общества. Воспитание толковалось как процесс подготовки детей к выполнению тех или иных социальных функций. Лишь постепенно, по мере становления представлений о самоценности человеческой личности, массовое сознание приучилось видеть в ребёнке не объект педагогических воздействий, а равноправного партнёра воспитателя.
Права ребёнка в массовом сознании до сих пор воспринимаются как нечто вроде бы приемлимое, но не требующее серьёзных усилий педагогов, родителей, общественных институтов.
Понятие «права ребёнка» тесно связано с понятием «права человека», которое рассматривается в контексте общечеловеческих ценностей. Речь идёт о едином аксиологическом комплексе, в котором идея человеческой свободы связывается с представлениями о справедливости, а принципы демократии сочетаются с идеалами гуманизма.
В основе такого понимания – признание ребёнка личностью, обладающей таким же достоинством, как и взрослый; разница заключается в том, что взрослые люди могут сами защищать свои интересы, а ребёнок вынужден обращаться за помощью к тем, кто готов – должен – гарантировать соблядение его прав.
Дети от рождения обладают основными и неотъемлимыми правами и свободами человека. «Детской Конституцией» называют принятую в 1989 году Конвенцию о правах ребёнка. Конвенция о правах ребёнка как международный правовой акт обладает высшей юридической силой, является составной частью правовой системы Российской Федерации согласно ст. 15 Конституции РФ.
Конвенция о правах ребёнка:
- всеобъемлюща, т.е. обеспечивает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права детей;
- универсальна, т.е. касается всех детей, в любых ситуациях, практически во всех государствах (кроме США и Сомали, которые не ратифицировали Конвенцию о правах ребёнка);
- безусловна, поскольку возлагает обязательства на все государства, независимо от уровня их экономического развития, предпринимать действия для защиты прав ребёнка;
- целостна по своему характеру, так как утверждает важность, неделимость, взаимосвязанность и равнозначность всех прав и свобод ребёнка.
Конвенция о правах ребёнка основана на четырёх главных принципах. Первые два относятся ко всем людям, и она лишь подтверждает их в отношении детей, вторые два касаются именно детей.
1.Дети не должны подвергаться какой-либо дискриминации по признаку «…расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и обстоятельств рождения ребёнка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
2.Дети имеют право на выживание и всестороннее развитие, включая физическое, эмоциональное, психосоциальное, познавательное, социальное и культурное.
3.Во всех решениях или действиях, затрагивающих ребёнка или группу детей, в первую очередь необходимо учитывать интересы ребёнка кем бы ни принимались эти решения – семьёй, административной или судебной властью.
4.Дети имеют право участвовать в решении вопросов, касающихся их жизни, свободы выражения мнений и убеждений. Взрослые должны обеспечить им возможность реализации этого права и принимать во внимание мнение детей.
Анализируя международное право и российское законодательство о правах ребёнка, можно выделить следующие группы основных прав детей в различных сферах.
Каждый ребёнок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав.
- На имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени.
- На уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов.
- На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.
- На защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами.
- На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.
- На свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учётом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязательно при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки или суд могут принять решение только с согласия ребёнка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребёнка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребёнка при раздельном проживании родителей.
- На свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребёнок должен иметь паспорт и нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос решается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдаётся по письменному заявлению хотя бы одного из родителей.
- На создание и участие в общественных молодёжных и детских организациях с целью социального становления, развтитя и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодёжных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет, детских общественных объединений – лица, достигшие 10 лет. В школе или другом учреждении, где они обучаются, все дети старше 8 лет могут создавать собственные общественные организации. Запрещается принуждение несовершеннолетних ко вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях.
Права и обязанности родителей
Родители имеют право воспитывать ребёнка, а также несут ответственность и обязанности за воспитание и развитие ребёнка.
Согласно Семейному кодексу РФ, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Родители имеют право:
- Защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без офомления специальных полномочий;
- На обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми общего среднего образования;
- На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;
- На возмещение за счёт государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;
- На приём детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;
- На ознакомление с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
- На участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
- На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
- На перевод ребёнка, получающего образование в семье, для продолжения аттестации;
- Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими убеждениями;
- На помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;
- На заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав;
- Проживающие отдельно от ребёнка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своём ребёнке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребёнка).
Родители обязаны:
- Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
- Выполнять устав общеобразовательного учреждения;
- Не допускать неправильного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
- Обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребёнка;
- Содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно, в случае, если родители не предоставляют содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке);
- За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Ребёнка лучше похвалить..."
Из этих двух методов – последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребёнка противоположную реакцию – открытого...
Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».
В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 4-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)
Логопедическая консультация для родителей, чьи дети посещают логопункт ДОУ. Рекомендуется для воспитателей средней возрастной группы....

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 5-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)
Логопедическая консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ. Рекомендуется для воспитателей старшей возрастной группы ДОУ,...

Консультация "Как научить ребёнка считать"
Дорогие наши мамы, мне хочется рассказать, Вам сегодня какие требования предъявляются к математическим понятиям. Чему и как учить ребенка, развивая в нем математические умения и навыки. Ведь развивая ...

консультация для родителей "Ребёнок и компьютер"
Вашему вниманию представлена консультация для родителей, которая проводится за круглым столом. Здесь родители и педагоги обмениваются мнениями, вместе пытаются ответить на вопрос, компьютер-это ...

Консультация для родителей: «Ребёнок и книга» консультация
Консультация для родителей: «Ребёнок и книга» консультация. ...
