Проект" Волонтёрское движение в детском саду «Рука к руке» как средство эффективной социализации дошкольников
проект (подготовительная группа)

Струговщикова Ольга Николаевна

Проект" Волонтёрское движение в детском саду «Рука к руке» как средство эффективной социализации дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Волонтёрское движение в детском саду «Рука к руке»

как средство эффективной социализации дошкольников

Авторы-составители: Струговщикова Ольга Николаевна

Аннотация проекта

Проект направлен на организацию волонтёрского движения в детском саду –

перспективное направление в деятельности детей, которое дает огромные

возможности для развития духовно-нравственной личности дошкольников.

Основная проблема:

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации.

Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об

окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно ценностные

ориентиры, идеалы. Современные дети живут и развиваются в

совершенно новых социокультурных условиях. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных

детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни

ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

У детей дошкольного возраста отсутствует опыт социально -нравственной позиции, связанный с различными сторонами общественной жизни человека в их целостности и многообразии.

Волонтёрское движение способно организовать активную деятельность

дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных

изменений в детском саду и ближайшем социальном окружении, выявлению

результатов, на основе которых у детей сформируется отзывчивость,

внимательность, коммуникабельность, милосердие.

Актуальность темы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: -игре,

общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

-Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам

труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных

играх.

-Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и

отстаивать свою позицию по разным вопросам.

-Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные

функции в совместной деятельности.

Модернизация образования требует работать не только в режиме

функционирования, но и в режиме развития. Развиваться -это значит применять

инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское

движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития

личности.

Волонтёр -это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру

в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!

Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа жизни,

толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит

Всемирная декларация добровольцев.

Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести

круг общения, помочь нуждающимся людям. В основе волонтерского движения

стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам

захотел, и сам выбрал что делать» Объединяя родителей, педагогов и детей

волонтёрской деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том,

что оно приведет:

-к более эффективному формированию у дошкольников милосердия,

ответственности, самостоятельности и инициативы;

-к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к

окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств,

является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького,

одинокого, больного.

Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная

возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для

успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе,

взаимодействие с окружающим социумом.

Основные ориентиры проекта:

Срок реализации проекта:

1 год (с 01.09.2022 по 31.05.2023) с дальнейшим пролонгированием.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители, социальные партнёры.

Практическая значимость:

Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе

свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность кото рых  продиктована доброй волей, а не принуждением, приведет к более эффективному

формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность,

коммуникабельность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских

отношений; повышению рейтинга детского сада. Всеми участниками проекта будет

осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад –

социум». Дошкольники могут приобрести позитивный опыт социального взросления

и социальной ответственности, почувствовать себя взрослыми и нужными.

Цель проекта: Внедрение волонтерского движения в деятельность детского сада, направленного на развитие духовно-нравственной личности дошкольников;

формирование у воспитанников активной жизненной позиции, умения

ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.

Задачи проекта:

1.Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов,

родителей детского сада.

2. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки

сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.

3. Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как

представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных

ценностей.

4. Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать

новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в

себе.

5. Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной

среды и этнической принадлежности.

6. Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о

ближнем, желание помогать другим людям.

Новизна проекта

Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию работы

современного педагога в дошкольном образовательном учреждении.

Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является

важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми

ориентирами ФГОСДО, духовно-нравственная культура складывается из установки

на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне

зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности,

религиозных верований, физических и психических особенностей.

Такая форма работы, как волонтёрская деятельность становится мощным средством

нравственного воспитания, коммуникации, необходимыми для совместной

деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Этапы реализации проекта: (2022-2023 учебный год)

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

1 этап -подготовительный, планово-прогностический (сентябрь 2022г.)

2 этап -практический, основной(октябрь 2022– май 2023г.)

3 этап – итоговый (май 2023г.)

План реализации проекта

Этап

Содержание этапа

I этап

подготовительный: сентябрь

2020 года.

-определение цели и задач проекта;

-планирование работы с детьми, родителями,

социальными партнерами;

-предварительная работа по сбору информации;

- анкетирование родителей;

-изучение литературы, интернет-ресурсов, опыт работы

Других ДОУ

Работа с педагогами ДОУ

-разработка механизма внедрения технологии

«волонтёрское движение»

-консультация для педагогов: «Что такое волонтёрство?»

-организация центра волонтёрского движения «Рука к

руке»

-подготовка различных атрибутов для работы в центре

волонтёрского движения (презентации, значки, эмблема,

футболки, галстуки, смайлики)

Работа с родителями

-консультации для родителей: «Волонтёрское движение в

детском саду», «Волонтёры: история и современность»

Работа с детьми

-кастинг детей для вступления в ряды волонтёрского

движения;

-знакомство детей с волонтёрами, с волонтёрской

деятельностью.

-просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры».

- чтение детской художественной литературы о добрых

делах, о взаимопомощи.

II этап

Практический, основной:

октябрь- май2020-2021

Октябрь

Работа с педагогами ДОУ/ Работа с родителями

- акция «День пожилого человека»

- размещение на сайте ДОУ информаии по созданию

волонтёрского движения в детском саду

Работа с детьми

- торжественное мероприятие «Рука к руке»

(принятие в ряды волонтерского движения)

- оформление стенда «Рука к руке»

- акция «День пожилого человека»

-изготовление подарков пожилым людям детьми,

совместно с родителями и педагогами

- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»

- трудовой десант «Убираем листья»

Ноябрь

Работа с педагогами и родителями

- выпуск и распространение буклетов «Волонтёр – это

актуально»

- акция «День матери»

- благотворительная акция «Твори добро»

Работа с детьми

- акция «День матери»

- изготовление подарков для мам

- беседа «Помогаю маме» – добрые дела дома

- выставка рисунков «Как я помогаю маме»

-неделя добра – помогаем малышам

- благотворительная акция «Твори добро»

Декабрь

Работа с педагогами

Работа с родителями

- оформление фотоальбома в рамках проекта «Наши

добрые дела»

Работа с детьми

- акция «Мешок Деда Мороза» - подарки для малышей

- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»

- чтение детской художественной литературы о добре, о

внимании и заботе о близких

- рефлексивные круги (чем я могу помочь и как на самом

деле помогаю)

Работа с социальными партнёрами

Приглашение в детский сад волонтёров-школьников.

