Консультация для педагогов и родителей
консультация (старшая, подготовительная группа)
Консультация для педагогов и родителей:
Игровые методы и приёмы развития познавательных процессов у детей с ЗПР в условиях ДОУ
Цель: Дать практические рекомендации по использованию игровых технологий для коррекции и развития основных познавательных процессов у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в детском саду.
Введение
У детей с ЗПР наблюдается своеобразие в развитиивнимания, восприятия, памяти, мышления и речи. Игра — естественная и наиболее эффективная форма коррекционной работы, так как она снижает тревожность, создаёт положительную мотивацию и позволяет незаметно для ребёнка тренировать дефицитарные функции.
1. Развитие ВНИМАНИЯ (неустойчивость, низкая концентрация, трудности переключения)
· Приём «Делай как я!» (моторное внимание):
· Игра «Зеркало»: Педагог делает простые, затем всё более сложные движения (похлопал по коленям, скрестил руки, дотронулся до уха). Ребёнок должен быть точным «отражением».
· Игра «Повтори ритм»: Отстучать простой ритм ладошками, карандашом по столу. Усложнение — ритмические рисунки (два коротких, один длинный).
· Приём «Найди и не отвлекайся!» (зрительное внимание):
· Игра «Лабиринты»: Классические и тематические лабиринты (помоги зайчику дойти до морковки).
· Игра «Найди отличия»: Начинать с 2-3 очевидных отличий на крупных картинках.
· Игра «Что исчезло?» («Чего не стало?»): На столе 3-5 игрушек. Ребёнок закрывает глаза, одна убирается. Нужно назвать, какой игрушки нет.
· Приём «Слушай и выполняй!» (слуховое внимание):
· Игра «Съедобное — несъедобное» (с мячом): Классика, которая никогда не надоедает.
· Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»: Разноцветные ладошки (красная — кричать «Ура!», зелёная — шептать «ш-ш-ш», синяя — сидеть тихо). Педагог меняет сигналы, темп игры постепенно ускоряется.
2. Развитие ВОСПРИЯТИЯ (фрагментарность, неточность, нарушение целостности образа)
· Приём «Узнай по части, звуку, ощущению»:
· Игра «Волшебный мешочек»: Узнать предмет на ощупь (геометрические фигуры, игрушки, фрукты).
· Игра «Кто как голос подаёт?»: Аудиозаписи звуков природы, животных. «Кто это? Где живёт?»
· Игра «Собери целое»: Разрезные картинки. Начинать с 2-х частей, разрезанных по прямой, затем увеличивать количество частей и усложнять линии разреза.
· Приём «Уточняем свойства» (цвет, форма, величина):
· Игры с сортерами, вкладышами, рамками Монтессори.
· Игра «Найди такой же»: Сопоставить предмет с его изображением, найти пару одинаковых предметов среди похожих.
· Игра «Разложи по порядку»: Серпантинка по размеру (матрешки, пирамидки, полоски разной длины).
3. Развитие ПАМЯТИ (низкий объём, преобладание механической памяти над смысловой)
· Приём «Запомни и повтори» (опора на наглядность и движение):
· Игра «Запомни и покажи»: Педагог показывает 3-4 движения, ребёнок повторяет в той же последовательности.
· Игра «Магазин»: «Купи в магазине то, что я назову…» (список из 3-4 товаров). Можно дать «тележку» — листок, где ребёнок может сделать символические рисунки-подсказки.
· Приём «Запоминаем через ассоциации и смысл»:
· Игра «Парочки» (Memory): Карточки перевёрнуты рубашкой вверх. Нужно найти две одинаковые, запоминая месторасположение.
· Игра «Что сначала, что потом?»: Серии сюжетных картинок (от 2-х до 4-х). Восстановить последовательность событий и составить по ним рассказ.
4. Развитие МЫШЛЕНИЯ (затруднения в анализе, синтезе, сравнении, обобщении)
· Приём «Сравни и найди лишнее» (наглядно-образное мышление):
· Игра «Четвёртый лишний»: «Яблоко, груша, морковь, слива. Что лишнее? Почему?» (с опорой на реальные предметы или чёткие картинки).
· Игра «На что похоже?»: Ищем сходства между геометрической фигурой и предметами в комнате (круг — как колёсико, тарелка).
· Приём «Раздели на группы» (словесно-логическое мышление):
· Игра «Разложи картинки»: Даны картинки с животными, транспортом, посудой. Нужно разложить по группам и назвать группу одним словом.
· Игра «Цепочка ассоциаций»: Солнце — тепло, лето — песок, песок — куличик... (строим цепочку из слов, связанных по смыслу).
· Приём «Думаем руками» (наглядно-действенное мышление):
· Конструирование по образцу и по словесной инструкции: «Построй такую же башню» или «Построй гараж для большой машинки справа от дома».
· Игры-головоломки: Простые пазлы, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
5. Развитие РЕЧИ (бедность словаря, аграмматизмы, трудности построения высказывания)
· Все перечисленные игры сопровождаются активным речевым общением! Важно постоянно проговаривать действия: «Что ты делаешь?», «Что это?», «Какого цвета?», «Куда положил?».
· Сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Больница», «Семья»): Создают естественную потребность в диалоге.
· Игры-инсценировки по простым сказкам («Колобок», «Репка»): Развивают связную речь и эмоциональность.
· Игры со словами: «Назови ласково», «Один-много», «Закончи предложение».
Ключевые принципы организации игр с детьми с ЗПР:
1. От простого к сложному: Всегда начинаем с доступного уровня, создаём ситуацию успеха.
2. Повторяемость и закрепление: Игровые приёмы повторяются в разных вариантах, чтобы сформировать устойчивый навык.
3. Наглядность и опора на практические действия: «Увидел — потрогал — сделал — сказал».
4. Короткая продолжительность: 7-12 минут активной игровой деятельности, чтобы не допустить утомления.
5. Эмоциональный контакт и поддержка: Частая положительная оценка усилий ребёнка («Молодец, как старался!», «У тебя отлично получается!»).
6. Сотрудничество с родителями: Рекомендовать простые игры для дома, чтобы закреплять навыки в привычной обстановке.
Заключение
Систематическое использование игровых методов виндивидуальной и подгрупповой работе позволяет мягко и эффективно корректировать недостатки познавательной сферы детей с ЗПР, закладывая прочную основу для их дальнейшего обучения и социализации. Игра — это мост, по которому ребёнок с особыми образовательными потребностями приходит к успеху.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"
Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов и родителей...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «Социальный педагог в ДОО»
В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ УСИЛЕНИЕ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА. ЛЮБОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, В СТЕНАХ КОТОРОГО НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, С...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...

Консультация для педагогов и родителей «Как воспитать маленького патриота:20 советов педагогам и родителям»
Необходимость воспитания подрастающего поколения в патриотическом духе продиктована глубокими изменениями в современной общественной жизни, среди которых наиболее негативную окраску имеют разобщенност...
