Особенности технологии проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка

Путилова Наталья Михайловна

/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti_s_doshkolnikami.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности технологии проектной деятельности

 с детьми дошкольного возраста.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

В 3 – 5 лет это:

- вхождение детей в проблемную ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В 5 – 7 лет это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1.Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3.Формирует задачу (не жестко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7.Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

4 этап

9.Подготовка презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастных особенностей и учитываются при выборе и построении модели будущего проекта.

Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 – 5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка; в этом возрасте еще существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5 – 6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как свои поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6 – 7 лет. Взрослому очень важно  на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов : «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?».

Каждый ребенок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта сегодня (завтра). Работа в подгруппах строится на основе самоорганизации (даже если  это 3 – 4-летние дети). Непосредственное вмешательство взрослого в работу подгруппы может быть вызвано только поставленными целями (дать необходимые знания, провести коррекционную работу) либо возникшим в подгруппе конфликтом, который дети не в состоянии решить без участия педагога.

Основные формы детской деятельности в ходе проекта – самостоятельная и совместная работа. Основные формы педагогических действий – моделирование предметно – развивающей среды, демонстрация конструктивных моделей поведения, обучение в процессе совместной деятельности, наблюдение и педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей. Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности и на этой основе приобретать и проявлять ключевые компетентности. Так, например, если в группе есть хотя бы один ребенок проявляющий интерес к буквам или цифрам (стремится узнать, как называется эта или иная буква, пытается зафиксировать текст или цифры доступным ему способом), то игнорирование этого факта должно быть расценено как нарушение прав ребенка, а развитие в соответствии с его индивидуальной траекторией. Дети очень восприимчивы, и успех отдельного ребенка в какой-либо значимой сфере, подкрепленный положительным отношением взрослых к его действиям и результату, служит побудительным мотивом для интереса и вовлечения в действия других детей.

Каждый ребенок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта.

В группах, реализующих метод проектов, дети занимают позицию полноправных субъектов деятельности. Они:

- влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;

- устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;

- выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;

- реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.

Воспитатели, специалисты дошкольных организаций, родители воспитанников имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности. Воспитатель не претендует на звание единственно верного источника знаний, ограничиваясь статусом «ресурсной личности». Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание мира во всем его многообразии, предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или для реализации собственной образовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий. По сути, взрослые помогают ребенку стать успешным.

Формы работы отличаются вариативностью и многообразием. Прилагая максимум усилий к тому, чтобы  привлечь детей к активному выдвижению идей, обсуждению возможных вариантов и в итоге к выбору темы, побуждая их к свободному высказыванию мнений по поводу собственной деятельности, взрослые поддерживают их инициативу и стремление к креативности, демонстрируют партнерский стиль отношений, позитивный эмоциональный настрой, настраивают на успех, основанный на ценностях совместных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Весёлый зоопарк" (артикуляционная гимнастика и особенности её проведения с детьми дошкольного возраста)

Можно ли помочь маленькому ребёнку в становлении правильной речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только логопеды, но и воспитатели, родители....

Особенности познания временных отношений детьми дошкольного возраста

Особенности познания временных отношений детьми дошкольного возраста...

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста

Стаья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Сезонные особенности организации прогулки с детьми дошкольного возраста как форма решения задач ООП

Прогулка - обязательная структурная единица режима дня в дошкольном образовательном учреждении. Это важный структурный компонент воспитательно-образовательного процесса, время общения ребёнка с о...

Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста.

При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо учитывать такие формы работы, как гибкий и мобильный учебный план, планирование и принятие решений самими детьми, конструировани...