Особенности образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
статья по теме

Евгения Николаевна Крылова
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях.  

 

       В  «Программе воспитания …в детском саду»  самостоятельная деятельность предусмотрена для детей с 4 лет. Её содержание направлено на развитие творческих способностей, активизацию ребят. По своей инициативности дошкольники могут проявить себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

        Какие же связи устанавливаются между образовательной деятельностью на занятии и самостоятельной деятельностью детей?

       Главное назначение воспитывающего обучения -- заинтересовать, увлечь музыкой, возбудить добрые чувства, вызвать стремление быть ативными. Музыкальный руководитель стремится к тому, чтобы ребёнок приходил на музыкальные занятия с радостью, ждал их, делился  дома своими впечатлениями, играл, изображая танцы, инсценировки. Такова стимулирующая роль музыкальных занятий.

        Занятия музыкой развивают у каждого ребёнка основные компоненты музыкальности: эмоции и слух, постоянно совершенствуют его способности к восприятию музыки и исполнительству.

        Непосредственно образовательная деятельность строится так, чтобы дети действовали не только по инструкции воспитателя, но и без помощи взрослого. Только тогда ребята научится действовать активно и инициативно не только на занятиях, но и вне их: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь и танцевать.

       Дошкольники овладевают  способами самостоятельных действий при соблюдении  некоторых педагогических условий. Прежде всего, ребёнку необходимо осознавать не только поставленную перед ним задачу, но и возможность её решения. Например, дошкольник говорит, что песня звучит празднично, торжественно, как марш, надо спеть её весело, радостно, звучно, бодро, чтобы все узнали, что это праздник, а пример должен быть особенно звонким, точным.

     Музыкальный руководитель объясняет детям, что исполнение любого замысла требует определённой последовательности действий. Так, при инсценировке песен, сначала распределяют роли, затем подготавливают место, предметы, необходимые атрибуты, намечают действия. Например, для песни Филлипенко «На мосточке» выбирают персонажей, строят мостик. Одевают  шапочки  козлика и волка, обсуждают последовательность действий игры.

    Очень важно также систематично показывать различные варианты воплощения замысла. Этому способствуют  творческие задания на музыкальном занятии. У малышей это элементарные задания: «Когда будет

Звучать музыка, узнай и подвигайся, как она подсказывает». Например, звучит музыка Агафонникова «Зайка», «Кошка». Дети сами ищут способы передачи игровых действий - придумывают движения, используют их  или уже знакомые элементы движений по своему желанию и настроению. Работа продолжается в средней группе в игровой форме, чтобы ребята не замечали трудностей задачи.

     Дошкольники старшего и подготовительного возраста постоянно получают творческие задания: придумать танец на музыку польки, вальса, народных плясовых; характерные танцы ёлочных персонажей и другое. Например, задание: «Послушай музыку, определи характер, жанр, покажи, пожалуйста, как будешь двигаться на каждую часть музыки».

        Для того, чтобы ребёнок мог использовать материал занятий, создаются условия, приближённые к повседневной деятельности, которая чаще всего является игровой. Например, при разучивании песни Александрова «Гуси-гусенята» в старшей группе, можно применять различные способы её музыкального оформления: исполнить с фортепианным сопровождением на нескольких инструментах (металлофон, триолы, треугольники), подчёркивая ударными сильные доли музыкального выступления, ритмический рисунок партии гусей. Инсценировать её в движении, предоставив возможность дошкольникам небольшими группами различные моменты; гуси надевают чулочки, пьют воду, купаются, сердятся, шипят. Привлекаются и другие виды художественной деятельности: предлагаем нарисовать гусей и показать рисунки на музыкальном занятии. Возможно изготовление с воспитателями шапочек гусей, клювов, придумывание и загадывания загадок по теме.

      Дети начинают осознавать, что музыкальное произведение, в том числе  песня, могут быть исполнены в виде инсценировки, художественно оформленной атрибутами.

      Разнообразное сочетание песен, игр, танцев, загадок, сказок, просмотра иллюстраций значительно обогащает детское творчество. Лёгкий для самостоятельного использования хорошо усвоенный материал дети охотно применяют по своей инициативе: напевают знакомые песни, рассматривают картины и декламируют знакомые им стихи, показывают сценки из кукольного театра, исполняют полюбившиеся танцы или выполняют отдельные танцевальные движения.

