Эссе "Наставничество в детском саду: мода или необходимость"
статья
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе по теме: «Наставничество в детском саду:
мода или необходимость»
«Наставничество — это цветок, который расцветает, когда мы делимся своими знаниями с другими»
Ричард Фишер.
Год педагога и наставника, который объявил Президент в 2023 году, – это желание повысить статус педагогов, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность (Указ от 27. 2022 № 401). Министерство просвещения ставит задачу – возродить институт наставничества, чтобы у каждого молодого педагога был свой наставник.
В последние годы, действительно, тема наставничества стала особенно актуальной. Должность наставника введена в штат детских садов и школ. Однако, в сущности, было узаконено то, что существовало давно. Педагоги всегда делились опытом с молодыми коллегами, передавали знания детям, наставляли, вели, координировали.
Я согласна с автором выше приведенной цитаты Ричардом Фишером. Быть наставником почетно, приносит моральное удовлетворение, чувство нужности, осознания своей профессиональной значимости и пр.
Наставничество тесно связано с понятием «профессиональная компетентность». В настоящее время, в педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности. Педагог, работающий в детском саду, непременно, должен хорошо знать теорию и быть готовым самостоятельно применять ее в практике работы с детьми. Поэтому, как сказал президент РФ В. В. Путин: «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков».
Конечно, и у опытного воспитателя дошкольного образовательного учреждения могут возникать трудности в работе с молодыми педагогами. Поэтому наставнику необходимо обращать внимание на овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой молодых воспитателей.
Воспитателем детского сада я работаю уже 11 лет, за это время в нашем учреждении было два молодых педагога-воспитателя, которые не имели опыта работы с детьми дошкольного возраста. Оба педагога решили связать совою профессиональную деятельность с нашим детским садом, сегодня они сами являются наставниками, наработали свой опыт и профессионализм.
Замечу, что такая ситуация не может не радовать, не секрет, что как в детском саду, так и в школе остаются люди по-настоящему любящие детей, готовые учиться, развиваться и самосовершенствоваться. Воспитательная деятельность трудна тем, что, кроме профессиональных знаний, навыков, необходимо обладать психологической гибкостью, восприимчивостью к эмоциям других людей (детей), нужно уметь найти подход к каждому ребёнку, увидеть его способности. Как известно, в каждом ребёнке есть своя «изюминка», не талантливых детей не бывает.
Как перед администрацией, так и перед наставниками главной задачей является привлечение и удержание молодых педагогов. Непременно, нужно помочь им адаптироваться в новом коллективе, помочь освоить основные педагогические принципы. Молодежь, приходя после окончания вуза в ДОУ, еще не может считать себя специалистами.
Вспоминаются слова декана факультета, во время вручения нам дипломов: «Сейчас вы еще не профессионалы, не специалисты, профессионализм приходит с опытом». И наставничество в этом контексте очень важно. Оно представляет собой тип подготовки к работе, подразумевающий координацию опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.
Цели, которые стоят передо мной, это помочь молодым воспитателям познать себя, ориентировать на ценности саморазвития. Рост профессиональной и методической компетенции молодежи, повышение уровня готовности к профессиональной, личностно-значимой деятельности.
В своём профессиональном становлении, молодой специалист в нашем детском саду проходит несколько ступеней, первая из них – стажировка, в процессе которой он осознаёт свою значимость для детей, родителей, коллег. Учится применять знания на практике. С моей стороны важно предупредить конфликты, помочь поверить в себя.
Вторая ступень - процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе. Педагог изучает опыт других воспитателей, повышает свое профессиональное мастерство, посещает открытые мероприятия, участвует в конференциях, конкурсах. Со своей стороны я оказываю в этом непосредственную помощь: помогаю в подготовке планов, конспектов, конкурсных работ, делаю это в форме координации, личного примера.
На следующей ступени у молодого специалиста складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Он активно внедряет в свою работу новые технологии. Отмечу, что молодежь очень инициативна, активна, поэтому не только перенимает опыт, но и вносит много своего нового и интересного.
К примеру, одно из мероприятий текущего года, организованное молодым педагогом, было с использованием компьютерных технологий. На большой экран были выведены тематические зарисовки, использовано оригинальное звуковое сопровождение. Со стороны это представлялось масштабным и завораживающим. Дети словно попали в осенний лес, в сказку в реальном времени. Несомненно, такие приёмы оживляют мероприятия и т. д.
А затем следует совершенствование, самореализация в профессиональной деятельности, освоение новых педагогических методик, технологий. Воспитатель сам готов делиться опытом, и этот взаимообмен обогащает работу коллектива, делает её интересной, интегрированной. Действительно, как сказал Сенека: «Уча других, мы учимся сами».
Основываясь на собственном опыте, подчеркну, что время становления молодого специалиста индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, темпа восприятия и переработки получаемой информации и т.д. Поэтому администрация нашего детского сада к каждому педагогу подходит дифференцировано.
Большое значение в процессе становления молодого педагога имеет работа с родителями: умение строить диалог, выходить из сложных ситуаций, мягко и компромиссно проводить свою точку зрения.
Особенность сегодняшнего дня в том, что родители всегда очень болезненно относятся к замечаниям и неуспеху своих детей. Несомненно, в этом ключе, ситуация успеха должна сопутствовать всей работе с детьми. И все же, ввиду возраста воспитанников сада, бывает разное. Наставник должен научить молодого педагога, как выйти из зарождающегося конфликта с помощью компромисса, диалога.
Таким образом, использование системы наставничества позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе, избегать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрывать свою индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка
Презентация "Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка"...

БУКЛЕТ для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей».
Цель: повышение психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах детско - родительских отношений.Задачи:сократить время пребывания родителей на собрании (все родители после рабочего...

Статья "Психолог в детском саду: роскошь или необходимость?"
Статья "Психолог в детском саду: роскошь или небходимость?"...

Обучение правилам дорожного движения в детском саду — это жизненная необходимость
Обучение правилам дорожного движения в детском саду — это жизненная необходимость...

Консультация для родителей в детском саду "Какие игрушки необходимы детям?"
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя....
Проектная деятельность в детском саду – дань моде или необходимость?
Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. И для многих педагогов не совсем понятно, зачем нужно проектировани...
«Проектная деятельность в детском саду – дань моде или необходимость?»
Педагогу, обратившемуся к методу проектов, следует помнить, что проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны...
