Главные вкладки

    Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников
    консультация

    Иванова Светлана Юрьевна

    Выступление на педагогической конференции 2019г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников.

    Печать

    Слайд 1

     В дошкольном детстве закладываются основы духовного развития, эстетического сознания, художественной культуры. Вот почему особое значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение. Материал, предлагаемый детям, должен будить их фантазию и воображение, вызывать эмоциональный отклик и побуждать к творческой активности. Таким материалом для дошкольников может быть русский фольклор.

    Слайд 2

     Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

    Слайд   3

    Использование фольклора  позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях,  поэтому фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в доброту, красоту нашего мира.

    Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребенок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал. 

    Слайд 4

    Меня, как музыкального руководителя, больше интересует детский музыкальный фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей.

    Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

    С музыкальным фольклором дети знакомятся в повседневной жизни, на музыкальных и других занятиях, развлечениях, утренниках и народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства,

    тревоги –словом, обеспечивает эмоционально –психическое благополучие.

    Слайд 5

    Наиболее распространенным и доступным средством является песня. Народная песня одно из ярких произведений музыкального фольклора входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Песни призваны помочь интересней преподнести детям сказку, ярче иллюстрировать действия ее героев, дают наиболее полный выход эмоциональной  энергии детей, их темпераменту и творческой активности. Ребенок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально.

    С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока –сорока» и т. д. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.

    Слайд 6

    Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки,  потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях.

    Знакомя детей с жанром колыбельной песни, мы вовлекаем ребенка в игру, связанную с убаюкиванием любимой куклы, но одновременно с этим стремимся к достижению напевности при исполнении песни, поощряем песнетворчество дошкольников. Колыбельные песни несут в себе народную мудрость и красоту – это частица фольклора.

    Работая с малышами над музыкально – ритмическими  движениями  мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям:

    Слайд 7

     

    «Из – под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах ты , береза», «Коробейники» и т.д. Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.

    Слайд 8

    Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.

       В работе с детьми средней, старшей и  подготовительной групп, я использую другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто

     где – то напевают, а поют обрядовые песни целиком.

    Слайд 9

    Решая проблему развития творческой активности каждого ребенка, следует учитывать, что она на всех этапах его развития в процессе освоения музыкально – фольклорного творчества выражается в трех формах: подражание;  исполнение  по просьбе взрослых необходимых действий; самостоятельные действия. Они предполагают  сформированность определенных знаний, умений и навыков.

    Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей ДОУ.

    При обращении к истокам русской культуры неизбежно затрагивается земледельческий календарный фольклор и календарные обрядовые праздники. Совсем необязательно посвящать детей в глубинный магический смысл древних обрядов или разъяснять им более позднее наслоение церковно – христианского значения определенных календарных дат. Фольклорные праздники, с которыми знакомятся дети, - это яркая образная игра, где обыденное превращается в сказочное, где действие сопровождается нарядными костюмами, скороговорками, закличками, считалками, столь близкими детскому восприятию.

    Слайд 10

      

     Результатом моей  деятельности, как музыкального руководителя, является проведение календарных и фольклорных праздников. В зимних праздниках дети знакомятся с доступными их возрасту колядками и играют в народные игры, проявляют творческую фантазию в инсценировании песен. Интересно проходят «Рождественские святки»,  где приглашаем гостей – хор ветеранов «Углегорочки». Вместе с детьми гости водят хороводы, поют песни, играют в народные игры.

    Праздник Масленица проводим  основную  часть в группе, а потом идём на улицу с традиционным угощение блинами и чаем.

    Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилет птиц), «Встреча Весны», «Благовещение», «Пасха». Здесь происходит знакомство дошкольников с весенними закличками, хороводными песнями, приметами весны. Дети вспоминают, какие птицы прилетают весной, т. е. осуществляется интеграция с другими образовательными областями (экология, знакомство с художественной литературой и др.)

    Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего.

    Таким образом, когда дети  поют  песни, участвуют   в народных танцах, водят хороводы, играют   на народных музыкальных инструментах, играют  в народные игры - у них   формируется  исполнительская и творческая активность.

    Слайд 11

    Основываясь на своём  опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

    Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

    Слайд 12

    В апреле месяце воспитанники детского сада корпуса 3 приняли участие в театральном конкурсе. Это был мой первый опыт, и он удался. Дети заняли 1 место среди 9 детских садов г.Свободного. За основу   музыкального спектакля мы взяли русскую народную сказку «Летучий корабль». Ну, а что у нас получилось, можно посмотреть на экране.

    Видео сказки (фрагмент)

    Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников

    Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для де...

    Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников.

    Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности...

    Консультация на тему: "Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников"

    В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов. Занятия, в которых используется фольклор, име...

    Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

    Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей с овз. Воспитание детей на традициях русской культуры -одно из главных направлений обновления содержания педагогического процес...

    Консультация для педагогов «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

    Консультация на тему: «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...

    Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор — как средство развития творческих способностей дошкольников »

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня - не в экономических реформах, не в смене политической систе...

    Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

     Русский народный фольклор - это кладезь народной мудрости! Пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, заклички, русские народные песни, календарные песни, кол...