Семинар - практикум «Дидактические развивающие игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»
консультация

Курбанова Зинфира Шарифуллаевна

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_1.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

     

Семинар - практикум

«Дидактические развивающие игры,

 как средство развития интеллектуальных

   и творческих способностей детей»

Воспитатель:

Курбанова З.Ш.

 

 

 

 

 

Ноябрь 2025 г.

 

 

     

Цель семинара: 

  • повышение         профессиональной         компетентности         воспитателей         через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми,
  • знакомство с игровыми  развивающими  технологиями Б.П. Никитина,             В. В. Воскобовича, блоками Дьенеша, палочки Кюизенер и их применением в разных формах работы в детском саду.

Ход семинара

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Значение игры для ребёнка дошкольного возраста? 

  • Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.
  • Игра организует чувства ребёнка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребёнка.
  • С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.
  • Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребёнок приобщается к культуре страны, в которой живёт и культуре мира.
  • Игра помогает ребёнку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребёнок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.
  • Именно в игре развивается воля ребёнка, поскольку ребёнок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
  • В ходе игры развивается умственная деятельность ребёнка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребёнок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причём он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

 

В педагогике игры делятся на две большие группы. Это? 

  • творческие игры;
  • игры с правилами.

Творческие игры делятся на:…? 

  • сюжетно-ролевые;
  • игры-драматизации;
  • строительно-конструктивные.
  • дидактические.

Виды игр для развития ребёнка? 

  • подвижные;
  • сюжетно-ролевые;
  • настольные;
  • дидактические;
  • деловые и пр.

 

Творческие игры создаются самими детьми под руководством воспитателя. В чём заключается задача педагога при руководстве творческими играми? 

  • помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;
  • помочь сделать нужную для игры постройку;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

1. Игровая технология палочки Кюизенера.

Дидактический материал, который придумал математик из Бельгии Кюизенер в 50-е годы ХХ века, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Существует множество наборов с разным количеством счетных палочек, но у всех наборов единый принцип конструкций:

  • Все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной равной 1см.;
  • Палочки одного размера окрашены одним цветом; в наборе палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные, бордовые, оранжевые и одна коричневая палочка; самую маленькую палочку белого цвета . длиной в 1 см. можно назвать «кубик» ;
  • Каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см.; следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увеличения длины имеет значение числа: розовая – 2, голубая -

3 и т.д.

На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.

Игры и занятия с палочками доставят детям и взрослым интеллектуальное удовольствие в часы семейного досуга, привнося элементы соревновательного азарта в коллективные игры. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для усвоения новых знаний.

2. Игровая технология блоки Дьенеша.

Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша. Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

  1. знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
  2. способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
  3. помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
  4. дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
  5. способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.
  6. помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
  7. развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной. Для дошкольников, которые только начинают знакомиться с блоками Дьенеша, целесообразно упростить набор до 24 геометрических фигур, исключив вариант толстых форм. В игре остаются только тонкие или только толстые фигуры. Таким образом, все фигуры имеют отличие только по трем признакам: цвету, форме и величине.

Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

3.Развивающие игрушки по методике Никитина — это логические игры для детей, разработанные супругами Борисом Павловичем и Еленой Алексеевной Никитиными. Методика раннего развития, созданная семьей Никитиных известна во всем мире. Их эффективная система опробована на своих собственных семерых детях.  Эта нетрадиционная методика, позволяющая развить у ребенка интеллектуальные способности, широко используется в нашей стране и за ее пределами.  Разрабатывая серию игр для детей, супруги Никитины исходили из того, что игра служит воспитательным аспектом и способна с первых лет жизни развивать личностные черты характера.

Игры Никитина («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Кирпичики»  и др.) замечательны тем, что в них можно играть всей семьей. Возраст определяется только степенью сложности заданий. 

В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям".

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста,          задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей,
  • ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи,
  • игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества,
  • играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Игры Никитина («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Кирпичики»  и др.) замечательны тем, что в них можно играть всей семьей. Возраст определяется только степенью сложности заданий. 

3. Игровые развивающие  технологии В.В. Воскобовича

Сейчас я предлагаю вам  познакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Вадимович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. Первые игры Воскобовича появились еще в 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Затем появились и методические сказки.  

Цели и задачи технологии. 1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.  

  1. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
  2. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).  
  3. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.  
  4. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
  5. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов

В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка.

     Особую заботу воспитателя составляет создание « материального центра» игры:       подбор игрушек, картинок и других материалов для игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар для педагогов на тему "Дидактическая игра как средство развития художественно-творческих способностей детей в изодеятельности",

В ходе семинара рассматривается основные функции дидактической игры, структура дидактической игры. Дидактические игры с развитием разных вариатов....

МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Музыкально-дидактические игры -как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совер...

Мастер – класс на тему «Развивающее дидактическое пособие «Занимательная карусель» как средство развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

Создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.Дидактическое развивающ...

Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников"

Организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредств...

Музыкально-развивающие игры для голоса как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Статья о том как музыкально-развивающие игры для голоса влияют на голос ребенка и его творческие способности....