"Особенности технологии проектной деятельности с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка

Путилова Наталья Михайловна

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti_s_doshkolnikami.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Путилова Наталья Михайловна

старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Радуга»,

Артинский ГО

Особенности технологии проектной деятельности

 с детьми дошкольного возраста.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

В 3 – 5 лет это:

- вхождение детей в проблемную ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В 5 – 7 лет это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1.Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3.Формирует задачу (не жестко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7.Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

4 этап

9.Подготовка презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастных особенностей и учитываются при выборе и построении модели будущего проекта.

Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 – 5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка; в этом возрасте еще существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5 – 6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как свои поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6 – 7 лет. Взрослому очень важно  на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов : «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?».

Каждый ребенок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта сегодня (завтра). Работа в подгруппах строится на основе самоорганизации (даже если  это 3 – 4-летние дети). Непосредственное вмешательство взрослого в работу подгруппы может быть вызвано только поставленными целями (дать необходимые знания, провести коррекционную работу) либо возникшим в подгруппе конфликтом, который дети не в состоянии решить без участия педагога.

Основные формы детской деятельности в ходе проекта – самостоятельная и совместная работа. Основные формы педагогических действий – моделирование предметно – развивающей среды, демонстрация конструктивных моделей поведения, обучение в процессе совместной деятельности, наблюдение и педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей. Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности и на этой основе приобретать и проявлять ключевые компетентности. Так, например, если в группе есть хотя бы один ребенок проявляющий интерес к буквам или цифрам (стремится узнать, как называется эта или иная буква, пытается зафиксировать текст или цифры доступным ему способом), то игнорирование этого факта должно быть расценено как нарушение прав ребенка, а развитие в соответствии с его индивидуальной траекторией. Дети очень восприимчивы, и успех отдельного ребенка в какой-либо значимой сфере, подкрепленный положительным отношением взрослых к его действиям и результату, служит побудительным мотивом для интереса и вовлечения в действия других детей.

Каждый ребенок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта.

В группах, реализующих метод проектов, дети занимают позицию полноправных субъектов деятельности. Они:

- влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;

- устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;

- выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;

- реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.

Воспитатели, специалисты дошкольных организаций, родители воспитанников имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности. Воспитатель не претендует на звание единственно верного источника знаний, ограничиваясь статусом «ресурсной личности». Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание мира во всем его многообразии, предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или для реализации собственной образовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий. По сути, взрослые помогают ребенку стать успешным.

Формы работы отличаются вариативностью и многообразием. Прилагая максимум усилий к тому, чтобы  привлечь детей к активному выдвижению идей, обсуждению возможных вариантов и в итоге к выбору темы, побуждая их к свободному высказыванию мнений по поводу собственной деятельности, взрослые поддерживают их инициативу и стремление к креативности, демонстрируют партнерский стиль отношений, позитивный эмоциональный настрой, настраивают на успех, основанный на ценностях совместных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальнос...

Технология проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета. Суть проектной т...

Особенности реализации проектной деятельности с детьми раннего возраста: реализация основных положений и идей ФГОС

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей....

Особенности организации проектной деятельности с детьми раннего возраста

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, разв...

"Особенности технологии проектной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...