Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный стол»
рабочая программа (младшая группа)

Демко Елена Витальевна

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа  

«Волшебный стол» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_stol_2025.docx46.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 города Шимановска»

 

Принята                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

на заседании                                                                                          Заведующий МАДОУ №16

педагогического совета                                                                                  _____М.А. Спасская

от  «  28 »    августа 2025г                                                                                  

Протокол №1                                                                                                                                                    

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа  

«Волшебный стол»

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст: 3-4 года

Сроки реализации:1 год

Уровень программы: базовый

Составитель:

Демко Елена Витальевна,

воспитатель

г. Шимановск, 2025 г.

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы.

  1. Пояснительная записка.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

Преимущества интерактивного стола:

Обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально-гуманитарная

 Актуальность и педагогическая целесообразность Программы.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознания себя в этом мире, раз вития познавательных способностей.

Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Это способствует формированию гармонично развитой, социально активной, творческой личности, влияет на развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, идей воспитательно-образовательного процесса, для развития интеллекта и в целом личности ребенка.

Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями.

Нормативно - правовую основу разработки программы составляют:

-  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678 - р);

-  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», (далее – Приказ №196) (редакция 30.09.2020);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р.;

-  Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ ГАУ ДПО «АмИРО» от 24 февраля 2022 г.;

- Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2020 года N 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-  Устав МАДОУ №16 г.Шимановск.

Отличительные особенности программы, новизна.

Интерактивная технология обучения подразумевает такую организацию педагогического процесса, в которой невозможно неучастие ребенка в коллективном взаимодействии. Интерактивное обучение построено на совместном процессе познания, где знания добываются посредством диалога обучающихся между собой и педагогом.

Интерактивный стол позволяет эффективно вовлекать детей в процесс обучения. Интерактивная поверхность управляется при помощи касаний. В игровой форме обучает детей посредством развивающих игр с помощью звуковых эффектов, сопровождения красочного видеоряда, логических задачек и т.д. Интерактивный стол является революционным мультисенсорным компьютером, который позволяет интуитивно понятным способом взаимодействовать с контентом, без использования других устройств. Он обладает большой рабочей поверхностью, и за таким интерактивным столом работает сразу несколько пользователей одновременно. Это очень удобно при совместной работе, когда необходимо принять какое-либо совместное решение, или наглядно показать какую-либо информацию.

Адресат программы - дети от 3 до 4 лет.

Характеристика возрастных особенностей развития детей 3-4 лет.

Возраст 3–4 лет — период активного освоения мира, когда ребёнок начинает исследовать окружающее пространство и формировать первые социальные связи.

Физическое развитие

  • Двигательные навыки становятся более скоординированными: ребёнок уверенно бегает, прыгает на двух ногах, может стоять на одной ноге. 
  • Улучшается моторика рук, что позволяет самостоятельно одеваться, рисовать карандашами и манипулировать мелкими предметами. 
  • Улучшается общая физическая выносливость

Эмоциональное развитие

  • Дети становятся более эмоционально выразительными и начинают лучше понимать свои чувства и чувства других.
  • Учиться называть основные эмоции: радость, грусть, страх и злость, и относить эти понятия к различным событиям своей жизни.

Игровая деятельность

  • Игра носит предметно-манипулятивный и конструкторский характер: воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребёнок наблюдает.
  • Расширяется тематика игр: «Магазин», «Строители», «Больница» и т. д..
  • Под руководством воспитателя распределяются роли, в которые дети «вживаются», учатся вести диалог, выполнять необходимые функции.

Срок освоения Программы - 1 год (26 недель, 24 часа)

Форма обучения - очная

Уровень освоения Программы: базовый. Основной формой работы с детьми является тематическая совместная деятельность.

Особенности организации учебного процесса.

Форма реализации образовательной программы – традиционная.

Организационные формы обучения – групповая, индивидуальная.

Занятия проводятся детьми 3 - 4  лет. Численный состав: оптимально - 10 человек, допустимое количество обучающихся – 15 человек.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю (среда). Общая продолжительность занятия составляет 15 минут с перерывом 5 мин. для детей от 3 до 4 лет.  

Состав группы постоянный.

  1. Цель и задачи программы:

Цель программы – повышение уровня освоения основной образовательной программы через внедрение интерактивного оборудования в образовательный процесс МАДОУ 16 города Шимановска.

Задачи:

Образовательные:  формировать знания, умения и понятия о компьютерной грамотности

Воспитательные:  воспитывать представление о прекрасном в окружающем мире; воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость

Развивающие:  способствовать развитию внимания, усидчивости, творчества, логического мышления. Развивать познавательные и психические процессы, интеллектуально-творческие способности

Оздоровительные: обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка;

стимулировать и обогащать личностное развитие во всех видах деятельности.

