Проект" Волонтёрское движение в детском саду «Рука к руке» как средство эффективной социализации дошкольников
проект (подготовительная группа)
Проект" Волонтёрское движение в детском саду «Рука к руке» как средство эффективной социализации дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Волонтёрское движение в детском саду «Рука к руке»
как средство эффективной социализации дошкольников
Авторы-составители: Струговщикова Ольга Николаевна
Аннотация проекта
Проект направлен на организацию волонтёрского движения в детском саду –
перспективное направление в деятельности детей, которое дает огромные
возможности для развития духовно-нравственной личности дошкольников.
Основная проблема:
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации.
Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об
окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно ценностные
ориентиры, идеалы. Современные дети живут и развиваются в
совершенно новых социокультурных условиях. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных
детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни
ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
У детей дошкольного возраста отсутствует опыт социально -нравственной позиции, связанный с различными сторонами общественной жизни человека в их целостности и многообразии.
Волонтёрское движение способно организовать активную деятельность
дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных
изменений в детском саду и ближайшем социальном окружении, выявлению
результатов, на основе которых у детей сформируется отзывчивость,
внимательность, коммуникабельность, милосердие.
Актуальность темы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: -игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.
-Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх.
-Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и
отстаивать свою позицию по разным вопросам.
-Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные
функции в совместной деятельности.
Модернизация образования требует работать не только в режиме
функционирования, но и в режиме развития. Развиваться -это значит применять
инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское
движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития
личности.
Волонтёр -это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру
в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!
Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа жизни,
толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит
Всемирная декларация добровольцев.
Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести
круг общения, помочь нуждающимся людям. В основе волонтерского движения
стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам
захотел, и сам выбрал что делать» Объединяя родителей, педагогов и детей
волонтёрской деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том,
что оно приведет:
-к более эффективному формированию у дошкольников милосердия,
ответственности, самостоятельности и инициативы;
-к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к
окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств,
является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького,
одинокого, больного.
Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная
возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для
успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе,
взаимодействие с окружающим социумом.
Основные ориентиры проекта:
Срок реализации проекта:
1 год (с 01.09.2022 по 31.05.2023) с дальнейшим пролонгированием.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители, социальные партнёры.
Практическая значимость:
Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе
свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность кото рых продиктована доброй волей, а не принуждением, приведет к более эффективному
формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность,
коммуникабельность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских
отношений; повышению рейтинга детского сада. Всеми участниками проекта будет
осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад –
социум». Дошкольники могут приобрести позитивный опыт социального взросления
и социальной ответственности, почувствовать себя взрослыми и нужными.
Цель проекта: Внедрение волонтерского движения в деятельность детского сада, направленного на развитие духовно-нравственной личности дошкольников;
формирование у воспитанников активной жизненной позиции, умения
ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.
Задачи проекта:
1.Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов,
родителей детского сада.
2. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки
сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
3. Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как
представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных
ценностей.
4. Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать
новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в
себе.
5. Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной
среды и этнической принадлежности.
6. Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о
ближнем, желание помогать другим людям.
Новизна проекта
Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию работы
современного педагога в дошкольном образовательном учреждении.
Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является
важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми
ориентирами ФГОСДО, духовно-нравственная культура складывается из установки
на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне
зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности,
религиозных верований, физических и психических особенностей.
Такая форма работы, как волонтёрская деятельность становится мощным средством
нравственного воспитания, коммуникации, необходимыми для совместной
деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Этапы реализации проекта: (2022-2023 учебный год)
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап -подготовительный, планово-прогностический (сентябрь 2022г.)
2 этап -практический, основной(октябрь 2022– май 2023г.)
3 этап – итоговый (май 2023г.)
План реализации проекта
Этап | Содержание этапа |
I этап подготовительный: сентябрь 2020 года. | -определение цели и задач проекта; -планирование работы с детьми, родителями, социальными партнерами; -предварительная работа по сбору информации; - анкетирование родителей; -изучение литературы, интернет-ресурсов, опыт работы Других ДОУ Работа с педагогами ДОУ -разработка механизма внедрения технологии «волонтёрское движение» -консультация для педагогов: «Что такое волонтёрство?» -организация центра волонтёрского движения «Рука к руке» -подготовка различных атрибутов для работы в центре волонтёрского движения (презентации, значки, эмблема, футболки, галстуки, смайлики) Работа с родителями -консультации для родителей: «Волонтёрское движение в детском саду», «Волонтёры: история и современность» Работа с детьми -кастинг детей для вступления в ряды волонтёрского движения; -знакомство детей с волонтёрами, с волонтёрской деятельностью. -просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры». - чтение детской художественной литературы о добрых делах, о взаимопомощи. |
