МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Музыкально-дидактические игры -как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Щелкова Тамара Петровна

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Музыкально-дидактические игры -как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»

Функции игры.

Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Методика организации дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению игры, её проведение и анализ

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

определение наиболее удобного времени проведения дид.игры;

выбор места для игры;

определение кол-ва играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

подготовка необходимого дид. материала для выбранной игры (игрушки ,разные предметы ,картинки и др.);

подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с дид. материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа ,в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид. задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

  В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

 Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

  Дидактические игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

На занятиях Методические рекомендации по планированию дидактических игр.

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста -основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня. Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

  На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

  При планировании дидактических игр в воспитательном -образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий использовать следующие типы дидактических игр:

сюжетно-ролевые;

подвижные;

настольные.

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.

Характерным для каждой дидактической      игры  является наличие в ней:

обучающей задачи; содержания; правил; игровых действий.

Копилка музыкально — дидактических игр

для воспитателей

Дидактическая игра «Дорожка для голоса»

Цель: Развитие звуковысотного слуха.

Описание: Педагог должен объяснить детям, что каждый музыкальный звук обладает своей высотой, именно она отличает музыкальный звук от любого другого (скрипка, треска, шороха и. т. д.) .

Высоты звука можно изобразить в виде линии. В зависимости от мелодии, у нас получится кривая или прямая линия.

Дидактическая игра «Угадай – ка»

Цель: Развитие звуковысотного, тембрового слуха.

Описание: 4-6 больших карточек – каждая разделена на две части. На первой изображено большое животное, на второй – ее детеныш. Педагог произносит: «Му – Му» (ля 1 октавы, дети закрывают фишкой картинку с теленком.

Дидактическая игра «Сложи песенку»

Цель: Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (куплет и припев), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Описание: Педагог исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев и припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей «Сложить песенку» с помощью разноцветных фигур.

«Работа над дикцией»

Цель: Развитие у детей правильного произношения слов и четкой дикции.

Дидактическая игра «Веселые пчелки»

Веселых пчелок можно использовать в нескольких вариантах:

«Музыкальный полет»

Цель: Развитие звуко  высотного и тембрового слуха. Подготовка голосового аппарата к точному интонированию мелодии.

Описание: Педагог предлагает «оживить» пчелок и познакомить их со свойствами музыкальных звуков. Звуки бывают тихими и громкими (дети, жужжа за пчелок, последовательно передают эти динамические оттенки, высокими и низкими голосами (дети сопровождают  звук имитационное пение взлетом и падение руки с бумажной пчелкой.)

Музыкальное приключение «Непрошеный гость»

Цель: Развитие фантазии, творческой активности при создании воображаемой ситуации. Передача в импровизационной песенке контрастных эмоциональных состояний: беспокойного, сердитого, гневного и спокойного, ласкового, мягкого. Установление музыкально – двигательных ассоциативных связей при передаче игрового образа.

Музыкальные диалоги, или парные жужжалочки

Цель: Воспитание ценностного отношения к творческим проявлениям партнера по игре. Развитие способности различать оттенки настроений и выражать это в импровизационном пении.

Описание: Дети делятся на пары. Они могут стоять или сидеть на ковре. В руках у каждого – бумажная пчела. Педагог предлагает детям выразить в песенках – жужжалочках следующие сюжетные ситуации.

Одна пчелка жалуется, другая ее успокаивает.

Одна пчелка задает вопросы, другая ее поучает.

Одна рассказывает секрет, другая удивляется.

Пчелки ссорятся между собой.

Пчелки просят прощения друг у друга.

Пчелки веселятся и т. п.

Игры, направленные на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти

«Передай ритм»

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Примечание: Ведущим может быть музыкальный руководитель, воспитатель, ребенок. Дети стоят паровозиком или сидят на стульях друг за другом.

«Дождик: кап! »

ритмическая речевая игра

Описание: Дети выполняют движения, сидя на стульчиках. Они учатся четко произносить слова с ритмичным движением рук и ног, делают упражнения вместе с педагогом без музыки.

Дети средней группы проговаривают конец фразы: кар-кар-кар, хлоп, хлоп, хлоп и т. п.

Птица:кар, кар, кар!

Ветер:хлоп, хлоп, хлоп!

(дети ритмично хлопают в ладоши.)

Дождик: кап, кап, кап!

(хлопают ладошами по коленям)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп!

(топают попеременно ногами)

Дети:ха, ха, ха!

(вытягивают руки вперед ладонями вверх.)

Мама: ах, ах, ах!

(качают головой, держась за нее руками.)

Дождик: кап, кап, кап!

(хлопают ладонями по коленям.)

Туча: бах, бах, бах!

(топают ногами)

Игры на развитие звуковысотного слуха

Дидактическая игра «Кто поёт? »

Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний) .

Игровой материал: Три карточки из картона с изображением мамы, папы, сына.

Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса,

звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном походе) ; пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поёт сыну) ; в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор.

Музыкальный материал: «Рассказ папы», «колыбельная песня», «Маленький марш» Г. Левкодимова.

Дидактическая игра «Повтори звуки»

Игровой материал: Карточки с изображением трёх бубенчиков: красный – «дан», зелёный – «дон», жёлтый – «динь»; металлофон; три больших карточки с изображением таких же бубенчиков.

Ход игры: Ведущий-педагог показывает детям большую карточку с бубенчиками и рассказывает о том, что каждый бубенчик имеет свой цвет, свою высоту и своё имя. Красный бубенчик звучит низко и поёт «Дан-дан». Зелёный бубенчик звучит повыше и поёт «Дон- дон- дон». Жёлтый бубенчик звучит высоко и поёт «Динь-динь-динь». После педагог предлагает детям спеть, как каждый бубенчик и раздаёт всем карточки с изображением бубенчиков. Воспитатель поёт и играет определённый звук на металлофоне, ребята узнают,

какой из бубенчиков звучит, поют и поднимают карточки, соответствующие этому звуку.

Дидактические игры для развития певческих навыков

Дидактическая игра «Птицы и птенчики»

Цель: Развитие звуковысотного слуха, формирования творческих способностей и воображения.

Описание: Педагог играет высокие и низкие звуки. Когда звучат высокие звуки- дети показывают птенчика, когда низкие - птицу.

«Узнай и сложи попевку»

Цель: Передавать ритмический рисунок знакомых  попевок. И узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную  попевку.

Описание: Для пособия используют магнитную доску. Прямоугольники разной длины, но одинаковой ширины. Длинные   прямоугольники соответствуют долгим звукам, короткие – коротким. Чередуя прямоугольники разной длины, можно условно изобразить ритмический рисунок любой мелодии, исполняемой педагогом.