Особенности познания временных отношений детьми дошкольного возраста
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
Особенности познания временных отношений детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности познания временных отношений детьми дошкольного возраста
Время существует объективно, вне и независимо от нашего сознания. Восприятие же и познание его — это лишь отражение в нашем сознании реально существующего времени.Характерными особенностями времени являются: 1) его текучесть; время связано с движением; 2) его необратимость; 3) отсутствие наглядных форм, «его не видно и не слышно».Физиологические механизмы восприятия времени раскрыты в учении И.М. Сеченова и И.П.Павлова о рефлекторной природе психической деятельности головного мозга. Восприятие времени, его ощущение, по утверждению И.М. Сеченова, основываются на возможности, с одной стороны, дробления любого психического процесса на отдельные, иногда очень маленькие части, а с другой – обобщения ощущений, абстрагирования временного компонента каждого явления.. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности
Основными задачами по выработке временных представлений являются:
- формирование первичной практической ориентировки во времени;
- формирование чувства времени;
- ознакомление с отдельными «временными» эталонами;
- формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, периодичность, одновременность).
Средства, обеспечивающие обучение детей ориентировки во времени: накопление социального опыта в различных видах деятельности, художественные средства, общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели – как материальные и материализованные формы наглядности. . Единицы измерения времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда). Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей и раскрывали детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность и необратимость.
Приборы для измерения времени: часы (песочные, механические, электронные).
Периодические, в том числе сезонные природные явления и периодические (режимные) события повседневной жизни. Календарь.
Свойства времени.
Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смены лунных фаз, смена времени года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.
Освоение детьми закономерностей следования, чередования, включения. Роль и место логических задач и упражнений. Технология обучения решению логических задач.
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.. Ведущий является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.
Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Логические упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.
В процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.
Чаще всего предлагаемые детям логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, систематизация, сериация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения).
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнен
Опыт использования развивающих игр Б.П. Никитина.
В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка.. Я использую Сложи узор»
Набор для конструирования состоит из 27 деревянных кубиков с красными, синими и желтыми гранями. К ним прилагается блокнот с заданиями, состоящий из 47 постепенно усложняющихся рисунков-образцов. Развивает: логику; целостное восприятие объекта; способность представлять трехмерные объекты.
«Уникуб»
Набор составляют 20 квадратов разных цветов из плотного картона. Способствует развитию восприятия формы. Развивает: - Основы черчения; - Основные навыки геометрии; - Конструкторские навыки; - Ощущение форм; - Воображение; - Комбинирование «Сложи квадрат» «Рамки и вкладыши Монтессори»- учат различать цвета и форму, поэтому их хорошо использовать в работе с младшими дошкольниками. Для развития цветоощущения и сообразительности можно использовать игру «Сложи квадрат». «Шарик в лабиринте»
К мольберту (на магнитной основе) прилагаются 50 магнитных деталей пестрой окраски и разнообразной формы.Помогает: снять нервное напряжение, агрессивность, детские страхи, другие личностные проблемы детей. .Развиваются: воссоздающее воображение; устная речь; коммуникативные навыки.
Главная цель данных игр – успешное развитие детей, рост их способностей.
В них можно играть и одному, и вдвоем, и компанией, и целой группой в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет способов познания окружающего мира детьми дошкольного возраста как условие использования современных технологий воспитания и обучения
способы познания окружающего мира детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/26/picture-418435-1582739807.jpg)
Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста
У каждого человека, который приходит в этот мир, своё восприятие. Каким видит мир ваш ребёнок?...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/11/picture-519560-1420972859.jpg)
Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Он может доверять вашим знаниям, полагаться на свой личный о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/29/picture-576389-1422550944.jpg)
Средства познания окружающего мира детьми дошкольного возраста
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/05/picture-596432-1480924319.jpg)
Методическая разработка по теме «Художественная литература как средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста»
Целью данной методической разработки является повышение познавательного интереса детей к окружающей действительности через художественную литературу. Методическая разработка может быть реком...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/25/picture-1135887-1556178050.jpg)
Обобщение опыта работы "Экспериментирование как средство познание окружающего мира детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы может быть интересен воспитателям, педагогам ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/20/picture-1251953-1605878370.jpg)
Конспект занятия с неговорящими или временно неговорящими детьми дошкольного возраста на тему: «Профессии»
Конспект занятия, направленный на развитие альтернативной коммуникации с неговорящими детьми....