  1. Содержание программы.

Учебный план.

Название раздела, темы

        

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

1.Диагностика уровня  развития познавательных процессов  детей на начало года.

2. Игры-упражнения «Геометрические фигуры»

1

5

5

1

Вводный

Текущий

3. Игры-упражнения «Ориентировка в пространстве»

5

5

Текущий

4. Игры-упражнения «Цвета»

5

5

Текущий

5. Игры-упражнения «Классификация объектов»

5

5

Текущий

6. Игры-упражнения «Счет»

3

3

Текущий

Всего

24

23

1

Содержание программы.

Тема

Содержание

Форма проведения

теория

практика

1.

2

Диагностика уровня  развития познавательных процессов  детей на начало года.

Игры-упражнения «Геометрические фигуры»

1.Проведение диагностики.

1.Игровые упражнения.

Игровые задания, объяснения, упражнения, ИК игры.

Беседа

Беседа, рассматривание иллюстраций ,игровая ситуация, творческие задания.

3.

Игры-упражнения «Ориентировка в пространстве»

Игровые задания, объяснения, упражнения, ИК игры.

Беседа, рассматривание иллюстраций ,игровая ситуация, творческие задания.

4.

Игры-упражнения «Цвета»

Игровые задания, объяснения, упражнения, ИК игры.

Беседа, рассматривание иллюстраций ,игровая ситуация, творческие задания.

5.

Игры-упражнения «Классификация объектов»

Игровые задания, объяснения, упражнения, ИК игры.

Беседа, рассматривание иллюстраций ,игровая ситуация, творческие задания.

6.

 Игры-упражнения «Счет»

Игровые задания, объяснения, упражнения, ИК игры.

Беседа, рассматривание иллюстраций ,игровая ситуация, творческие задания.

Содержание учебного плана.

1. Вводное занятие.

Теория. Диагностика уровня  развития познавательных процессов  детей на начало года.

  1. Игры-упражнения «Геометрические фигуры».

Практика. Изучение элементов панели управления. Формировать умения детей пользоваться цветными маркерами.

  1. Игры-упражнения «Ориентировка в пространстве»

Практика. Формирование навыков ориентировки детей в пространстве, закрепление умений находить правильный ответ.

  1. Игры-упражнения «Цвета»

Практика. Формирование умения анализировать форму и цвет предметов. Находить в ближайшем окружении предметы нужного цвета, оперировать пространственными отношениями.

  1.         Игры-упражнения «Классификация объектов»

Практика. Упражнять в умении подбирать пару по аналогии и объяснять свой выбор, развивать речь-рассуждение.

  1.   Игры-упражнения «Счет»

Практика. Формирование навыков порядкового счёта, умения отсчитывать заданное количество предметов, оперировать понятиями «больше», «меньше», сравнивать группы предметов по количеству.

Планируемые результаты освоения программы.

В результате освоения программы дети будут знать и уметь:

 - будут знать названия и функции интерактивного стола;

- будут знать технику безопасности и правила поведения работы с интерактивным столом;

- научатся воспринимать и анализировать информацию с экрана;

- смогут сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;

 - смогут находить закономерности в изображении предметов, обобщать категории.

- расставлять события в правильной последовательности;

- применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;.

- видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях

Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график.

Дата

проведения

Время проведения занятий

Форма занятий

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Декабрь

03.12

16.00-16.15

Теоретическое занятие

1

1 Диагностика уровня интеллектуальных способностей детей на начало года.

Методический кабинет

вводный

2

Декабрь

10.12

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Собери цепочку из геометрических фигур.

Методический кабинет

текущий

3

Декабрь

17.12

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Запомни и расположи также.

Методический кабинет

текущий

4

Декабрь

24.12

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Продолжи ряд.

Методический кабинет

текущий

5

Январь

14.01

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Строим башню.

Методический кабинет

текущий

6

Январь

21.01

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Найди фигуру по контуру.

Методический кабинет

текущий

7

Январь

27.01

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Расставь игрушки.

Методический кабинет

текущий

8

Февраль

04.02

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Виды транспорта.

Методический кабинет

текущий

9

Февраль

11.02

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Запомни и расположи также.

Методический кабинет

текущий

10

Февраль

18.02

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Пройди по лабиринту.

Методический кабинет

текущий

11

Февраль

25.02

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Помогите Мишке вспомнить части суток.

Методический кабинет

текущий

12

Март

04.03

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Чей листок?

Методический кабинет

текущий

13

Март

11.03

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Строим паровозик.

Методический кабинет

текущий

14

Март

18.03

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Сказки.

Методический кабинет

текущий

15

Март

25.03

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Найди контур для фигуры.

Методический кабинет

текущий

16

Апрель

01.04

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Сравни.

