Деловая игра для педагогов ДОО "Мир особенного ребенка"
материал
Предварительный просмотр:
Деловая игра для педагогов ДОО «Мир особого ребенка»
Цель - создать условия для успешного профессионального обсуждения и повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ.
Задачи:
• актуализировать опыт работы педагогов;
• описать приемы, способствующие преодолению различных видов трудностей в обучении и воспитании детей с ОВЗ;
• приобрести практический опыт в коллективной работе;
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на нашей деловой игре! Тема нашей встречи «Мир особого ребенка…»
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Ход деловой игры
Я приглашаю Вас поучаствовать в деловой игре. А начнем мы с Вами с знакомства-зарядки:
- Если Вы хвалите детей чаще, чем делаете замечания и журите – дотроньтесь до кончика носа;
- Если Вы считаете себя хорошим педагогом – похлопайте в ладоши;
- Если у Вас возникают какие-либо сложности или непонимание с детьми – моргните левым глазом;
- Если Вы считаете, что в воспитании детей главное – пример взрослых – кивните головой;
- Если Вы делаете все возможное, чтобы Вашим воспитанникам было комфортно в детском саду – постучите кулаком в грудь;
- Если Вы считаете, что нужно внимательно и ответственно относиться к каждому вопросу ребенка – поднимите обе руки вверх;
- Если Вы не оставляете без внимания добрые дела и поступки детей – улыбнитесь;
- Если Вы согласны, что для каждого ребенка полезны единый подход в воспитании, согласованность требований в семье и детском саду – сделайте жест «ОК».
Первое игровое задание «Разминка».
Вам необходимо сказать, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «инклюзия»? Слова должны начинаться с букв, данного слова.
и - индивидуальность…
н - новизна…
к - комплексный подход…
л - личность…
ю - юридическая грамотность….
з - законность…
и - индивидуальная программа развития ребенка…
я - Я-Концепция.
А теперь Вам необходимо собрать слово из этих 8 букв. Для этого приглашаем по два представителя от каждой команды.
Второе задание
«Термины. Выбери один из двух вариантов»
Профессионализм педагога складывается из системы профессиональных знаний. Вам представлены педагогические термины, нужно к ним подобрать самое точное определение из двух предложенных.
Инклюзивное образование - это…
- обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
- включение ребенка с ОВЗ в учебный коллектив здоровых сверстников в соответствии с его правом на образование.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это…
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
- лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Адаптированная образовательная программа – это
- образовательная программа, адаптированная для обучения разных категорий обучающихся (детей с ОВЗ; детей-мигрантов; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и т. д.);
- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Интеграция – это
- введение человека в состав социальной группы, которое обеспечивает его взаимодействие с данной социальной группой на паритетных основаниях;
- система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности (ОЖД), вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Третье задание «Кроссворд»
По горизонтали
3. Своего рода посредник между педагогом и ребёнком
6. Как называется нарушения, при которых наблюдается наличие двух и более первичных нарушений у ребенка, вызванных одновременным поражением нескольких функциональных систем организма, в сочетании с поражением мозговых структур. При этом каждое из них
11. Процесс или состояние, при котором лица, имеющие ограниченные возможности здоровья, не являются социально обособленными или изолированными и участвуют во всех видах и формах социальной жизни (в том числе и в образовании) вместе и наравне с остальными.
По вертикали
1. Закономерное сочетание признаков (симптомов), имеющих общий патогенез и характеризующих определенное болезненное состояние.
2. Процесс, подразумевающий под собой увеличение степени участия («включения») всех граждан в социуме и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
4. Совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.
5. Специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
7. Воспитание и обучение детей с отклонениями умственного развития
8. Возмещение одной утраченной функции за счет более активной роли других, в большей степени сохранных психических функций
9. Социальная … — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
10. Механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.
Четвертое задание «Трудности»
Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются обычные дети.
Назовите определённые трудности детей с ОВЗ, связанные с процессом освоения программы или с общением со сверстниками и взрослыми. (На стикерах записываются все предлагаемые варианты ответов).
-Итак, подведём итоги.
У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками и взрослыми часто встречаются следующие затруднения:
1. очень низкий темп выполнения заданий;
2. постоянная нужда в помощи взрослого;
