Программа развития певческих навыков для детей дошкольного возраста.
методическая разработка

Гаврикова Лариса Павловна

Образовательная область  «Художественно – эстетическое развитие детей в условиях ФГОС ДО».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская СОШ № 1

Программа развития певческих навыков у детей                                                          дошкольного возраста

на занятиях вокального кружка «Звездочки».

2023-20205г.

Образовательная область                                                                                     «Художественно – эстетическое развитие детей в условиях ФГОС ДО».

                                                                     

C:\Users\Лера\Desktop\НОВОЕ АТТЕСТАЦИЯ\123.jpg

музыкальный руководитель

Гаврикова Л.П.  

 

                                                                                             

Пояснительная записка

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря тексту, песня доступнее детям, чем любой другой музыкальный жанр. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.                                                                                                                                                                                                                                                           Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника –  одна из наиболее сложных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.                                                                

Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, я выстроила программу развития певческих навыков детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.                                                                                                                                                                                                Более углубленную работу в этом направлении веду на занятиях вокального кружка.                                 В кружке занимаются  музыкально одарённые дети 5-7-летнего возраста.  

  Цель – формирование эстетической культуры, развитие певческих навыков дошкольников;

Задачи:

  1. Формирование интереса к вокальному искусству.
  2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
  3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
  4. Развитие умений различать звуки по высоте;
  5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
  6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
  7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
  8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.

 

      Планируемый результат:

  1. Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.
  2.  Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно.
  3. Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения  на музыкальных инструментах и к пению.
  4. Основаны этические нормы на основе праздников.

       Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности,  методом наблюдения, способом прослушивания.  

        Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.

  Основопологающие принципы программы:

Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;

Принцип деятельностного подхода;

Принцип культуросообразности;

Принцип последовательности;

Принцип системности;

Принцип интеграции;

Принцип развивающего обучения;

Принцип гуманизации;

Принцип сотрудничества;

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

* песни хором в унисон;

*хоровыми группами (дуэт, трио и т.);

*при включении в хор солистов;

*пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

*игровой характер занятий и упражнений,

*активная концертная деятельность детей,

*доступный и интересный песенный репертуар,

*атрибуты для занятий;

*звуковоспроизводящая аппаратура,

*сценические костюмы.

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Организация и проведение занятий

Программа вокального кружка «Звездочки» предназначена для детей  5 – 7  лет

Условно занятия можно разделить на  4 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:                                                                                                                                                                                                    

  1. Артикуляционная гимнастика. 

Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.                                                                                                                                                                      В артикуляционную гимнастику входит:                                                                                                                                                                                                 работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки).                                                                                                                                                                                                                                           Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.              

После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует, как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование.

2.   Игры со звуком являются непременным условием на наших занятиях. Ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога. Часто провожу игру ''Волшебная коробочка''                                                                                                                                                                                                           Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.                                                                                                                                                                                    3.   Работа с руками – обязательное условие на занятиях. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения.

На занятиях люблю использовать такой прием, как выразительное чтение стихотворения. Работу над стихами провожу таким образом: группа читает стихотворение под мое дирижирование (как будто музыкальное произведение). Каждый ребенок повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий подбираю стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.

4.   Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Покусать кончик языка.
  2. Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
  4. Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.
  5. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
  6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие — пони, цокают быстро и высоко).
  7. Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
  8. Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
  9. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное  выражение.
  10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.
  11. Совершать предыдущие  два движения попеременно в ускоряющемся темпе.
  12. Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи  пальцами.
  13. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.
  14. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели.

Игры-упражнения на артикуляцию.

«Обезьянки»

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг.

«Град» (массаж лица).

Град, а, град,

Ты чему так рад?

Прыгаешь, смеешься,

Да еще дерешься.

«Вовсе я не рад»,

Отвечает град.

«Просто солнца луч

Проколол бока у туч,

И я вывалился, лечу,

С досады всех колочу.

«Ночной лес».

Лес ночной был полон звуков (а-аа-а шепотом):

Кто-то выл (в-в-в),

А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу),

Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю),

Кто то топал (топ-топ-топ-топ),

Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),

Кто-то укал (у-у-у-у)

И кричал (Ау-ау-ау-ау),

(«тонким» голосом): Ну а кто-то тихо-тихо, тонким голосом сказал:

Список литературы

  1. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников/Дошкольное воспитание.,1940,
  2.  Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
  3.  Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
  4. Никашина Т. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. М..
  5. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.. 2019
  6. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб: Лань, 1999.
  7. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. №5 М., 2016
  8. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  9. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.

10. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.

11.»Музыкальный руководитель» журнал  М. 2000-2020

     C:\Users\Лера\Desktop\НОВОЕ АТТЕСТАЦИЯ\IMG-20191105-WA0008.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

опыт работы музыкального руководителя по развитию у дошкольников певческих навыков...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Система  музыкальной  работы  предполагает  использование  на  каждом музыкальном  занятии  следующих  здоровьесберегающих  технологий: Валеологически...

развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

Эта статья о том,какие способы можно использовать в решении поставленных задач развития певческих навыков....

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы

Обобщение опыта по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...