Совместная деятельность, презентации.

Январь

Работа с педагогами

Работа с родителями

- творческий марафон «Мы – волонтёры!»

- акция «Покормите птиц зимой!»

Работа с детьми

- помогаем малышам

- неделя добрых дел

- акция «Покормите птиц зимой!»

- квест-игра совместно с родителями «Дорогою добра»

- оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками

Февраль

Работа с педагогами

Работа с родителями

- неделя добрых дел

-акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи

больным и нуждающимся

Работа с детьми

-презентация промо-ролика «Мы - волонтёры»

-неделя добрых дел

- акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи

больным и нуждающимся

- чтение художественной литературы о добре и зле

- акция «Книжка заболела»

Работа с социальными партнёрами

- Публикация в СМИ «Даурская новь» одеятельности

волонтёрского движения в детском саду

- Экскурсия в школу № 240, встреча с волонтёрами-

школьниками

Март

Работа с педагогами Работа с родителями

-Неделя волонтёрства в ДОУ

- акция «Женщины планеты»

Работа с детьми

- игровая и театрализованная деятельность:

«Мама для мамонтёнка», «Наши бабушки»

-художественно-творческая работа: рисунки детей к Дню

8 марта

-игры по развитию эмоциональной сферы детей,

коммуникации

- оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками

- фотоотчёт «Мои добрые поступки и дела»

- неделя добрых дел

Апрель

Работа с педагогами

Работа с родителями

- акция «День Земли»

- акция «Подари книгу детскому саду»

Работа с детьми

- акция «День Земли»

- трудовой десант «Убираем мусор»

- неделя добрых дел

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков»

- акция «Подари книгу детскому саду»

- репортаж «Мы – волонтёры»

Работа с социальными партнёрами

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков»

(приглашение родителей, социальных партнёров)

Май

Работа с педагогами

Работа с родителями

- акция «Георгиевская ленточка»

Работа с детьми

-акция «Георгиевская ленточка» - помощь ветеранам,

подарки, экскурсия на мемориал

- акция «Посади цветок»

-неделя добрых дел

- акция «Игрушка на память»

- оформление стенда «Рука к руке», фотоотчёт

Работа с социальными партнёрами

- совместный выход на мемориал со школьниками

- публикации в СМИ, на сайте ДОУ о работе

волонтёрского движения в рамках проекта

III этап

аналитический:

май 2021 г.

- Анализ результатов работы по внедрению волонтёрского дижения в ДОУ

- На основе данных анализа разработка дальнейшего

плана действий.

- Распространение опыта через СМИ, Интернет –

ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.Создание в ДОУ волонтёрского движения с детьми подготовительной к школе

группы, направленного на развитие духовно-нравственной личности дошкольников,

умение ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.

2. Использование педагогами комплекса воспитательных средств и методов,

способствующих у детей проявлению милосердия, доброты, толерантности, любви к

природе, преодолению отчуждения между воспитателями, детьми и родителями,

привлечение семьи к волонтёрскому движению в детском саду.

3. Формирование у детей предпосылок толерантного отношения к людям независимо

от культурной среды и этнической принадлежности.

4. Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у

дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые

качества, инициатива.

5. Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.

6. Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной

деятельности в рамках проекта.

Риски, негативные последствия реализации проекта и механизмы их

устранения.

Предполагаемые продукты:

1. Разработан комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации проекта:

а) создан стенд волонтёрского движения в детском саду «Рука к руке»

2. Разработаны методы, приемы, формы организации работы по внедрению в

педагогический процесс волонтёрского движения:

а) создан банк презентаций, художественной литературы по формированию у детей

милосердия, добра, заботы о людях, о природе;

б) разработаны сценарии квест-игр, мероприятий в рамках проекта;

г) разработаны и изготовлены дидактические игры, творческие задания,

психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей,

коммуникации.

Возможности дальнейшего развития проекта:

Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада. Привлекать новых социальных партнёров.

Список литературы:

1.Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная

мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований :

материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81

2.Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания//

Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

3.Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание

дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

4.Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин

Социальная работа. -2003. -№3. -С. 51-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностно-ориентационная деятельность как средство эффективной социализации дошкольника

В данной презентации затронута одна из основных задач ФГОС: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в...

План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2021-2022учебный год

Направление работы: «Волонтерское движение в детском саду»План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2021-2022учебный год...

План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2022-2023 учебный год

Направление работы: «Волонтерское движение в детском саду»План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2022-2023 учебный год...

Проектная деятельность "Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников".

Целью внедрения волонтерского движения в детском саду является-развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, а также становление ...

Волонтерское движение в ДОУ, как средство эффективной социализации дошкольников.

ФГОС ДО неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности своей и другого человека, к окружающей среде...

Воспитательная практика «Волонтерское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников»

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий явля...

Мастер - класс "Волонтерское движение в ДОО как средство эффективной социализации дошкольников"

Данный мастер-класс  помогает  распространить среди педагогов, воспитателей   наш опыт по организации волонтерского движения в ДОО....