Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников
консультация на тему

Петровская Марина Владимировна

 Доклад "Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников"

                         «Русский народ не должен терять своего нравственного    

                         авторитета среди других народов – авторитета, достойно

                         завоёванного  русским искусством, литературой. Мы не                                         

                         должны забывать о своём культурном прошлом, о наших

                         памятниках,  литературе, языке, живописи... Национальные

                         отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы

                         будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей

                         знаний».

                                                                                           Д.С.Лихачёв

 

   

   Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа всегда было предметом пристального внимания педагогов дошкольных образовательных учреждений. Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далёкую древность. Многочисленные жанры фольклора – предания, былины, сказки, песни – повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение. Не случайно во всех странах мира народному творчеству отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранение и укрепление национальной культуры.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_folklor_kak_sredstvo_razvitiya.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Музыкальный фольклор как средство развития

 музыкальных творческих способностей дошкольников

                         «Русский народ не должен терять своего нравственного    

                         авторитета среди других народов – авторитета, достойно

                         завоёванного  русским искусством, литературой. Мы не                                        

                         должны забывать о своём культурном прошлом, о наших

                         памятниках,  литературе, языке, живописи... Национальные

                         отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы

                         будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей

                         знаний».

                                                                                           Д.С.Лихачёв

   

   Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа всегда было предметом пристального внимания педагогов дошкольных образовательных учреждений. Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далёкую древность. Многочисленные жанры фольклора – предания, былины, сказки, песни – повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение. Не случайно во всех странах мира народному творчеству отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранение и укрепление национальной культуры.

   

     Современный дошкольник живёт во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребёнок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, вокруг звучат мотивы. Отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят люди-пауки и бэтмены. Как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло? Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.

 

    Русский фольклор – кладезь народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, русские народные песни, заклички, календарные песни – всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ.

    Притягательную, магическую силу фольклора чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента.

      Русский фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, музыкального фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности и т.д. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

   На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке. Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Когда только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление. Развиваются способности, умения и навыки.

Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно погружение в истоки национальной культуры.

   Именно фольклор с первых лет жизни служит средством формирования мировоззрения ребёнка в целом, развивает образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. В течение многих веков народные песни, прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучая малышей и приобщая их к высокой моральной культуре  своего народа. Ребёнок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его влияние трудно переоценить. Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, собиратель народного фольклора П.И.Киреевский говорил: «Кто не слышал русской песни ещё над колыбелью, и кого её звуки не сопровождали во всех переходах жизни, у того, разумеется,  ничто не встрепенётся при её звуках, на которых  душа его выросла, она ему ничего не напомнит...»

     Дети в детском саду неравнодушно относятся к народной музыке. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Она формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь народными поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюсь яблонькой, Ваня-простота и др.). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст.

        Народные песни хороши ещё и тем, что их можно инсценировать. Зная особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, следует использовать унисонное пение при исполнении попевок и песен. Пение напевных песен, удлиняя вдох и углубляя выдох, активизирует главную дыхательную мышцу – диафрагму – и вырабатывает при  этом постепенное расходование воздуха. Т.о., напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания.

   В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой для развития внутреннего слуха.

     Необходимо привлечь внимание к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребёнка к своей национальной культуре.

   Для  достижения данной цели необходимо создать такие условия, которые предоставят возможность и педагогам, и детям погрузиться в мир русского быта, русской культуры в целом.

    При организации работы по приобщениию детей к народному музыкальному фольклору решаются такие задачи:

                          Воспитательные:

  • формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;
  • воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

   учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущего хозяина (хозяйку, мужа (жену).

                                    Образовательные:

  • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
  • формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
  • развивать самостоятельность, инициативу и импровозационные способности у детей.
  •  Кроме того, развивается эмоциональная сфера ребёнка. Его сенсорные способности. Занятия с использованием русского музыкального фольклора формируют у детей миропонимание, развиваются творческие способности.

   Календарные праздники – это не только своеобразный итог проведённой работы с детьми по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Фольклорные праздники – возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок.

    В нашем детском саду существует традиция проводить развлечения: «Пришла Коляда», «Святки», «Масленица», «Пасха», «Праздник Ивана Купалы» и т.д. На занятиях мы включаем песни, прибаутки, потешки из фольклорного репертуара. Народные игры дети очень любят («Гори ясно», «Ловушка» и т.д.  Проводим кукольные представления – русские народные сказки: «Теремок», Репка» «Заюшкина избушка», «Маша и медведь» и т.д.

   Вокальная группа «Росинка» ежегодно принимает участие в областном конкурсе «Журавушка», конкурсе хоровых коллективов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников

Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для де...

Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности...

Консультация на тему: "Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников"

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов. Занятия, в которых используется фольклор, име...

Консультация для педагогов «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

Консультация на тему: «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор — как средство развития творческих способностей дошкольников »

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня - не в экономических реформах, не в смене политической систе...

Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

 Русский народный фольклор - это кладезь народной мудрости! Пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, заклички, русские народные песни, календарные песни, кол...