      Применение единого материала на музыкальных занятиях и вне их-

важное условие развития музыкальных наклонностей. Предложенный доступный материал может стать любимым и необходимым, если будет преподнесён в увлекательной форме. Приёмы влияния занятий на самостоятельную деятельность: правильное соотношения показа действий и действий по собственной инициативе, побуждения к самообучению(«Выучи сам эту мелодию на металлофоне») и взаимной помощи(«Когда будете играть, покажи Тане движения польки»).Подготовка к умению выражать в конкретном образе свой замысел в песне, танце, игре, подбор доступного и увлекательного музыкального репертуара. Эти приёмы могут быть конкретизированы, видоизменены, дополнены, но общность определённых сторон обучения и самостоятельной деятельности очень важны. Детская самостоятельная деятельность значительно обогащается под  влиянием различных художественных впечатлений от праздников и развлечений.

      Праздничные утренники и развлечения всегда волнующие события для каждого ребёнка, у него под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, костюмированного оформления, создаётся запас ярких впечатлений. На самих праздниках и во время развлечений детям предоставляется возможность действовать самостоятельно. Например, можно неожиданно предложить аккомпанировать на музыкальных инструментах во время плясок других или разделить детей небольшими подгруппами, предложить поочерёдно танцевать, придумывать свои движения.               Музыкальная викторина: кто вспомнит больше названий знакомых песен, пьес; кто лучше исполнит на каком-либо инструменте ритмическое эхо. Организовать перепляс, кто больше вспомнит элементов танцевальных движений. Каждая группа по секрету от других придумывает своё танцевальное движение и на запев песни исполняют эти движения, на припев-все повторяют, так поочерёдно танцую все группы. Получается целая пляска, придуманная самими детьми.

     На праздниках старшие дошкольники берут на себя роли, которые в предыдущих группах выполняли взрослые. Они могут самостоятельно провести перекличку в торжественной части, исполнить песни, танцы, выполнить перестроения, вовремя взять и использовать атрибуты, активно воспринимать всё происходящее, высказывать своё мнение, обмениваться впечатлениями.

     Поэтому важно при составлении сценариев  праздников и вечеров развлечений  находить способы, помогающие каждому ребёнку действовать самостоятельно. После праздников, развлечений дети в своих играх передают то, что особенно им понравилось (песни, танцы, стихи), стараются  повторить и оформление (снежинки, цветы и пр.) Каждый ребёнок передаёт свои впечатления в соответствии с опытом и умением. Дети средней группы играют с игрушками, устраиваю праздники для них, они поют песни, танцуют, при этом наиболее активно проявляют себя 2-3 ребёнка, остальные чаще всего являются зрителями. Ребята старшей и подготовительной групп

ведут себя гораздо активнее. Они сами распределяют роли, показывают друг другу  различные элементы танцев. Иногда  дети включают в игру целые сценки из кукольного спектакля. Педагог не является только наблюдателем, он тоже принимает участие, будучи одновременно помощником и советчиком. Предложения должны быть лаконичными и идти как бы от  соучастника игры: «Поиграем в праздник. Интересно послушать, как Лена

сыграет на металлофоне эту напевку». Если дети не участвуют, стесняются или не находят контакта с другими  детьми, педагог помогает каждому проявить себя, заинтересовывает  ребят.

      Самостоятельная деятельность обогащается при условии оснащения группы необходимым оборудованием и пособиями. Важно, чтобы оборудование привлекало внимание и было доступным.

     Повседневное совершенствование собственных художественных способностей , умение увлечь детей любимым делом, установление контакта с каждым из них, воздействие по мере возможности способами художественной практики – основные педагогические средства в развитии у дошкольников самостоятельной художественной деятельности, творческого воображения.

                       Музыкальный руководитель Крылова Евгения Николаевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности планирования национально-регионального содержания в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Чувашская Республика – один из многонациональных регионов Российской Федерации.  В Законе  «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, н...

Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ Методические рекомендации для музыкальных руководителей

Высокую эффективность в улучшении двигательной активности на музыкальных занятиях показали физминутки и речёвки-попевки, созданные автором данных методических рекомендаций. Они снимают напряжение...

Особенности интеграции национально – регионального компонента в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста

Данная тема недостаточно исследована и поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программы воспитания, образования и развития детей до...

Статья "Особенности организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в рамках патриотического и нравственного воспитания"

В данной статье представлен педагогический опыт работы с детьми дошкольного возраста.Рассматривается проблема патриотического и нравственного воспитания.Представлены методы и формы работы с детьми дош...