Городецкая роспись
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ)
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
НА ТЕМУ: «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
Выполнила: Майорова С.Н
2025.
Цель. Закрепление знаний о городецкой росписи, её колорите, особенностей.
Задачи.
1. Продолжать формировать у детей умение рисовать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на посуде.
2. Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом.
3. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие; самостоятельность.
Материалы. Иллюстрации изделий, расписанные городецкими узорами; образцы разделочных досок с разными узорами; шаблоны разделочных досок; гуашь, кисти, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, непроливайки.
Предварительная работа. Знакомство с легендой городецкой росписи, рассматривание изделий декоративно - прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон.
Методы и приемы: наглядный (показ образца), словесный (рассказ, объяснение), практический.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный этап.
Воспитатель: - Дети, у нас сегодня в гостях воспитатели нашего детского сада. Давайте их поприветствуем. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот у нас какое хорошее настроение!
- Ребята, когда я утром пришла в детский сад и заглянула на кухню, чтобы поздороваться с поварами, то увидела там, что посуда совсем некрасивые. А у меня как раз есть вот такие доски. Как мы можем порадовать поваров (ответы детей). Да, давайте распишем и подарим им красивые доски. Ведь они так вкусно для вас готовят! Вы согласны?
2. Основной этап.
1. Рассматривание иллюстраций городецкой росписи.
- Ребята мы уже с вами немного знакомы с разными видами росписей. Сейчас я вам прочитаю стихотворение-загадку, а вы вспомните какая это роспись.
Желтый вечер, черный конь
И купавки, как огонь
Птицы смотрят из ларца -
Чудо-роспись Городца!
- Сегодня мы будем расписывать кувшин городецким узором.
- Сейчас я вам предлагаю рассмотреть иллюстрации изделий, расписанные городецкими мастерами и вспомнить историю возникновения городецкой росписи.
- Городецкая роспись очень известна. На каких предметах использовалась роспись? (на игрушках, посуде, разделочных досках).
- Вблизи Городца было очень много леса, и этот материал был очень дешевый. Из него стали одни вырезали ложки, другие - точили миски и чашки, третьи - изготавливали прялки. Прялка - это орудие труда, на котором пряли нитки. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Во время работы это донце было не видно. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, как картину, и оно становилось украшением скромного быта.
Потом стали уже расписывать предметы посуды, игрушки, а также разделочные доски.
2. Показ последовательности выполнения узора.
Воспитатель: Какие цвета используются в росписи?
Дети: В росписи используются розовый, красный, голубой, синий, зелёный, белый и чёрный цвета.
Воспитатель: Как могут располагаться узоры?
Дети: Узоры можно расположить по центру, по бокам, сверху и снизу, загнутой линией.
- Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры. А чтобы вам легче было вспомнить, я загадаю вам загадки:
1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).
2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).
3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).
4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)
- Мы сегодня с вами повторим, как рисуются вот такие узоры, которые вы видите на образцах. Посмотрите внимательно на образец. Давайте вспомним этапы рисования цветов.
Дети:1 этап. «Подмалёвок»: рисование кругов: большой круг – розан.
Воспитатель: Каким цветом расписан розан?
Дети: Розан розовый.
Воспитатель: Как получить розовый?
Дети: Смешиваем красный и белый цвета, получается розовый.
Воспитатель: Каким цветом расписаны бутоны?
Дети: голубым цветом.
Воспитатель: Как получить голубой?
Дети: Соединяем синий и белый цвета, получится голубой.
Воспитатель: 2 этап называется.
Дети: «Оттенёвка», т. е на светлые круги наносятся более яркие цвета, на розовый – красный, на голубой – синий.
Начинаем с розана. В центре рисуем маленький кружочек – глазок. Розан окружён лепесточками, цвет которых совпадает с цветом середины цветов. Сначала лепесток делаем сверху, снизу, по бокам и между ними.
Переходим к бутону. Делаем глазок и дугу.
Воспитатель: 3 этап, завершающий.
Дети:«Оживка», т. е именно после неё весь рисунок словно оживает.
Воспитатель:«Оживку» делают белым и чёрным цветом, прорисовывается многочисленные детали на цветках, листьях в виде усиков, штрихов, дуг (тонкой кистью, точек (тычком).
- Пока бутоны подсохнут, мы в это время нарисуем зеленые листочки. Сначала набираем зеленую краску на кончик кисти и аккуратно рисуем контур листика, а потом закрашиваем.
- Вот ребята мы с вами вспомнили , как надо рисовать узор городецкой росписи.
Воспитатель: Вспомни технику безопасности
- кисточку держать на уровне груди
- не наклонять голову низко к столу
Запрещается подносить близко к глазам острые предметы (кисточки, карандаши, ручки, мелки).
6. Запрещается брать в рот или запихивать в уши инструменты и изобразительные материалы.
7. Запрещается громко разговаривать, кричать, тем самым мешать своим товарищам работать.
8. Следить за правильной осанкой во время работы.
- А перед работой нам надо отдохнуть. Встали, поставили руки на пояс.
3. Физкультминутка.
Раз - нагнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
4. Практическая работа. Рисование узора.
Но, перед началом работы, предлагаю размять наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Кисточка»
Кисточку в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу. (Взято в интернете)
- Ребята, что нужно сделать вначале работы (придумать композицию - расположение элементов на изделии).
Напоминаю, что городецкая роспись состоит из 3 этапов.
Подмалевок, оттеневка, оживка.
Воспитатель по мере необходимости оказывает детям помощь, напоминая правила:
Краску лишнюю на кисти
Очень долго не держи.
Чтоб не капнула на листик,
О край баночки сними.
Кисть промой водою чистой,
О салфетку промокни,
Новой краски набери. (Взято в интернете)
Самостоятельная деятельность детей. (под русскую народную мелодию)
Воспитатель ходит по рядам и помогает тем, у кого не получается. Напоминает, что надо начинать рисовать с центрального бутона, что бутоны одного размера и т.д.
3. Заключительный этап.
Итог занятия.
Воспитатель:
- О какой росписи мы сегодня говорили? (городецкой)
- Вам понравилось расписывать силуэты предметов городецкой росписью?
- В чем были трудности?
- Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?
Дети:
- Розан, бутон, листья.
- Чем она вам понравилась?
Нескольким детям поочередно предлагается выбрать понравившиеся работы и обосновать свой выбор.
- Ребята вы молодцы. У вас получились очень красивые расписные доски. Я думаю, что нашим поварам будет очень приятно получить от вас такие замечательные подарки. Давайте покажем ваши работы нашим гостям.
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз.
Подрастают мастера
Может быть и среди вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД и презентация для старшей группы "Городецкая роспись" (рисование).
Конспект НОД и презентация для старшей группы "Городецкая роспись" (рисование)...

Народные промыслы - Городецкая роспись
Презентация предназначена для старшего дошкольного возраста....

Презентация по изобразительной деятельности "Городецкая роспись"
Знакомство с изделиями Городецкого народного промысла, Освоение традиционных элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка»,«ягодка», «листочек»....

Презентация для детей "Городецкая роспись. Городецкая игрушка".
Презентация для детей старшего дошкольного возраста на тему "Городецкая роспись. Городецкая игрушка"....