3. отсутствие мотивации к познавательной деятельности
4. низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);
6. трудности в понимании инструкции;
7. нарушения координации движений;
8. низкая самооценка и повышенная тревожность;
9. высокий уровень психомышечного напряжения;
10. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики создают трудности для изобразительной деятельности
11. трудность привыкания к коллективу
12. трудность в общении
13. трудность в запоминании, невнимательность
-Трудности мы выявили. Поработаем в группах: обсудите как педагогу организовать помощь ребенку в преодолении трудности, например, имеющего проблемы в развитии мелкой моторики.
(Идет работа в группах. Время 5-10 мин. Представители каждой группы озвучивают виды помощи)
Пятое задание «Ситуации»
1-я ситуация
В коллектив приходит ребенок с ОВЗ, однако, выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно с ребенком-инвалидом. Как должен поступить педагог в данной ситуации?
2-я ситуация
Педагог замечает, что в коллективе сложились нездоровые отношения между нормально развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ. Родители ребенка-инвалида также неоднократно высказывали педагогу свои опасения по поводу проблем коммуникации. Что должен предпринять педагог в данной ситуации?
3-я ситуация
Ребенок с ОВЗ недавно пришел в детский сад и не хочет выходить из группы на занятие в спортивный зал. При попытке вывести его из группы он сопротивляется. Ваши действия.
4-я ситуация
Ребенок с ОВЗ на празднике привлекает к себе внимание своими действиями (бегает, дергает детей, прыгает перед камерой, кричит), родители одногруппников возмущены поведением ребенка. Ваши действия.
Рассмотрев предложенные ситуации, мы видим, что как у педагогов группы, так и у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, возникает много ситуаций, в которых не всегда сразу находится выход. Если обычному ребенку можно объяснить, сделать замечание, и он поймет и не будет больше этого делать, то ребенку с ОВЗ нужен постоянный контроль и внимание со стороны взрослых. Дети с ОВЗ требуют особых подходов, им не подходят традиционные методики и привычные приемы взаимодействия. Поэтому, в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ необходима индивидуализация, учет особенностей конкретного ребенка. Дошколят с ОВЗ обязательно следует мотивировать, в игровой форме повышать их интерес к познавательной деятельности и стимулировать развитие творческих способностей.
Рекомендации:
1. Принять ребенка.
2. Необходимо, чтобы вся обстановка жизни ребенка была спокойной, не травмирующей, негромкой, нерезкой, неяркой.
3. Не следует подчеркивать опасность, фиксировать на ней внимание словами «не бойся». Лучше стараться внушить ребенку ощущение силы, уверенности в себе.
4. Целесообразны и специальные игры, в которых взрослый может помочь ребенку освободиться от пугающего его конкретного страха либо смягчить его.
5. Проявлять осторожность и терпение, постепенно приучать ребенка к новым впечатлениям, объяснять ему смысл происходящего вокруг.
6. Одни формы агрессии следует игнорировать либо подавлять социальной организацией форм поведения, другие являются необходимым этапом адаптации ребенка к социальным формам отношений.
7. Включение детей в групповую работу (праздники, музык. и спорт. занятия).
Вывод: в работе с детьми с ОВЗ нужно проявлять терпение и осторожность.
Рефлексия. Упражнение «Поблагодари себя»
-Молодцы! Хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу. И погладим себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того, чтобы снять стресс, можно погладить себя по макушке (здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. И будьте здоровы!
Спасибо Вам за внимание и за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов в рамках педсовета «Детский сад и семья – первый социум для ребенка»
Деловая игра для педагогов детского сада в рамках педсовета "Детский сад и семья - первый социум для ребенка". Игра нацелена на формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с р...

Деловая игра для педагогов "Гиперактивный ребенок в детском саду"
Материал включает в себя: конспект игры, памятку для педагогов, презентацию, игры для детей с признаками СДВГ...

Деловая игра для педагогов "Реализация Конвенции о правах ребенка в ДОУ"
Деловая игра для педагогов...

Деловая игра для педагогов "Творческий педагог - творческий ребенок"
Деловая игра для педагогов ДОУ по художественно-эстетическому развитию "Творческий педагог - творческий ребенок"...

Презентация к деловой игре для педагогов ДОУ "Права ребенка"
Деловая игра по правам ребенка для педагогов ДОУПодготовила Фёдорова И. М., педагог-психолог, методист МБДОУ ЦРР-Д/с №2 "Журавушка"Эта презентация подготовлена к Всемирному дню прав ребенка ...

ДЕЛОВАЯ ИГРА С ПЕДАГОГАМИ ДОУ ТЕМА:" Ребенок и его здоровье".
деловая игра с педагогами ДОУ тема:"Ребенок и его здоровье"...

Деловая игра с педагогами ДОО "Креативный педагог-креативный ребенок"
Актуальность креативных качеств современного воспитателя сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, ...


