Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников
консультация

Иванова Светлана Юрьевна

Выступление на педагогической конференции 2019г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников.

Печать

Слайд 1

 В дошкольном детстве закладываются основы духовного развития, эстетического сознания, художественной культуры. Вот почему особое значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение. Материал, предлагаемый детям, должен будить их фантазию и воображение, вызывать эмоциональный отклик и побуждать к творческой активности. Таким материалом для дошкольников может быть русский фольклор.

Слайд 2

 Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

Слайд   3

Использование фольклора  позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях,  поэтому фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в доброту, красоту нашего мира.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребенок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал. 

Слайд 4

Меня, как музыкального руководителя, больше интересует детский музыкальный фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей.

Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

С музыкальным фольклором дети знакомятся в повседневной жизни, на музыкальных и других занятиях, развлечениях, утренниках и народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства,

тревоги –словом, обеспечивает эмоционально –психическое благополучие.

Слайд 5

Наиболее распространенным и доступным средством является песня. Народная песня одно из ярких произведений музыкального фольклора входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Песни призваны помочь интересней преподнести детям сказку, ярче иллюстрировать действия ее героев, дают наиболее полный выход эмоциональной  энергии детей, их темпераменту и творческой активности. Ребенок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально.

С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока –сорока» и т. д. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.

Слайд 6

Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки,  потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях.

Знакомя детей с жанром колыбельной песни, мы вовлекаем ребенка в игру, связанную с убаюкиванием любимой куклы, но одновременно с этим стремимся к достижению напевности при исполнении песни, поощряем песнетворчество дошкольников. Колыбельные песни несут в себе народную мудрость и красоту – это частица фольклора.

Работая с малышами над музыкально – ритмическими  движениями  мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям:

Слайд 7

 

«Из – под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах ты , береза», «Коробейники» и т.д. Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.

Слайд 8

Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.

   В работе с детьми средней, старшей и  подготовительной групп, я использую другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто

 где – то напевают, а поют обрядовые песни целиком.

Слайд 9

Решая проблему развития творческой активности каждого ребенка, следует учитывать, что она на всех этапах его развития в процессе освоения музыкально – фольклорного творчества выражается в трех формах: подражание;  исполнение  по просьбе взрослых необходимых действий; самостоятельные действия. Они предполагают  сформированность определенных знаний, умений и навыков.

Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей ДОУ.

При обращении к истокам русской культуры неизбежно затрагивается земледельческий календарный фольклор и календарные обрядовые праздники. Совсем необязательно посвящать детей в глубинный магический смысл древних обрядов или разъяснять им более позднее наслоение церковно – христианского значения определенных календарных дат. Фольклорные праздники, с которыми знакомятся дети, - это яркая образная игра, где обыденное превращается в сказочное, где действие сопровождается нарядными костюмами, скороговорками, закличками, считалками, столь близкими детскому восприятию.

Слайд 10

  

 Результатом моей  деятельности, как музыкального руководителя, является проведение календарных и фольклорных праздников. В зимних праздниках дети знакомятся с доступными их возрасту колядками и играют в народные игры, проявляют творческую фантазию в инсценировании песен. Интересно проходят «Рождественские святки»,  где приглашаем гостей – хор ветеранов «Углегорочки». Вместе с детьми гости водят хороводы, поют песни, играют в народные игры.

Праздник Масленица проводим  основную  часть в группе, а потом идём на улицу с традиционным угощение блинами и чаем.

Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилет птиц), «Встреча Весны», «Благовещение», «Пасха». Здесь происходит знакомство дошкольников с весенними закличками, хороводными песнями, приметами весны. Дети вспоминают, какие птицы прилетают весной, т. е. осуществляется интеграция с другими образовательными областями (экология, знакомство с художественной литературой и др.)

Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего.

Таким образом, когда дети  поют  песни, участвуют   в народных танцах, водят хороводы, играют   на народных музыкальных инструментах, играют  в народные игры - у них   формируется  исполнительская и творческая активность.

Слайд 11

Основываясь на своём  опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

Слайд 12

В апреле месяце воспитанники детского сада корпуса 3 приняли участие в театральном конкурсе. Это был мой первый опыт, и он удался. Дети заняли 1 место среди 9 детских садов г.Свободного. За основу   музыкального спектакля мы взяли русскую народную сказку «Летучий корабль». Ну, а что у нас получилось, можно посмотреть на экране.

Видео сказки (фрагмент)

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

Спасибо за внимание!