Методический кабинет

Текущий

17

Апрель

08.04

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Кто где живет

Методический кабинет

текущий

18

Апрель

15.04

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Четвертый лишний

Методический кабинет

текущий

19

Апрель

22.04

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Подбери пару и объясни

Методический кабинет

текущий

20

Апрель

20.04

16.00-16.15

Практическое занятие

Правила дорожного движения.

21

Май

06.05

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Что где лежит,

Методический кабинет

текущий

22

Май

13.05

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Со считай до 5

Методический кабинет

текущий

23

Май

20.05

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Цветы для мамы

Методический кабинет

текущий

24

Май

27.05

16.00-16.15

Практическое занятие

1

Кто быстрее?

Методический кабинет

контрольный

2.2. Условия реализации Программы.

Материально-техническое обеспечение: интерактивный стол

Информационное обеспечение: карточки, музыкальная колонка, флеш носитель

Кадровое обеспечение: воспитатель, Демко Елена Витальевна

2.3. Формы аттестации.

Форма

Дата

Вводный контроль:

Диагностика уровня познавательных способностей детей на начало года

Декабрь

Промежуточный контроль:

викторина.

Февраль

Итоговый контроль:

Диагностика уровня познавательных способностей детей на конец года

Май

 2.4. Методические материалы.

- Объяснительно – иллюстративный

-  Репродуктивный

  - Метод поисковых ситуаций

  (побуждение детей к практической деятельности).

Описание педагогических технологий.

Проблемно-игровая технология:

- логико-математические игры,

- проблемные ситуации, вопросы,

- математическое экспериментирование.

Описание форм учебных занятий.

Беседа, игра, совместная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Формы работы: групповые и индивидуальные занятия

Описание алгоритма учебного занятия.

Упражнения, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Этапы реализации программы.

Раздел №3

 Программа воспитания

Цель воспитания:

Рабочая программа воспитания (далее - Программа) определяет содержание и организацию воспитательной работы кружка «Волшебный стол».

Программа учитывает условия, существующие в дошкольном учреждении, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей.

Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):

-поддержка разнообразия детства;

-сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду

-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

-уважение личности ребенка.

Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе НОД, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.

Детское творчество традиционно рассматривается педагогами ДОУ в качестве   наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками.

Цель воспитания:

создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно­ нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Принимая во внимание цель и деятельностный характер воспитания, определены конкретные задачи:

-воспитывать уважительное отношение к людям труда и результату их трудовой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, вырабатывать терпение, усидчивость, сосредоточенность, формировать потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умение распределять трудовые задания между собой;

- организовать конструктивное взаимодействие педагогов детского сада и семьи по воспитанию ребенка дошкольного возраста.

Календарный план воспитательной работы.

п/п

Название мероприятия,

события

Форма

проведения

Сроки

проведения

1.

Экскурсия в методический кабинет

Экскурсия

Декабрь

2

Викторина «Что, где, когда?»

Родительское собрание с детьми

Февраль

3.

Участие в городских творческих конкурсах

Конкурсы

В течение года

4.

Выставки интерактивных игрушек, игр

Выставка

Март

5.

Экскурсия в ЦДТ.

Экскурсия

Май

Список используемой литературы:

Для педагогов и родителей:

а) Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. -М.-Л., 1948

б) Бойко Е. В. Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста // Образование и воспитание. - 2017. - №1.1. - С. 3-5.

в) Журнал «Директор школы» № 4, 2010 год «Безопасное использование интерактивных досок». Калинина Т. В. Управление ДОУ.

г) Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

д) Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.

е) Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения //Учитель. - 2012. - № 4. - с. 8-10.

ё) Горвиц Ю.М. Компьютерные технологии и общее психическое развитие дошкольников.

Для детей:

а) Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012. - 72 c.

б) Корепанова, М.В. Моя математика. Познавательное развитие детей 4-5 лет / М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина. - М.: Баласс, 2015. - 80 c.

в) Сорокина, Л.И. Интеллектуальное развитие детей. 3-4 г: конспекты практических занятий: методическое пособие / Л.И. Сорокина. - М.: Владос, 2014. - 127 c.

г) Трифонова, Е.В. Развитие игры детей 3-5 лет. ФГОС / Е.В. Трифонова, Е.М. Волкова, Р.А. Иванкова и др. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 240 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)

(С.Я. Маршак)Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решат...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)

Обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения....

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» Срок реализации: 8 месяцев Возраст обучающихся: 5-6 лет

Представленный материал - программа кружка "Волшебная глина" для детей 5-6 лет (второй год обучения) , в которой подробно разработаны темы занятий, задачи каждого занятия и необходимый матер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»

Актуальность программы обосновывается государственной политикой в области  образования, где одно из первых мест выходит задача подготовки детей и подростков к творческому труду и развитие творчес...