"Использование нетрадиционных игр и пособий для развития у детей ориентировки в пространстве как предпосылки познавательных универсальных учебных действий."
консультация (старшая группа)
Использование нетрадиционных игр и пособий для развития у детей ориентировки в пространстве как предпосылки познавательных универсальных учебных действий.
Умение ориентироваться в пространстве – один из необходимых компонентов общего развития ребенка, его готовности к школьному обучению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 826.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных игр и пособий для развития у детей ориентировки в пространстве как предпосылки познавательных универсальных учебных действий.
Умение ориентироваться в пространстве – один из необходимых компонентов общего развития ребенка, его готовности к школьному обучению.
Недостаточно развитая пространственная ориентировка ребенка приводят к отставанию в обучении письму, чтению, а также усвоению математических понятий.
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, более ранней системой ориентации является схема тела. Смысл выполнения упражнений заключен в том, что каждое направление закрепляется определенным движением.
В понятие пространственная ориентировка входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.
Развитие пространственной ориентировки осуществляют в 4 этапа:
1 этап. Обучение детей ориентировке “на себе”, в схеме собственного тела.
2 этап. Обучение детей определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя».
3 этап. Обучение детей моделированию предметно – пространственных построений.
4 этап. Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.
Обучению детей ориентировке “на себе”, в схеме собственного тела первостепенная роль отводится различению «правого-левого».
Ребенок должен понимать, где правая рука, где левая рука, правое ухо, левое ухо и т. д.
Как только ребенок начинает осознавать части тела, их положение в пространстве, свою возможность контролировать движения и реагировать соответственно на осязаемые, зрительные, слуховые и другие воздействия извне, начинается постепенное приобретение чувства осознания своего тела. Именно благодаря движениям устанавливается представление о теле, включая то, что оказывает влияние и на эмоциональную жизнь. Целенаправленная проработка телесной сферы ребенка актуализирует ресурс развития и создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком собственно когнитивных программ (психологических, педагогических, логопедических и т. д.).
Концепция тела формируется в процессе интеграции перцептивно-моторных двигательных переживаний. Это происходит параллельно сенсомоторному развитию ребенка. Следовательно, сенсомоторные нарушения неблагоприятно влияют на представление о теле. В раннем возрасте ребенок учится узнавать свое тело и его части. Самая простая ориентировка - "покажи глазки, ушки" и так далее - уже в раннем возрасте. В 3-4 года малыш начинает осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве. Самое простое - "вверху- внизу", "впереди- позади" и, менее очевидное, "справа- слева".
Затем он осознает свое тело в пространстве по отношению к другим объектам. При этом ребенок воспринимает свое тело как двигательную систему, постоянно изучая свои моторные возможности. 4-5-летний дошкольник осваивает ориентировку в пространстве, соотнося предметы и стороны корпуса: вверху - где голова, внизу - где ноги. Он сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с ребёнком правую и левую стороны тела. Если малышу трудно запомнить это, то надо создать какие-то "якоря".
"Якоря" для ориентировки в пространстве
Часто таким "якорем" становится ведущая рука. Ребёнку говорят: "Ты держишь ложку (карандаш, ножницы, допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая".
Такой способ срабатывает не у всех. Тогда на левую руку можно повязать красную шерстяную нитку. Ребёнок может носить нитку до тех пор, пока не запомнит понятия "правое и левое". Девочке вместо нитки можно надеть браслетик.
Ещё одним "якорем" для детей дошкольного возраста может стать сердце. Мы говорим малышу: "Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним левая рука, левая сторона тела".
Можно и целесообразно организовывать разнообразные игры на развитие пространственных представлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Развитие у детей ориентировки в пространстве»
Определение положения предметов по отношению к другому...

"Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Развитие познавательных универсальных учебных действий"
Одна из самых актуальных проблем современной возрастной психологии - это проблема готовности ребёнка к школьному обучению....

Развитие у детей ориентировки в пространстве
Важность ориентировки в пространстве для детей с функциональными нарушениями зрения....

Методы формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у дошкольников
Презентация для методического семинара. выступление прозвучало на муниципальном конкурсе "Педа.гог года - 2016" (первое место). В презентации раскрыты основные методы, используемые в работе воспитател...

Развитие у детей ориентировки в пространстве
Развитие у детей ориентировки в пространстве - определение положения предметов по отношению к другому.Особенно важна ориентировка в пространстве для детей с функциональными нарушениями зрения...

Предпосылки формирования универсальных учебных действий через знакомство дошкольников с мнемотехникой.
Все чаще мы, дошкольники стали встречаться с понятие универсальные учебные действия и предпосылками их формирования в дошкольном возрасте?Что же это за УУД? Имеют ли они место быть у нас в детском сад...

«Как помочь родителям детей старшего дошкольного возраста развить у них универсальные учебные действия?»
Универсальные учебные действия – это умение учиться, это способность ребенка к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоен...