II этап Практический, основной: октябрь- май2020-2021 | Октябрь Работа с педагогами ДОУ/ Работа с родителями - акция «День пожилого человека» - размещение на сайте ДОУ информаии по созданию волонтёрского движения в детском саду Работа с детьми - торжественное мероприятие «Рука к руке» (принятие в ряды волонтерского движения) - оформление стенда «Рука к руке» - акция «День пожилого человека» -изготовление подарков пожилым людям детьми, совместно с родителями и педагогами - неделя помощи «Спешите делать добрые дела» - трудовой десант «Убираем листья» Ноябрь Работа с педагогами и родителями - выпуск и распространение буклетов «Волонтёр – это актуально» - акция «День матери» - благотворительная акция «Твори добро» Работа с детьми - акция «День матери» - изготовление подарков для мам - беседа «Помогаю маме» – добрые дела дома - выставка рисунков «Как я помогаю маме» -неделя добра – помогаем малышам - благотворительная акция «Твори добро» Декабрь Работа с педагогами Работа с родителями - оформление фотоальбома в рамках проекта «Наши добрые дела» Работа с детьми - акция «Мешок Деда Мороза» - подарки для малышей - неделя помощи «Спешите делать добрые дела» - чтение детской художественной литературы о добре, о внимании и заботе о близких - рефлексивные круги (чем я могу помочь и как на самом деле помогаю) Работа с социальными партнёрами Приглашение в детский сад волонтёров-школьников. Совместная деятельность, презентации. Январь Работа с педагогами Работа с родителями - творческий марафон «Мы – волонтёры!» - акция «Покормите птиц зимой!» Работа с детьми - помогаем малышам - неделя добрых дел - акция «Покормите птиц зимой!» - квест-игра совместно с родителями «Дорогою добра» - оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками Февраль Работа с педагогами Работа с родителями - неделя добрых дел -акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи больным и нуждающимся Работа с детьми -презентация промо-ролика «Мы - волонтёры» -неделя добрых дел - акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи больным и нуждающимся - чтение художественной литературы о добре и зле - акция «Книжка заболела» Работа с социальными партнёрами - Публикация в СМИ «Даурская новь» одеятельности волонтёрского движения в детском саду - Экскурсия в школу № 240, встреча с волонтёрами- школьниками Март Работа с педагогами Работа с родителями -Неделя волонтёрства в ДОУ - акция «Женщины планеты» Работа с детьми - игровая и театрализованная деятельность: «Мама для мамонтёнка», «Наши бабушки» -художественно-творческая работа: рисунки детей к Дню 8 марта -игры по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации - оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками - фотоотчёт «Мои добрые поступки и дела» - неделя добрых дел Апрель Работа с педагогами Работа с родителями - акция «День Земли» - акция «Подари книгу детскому саду» Работа с детьми - акция «День Земли» - трудовой десант «Убираем мусор» - неделя добрых дел -квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков» - акция «Подари книгу детскому саду» - репортаж «Мы – волонтёры» Работа с социальными партнёрами -квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (приглашение родителей, социальных партнёров) Май Работа с педагогами Работа с родителями - акция «Георгиевская ленточка» Работа с детьми -акция «Георгиевская ленточка» - помощь ветеранам, подарки, экскурсия на мемориал - акция «Посади цветок» -неделя добрых дел - акция «Игрушка на память» - оформление стенда «Рука к руке», фотоотчёт Работа с социальными партнёрами - совместный выход на мемориал со школьниками - публикации в СМИ, на сайте ДОУ о работе волонтёрского движения в рамках проекта |
III этап аналитический: май 2021 г. | - Анализ результатов работы по внедрению волонтёрского дижения в ДОУ - На основе данных анализа разработка дальнейшего плана действий. - Распространение опыта через СМИ, Интернет – ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах. |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1.Создание в ДОУ волонтёрского движения с детьми подготовительной к школе
группы, направленного на развитие духовно-нравственной личности дошкольников,
умение ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.
2. Использование педагогами комплекса воспитательных средств и методов,
способствующих у детей проявлению милосердия, доброты, толерантности, любви к
природе, преодолению отчуждения между воспитателями, детьми и родителями,
привлечение семьи к волонтёрскому движению в детском саду.
3. Формирование у детей предпосылок толерантного отношения к людям независимо
от культурной среды и этнической принадлежности.
4. Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у
дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые
качества, инициатива.
5. Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
6. Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной
деятельности в рамках проекта.
Риски, негативные последствия реализации проекта и механизмы их
устранения.
Предполагаемые продукты:
1. Разработан комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации проекта:
а) создан стенд волонтёрского движения в детском саду «Рука к руке»
2. Разработаны методы, приемы, формы организации работы по внедрению в
педагогический процесс волонтёрского движения:
а) создан банк презентаций, художественной литературы по формированию у детей
милосердия, добра, заботы о людях, о природе;
б) разработаны сценарии квест-игр, мероприятий в рамках проекта;
г) разработаны и изготовлены дидактические игры, творческие задания,
психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей,
коммуникации.
Возможности дальнейшего развития проекта:
Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада. Привлекать новых социальных партнёров.
Список литературы:
1.Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная
мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований :
материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81
2.Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания//
Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
3.Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
4.Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин
Социальная работа. -2003. -№3. -С. 51-54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностно-ориентационная деятельность как средство эффективной социализации дошкольника
В данной презентации затронута одна из основных задач ФГОС: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в...
План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2021-2022учебный год
Направление работы: «Волонтерское движение в детском саду»План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2021-2022учебный год...
План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2022-2023 учебный год
Направление работы: «Волонтерское движение в детском саду»План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2022-2023 учебный год...

Проектная деятельность "Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников".
Целью внедрения волонтерского движения в детском саду является-развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, а также становление ...

Волонтерское движение в ДОУ, как средство эффективной социализации дошкольников.
ФГОС ДО неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности своей и другого человека, к окружающей среде...

Воспитательная практика «Волонтерское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников»
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий явля...

Мастер - класс "Волонтерское движение в ДОО как средство эффективной социализации дошкольников"
Данный мастер-класс помогает распространить среди педагогов, воспитателей наш опыт по организации волонтерского движения в ДОО....
