Консультация для родителей детей ЗПР "Почему ребенок тревожен?"
консультация (старшая группа)

Кузьмина Марина Федоровна

Понимание причин: почему ребенок с ЗПР тревожен?

 

1. Непонимание и непредсказуемость. Ребенку сложно уследить за инструкциями, понять, что будет дальше, почему взрослые реагируют тем или иным образом. Это рождает фоновую неуверенность.
2. Страх неудачи. Опыт множества трудностей и сравнений (часто не в его пользу) формирует установку: «У меня не получится, я плохой».
3. Сенсорная чувствительность. Мир может быть слишком громким, ярким, быстрым. Ребенок не всегда может это выразить, но это повышает общий уровень напряжения.
4. Трудности в общении. Неумение выразить свои желания, чувства или отстоять границы приводит к фрустрации и внутренней тревоге.
5. Тревога родителей. Дети с ЗПР тонко считывают эмоциональное состояние близких. Ваша тревога за его развитие, будущее — мощный источник его собственной тревоги.

 

Общие правила «терапевтической» игры для снятия тревожности

· Режим и ритм — ваша основа. Предсказуемость успокаивает. Старайтесь, чтобы игры, еда, прогулки, отход ко сну происходили в примерно одно время. Используйте визуальное расписание (картинки, обозначающие последовательность дел).
· Ваше состояние — первично. Перед игрой постарайтесь сами успокоиться. Ваш ровный, доброжелательный тон, медленная речь, спокойные движения — лучшая «терапия» для ребенка.
· Следуйте за интересом ребенка. Не навязывайте свою игру. Начните с того, что ему сейчас интересно, даже если это просто перебирание колесика машинки. Подключитесь к его действию, комментируйте.
· Без оценок и критики. В этих играх нет «правильно» или «неправильно». Цель — не научить, а расслабить, дать почувствовать контроль и безопасность.
· Тактильный контакт. Объятия, поглаживания, массаж, возня — это напрямую снижает уровень кортизола (гормона стресса). Но всегда уважайте границы ребенка: если он не хочет, не настаивайте, предложите альтернативу (дать «пять», потереться спинками).

 

Блок игровых приемов для снятия тревожности

1. Игры на сенсорную интеграцию и телесное осознавание (чтобы «почувствовать себя в своем теле»)

· «Кокон/Бутерброд»: Аккуратно заворачивайте ребенка в плотное одеяло (как в кокон), можно слегка надавливать, прокатывая по нему большой мяч (с его согласия!). Это дает глубокое давление, которое успокаивает нервную систему.
· «Волшебная коробка»: Коробка или таз с разными тактильными материалами: кинетический песок, крупы (гречка, фасоль), вода, гидрогелевые шарики, кусочки разных тканей (вельвет, шелк, мех). Пусть просто перебирает, погружает руки. Это медитативное, успокаивающее действие.
· Массаж с «историей»: Не просто массируем спинку, а «рисуем» на ней: «Едет грузовик (медленные круговые движения), насыпает песок (постукивание кончиками пальцев), идет дождик (легкие перебирающие движения)».
· Игры с тяжестями: Переносить небольшие бутылки с водой, толкать ногами стену, носить «тяжелый» рюкзачок с любимой игрушкой внутри.

2. Игры на предсказуемость и контроль («я управляю ситуацией»)

· Прятки с проговариванием: Классические прятки, но вы всегда громко комментируете: «Раз! Два! Три! Я иду искать! Ой, что это за ножка за диваном? Нашел!». Предсказуемость сценария снимает страх неожиданности.
· «Стоп-игра» («Замри-отомри»): Танцуете или бегаете, а по команде «Стоп!» замираете в смешной позе. Пусть иногда команду дает ребенок. Он в безопасной форме тренируется управлять процессом.
· Ритуализированные сюжетные игры: Одна и та же простая история с игрушками, повторяющаяся изо дня в день. Например, мишка просыпается, чистит зубы, едет на машинке в гости к зайке, пьет чай, возвращается, ложится спать. Ребенок знает сценарий наизусть — это дает ему огромное чувство безопасности и компетентности.

3. Игры на выражение и проживание эмоций (чтобы тревога нашла выход)

· «Рычалки-кричалки»: Договоритесь, что можно в специальном месте (под одеяло, в «мешок для крика», в ванной) порычать как лев, покричать как обезьянка, потопать ногами. Это легализует и безопасно выражает гнев и напряжение.
· Игры с водой для «смывания» тревоги: Пускать кораблики, переливать воду разными емкостями, ловить шарики в тазу, рисовать водой на асфальте. Вода обладает мощным терапевтическим эффектом.
· «Угадай эмоцию»: Корчите рожицы перед зеркалом вместе: злая, грустная, веселая, испуганная. Можно рисовать эти рожицы на воздушных шариках или бумажных тарелках.
· Игры с песком (песочница дома): Ребенок в безопасной форме создает свой мир, закапывает и откапывает фигурки, «стирает» картины. Это помогает проработать внутренние конфликты.

4. Игры на повышение самооценки и ощущение успеха

· Игры, где взрослый «неумеха»: «Ой, я никак не могу найти свою туфлю! Поможешь?», «Я не понимаю, как собрать эту пирамидку, покажи!». Ребенок становится экспертом.
· «Поле чудес»: Создайте «достигатор» или «копилку успехов». За каждое маленькое достижение (сам оделся, помыл руки, попробовал новую еду) давайте не конфету, а красивую фишку, наклейку в специальный альбом. Это смещает фокус с «недостатков» на успехи.
· Конструкторы и пазлы по силам. Подбирайте игры, где успех гарантирован при небольших усилиях. Собранная вами вместе, но в основном им, картинка — это победа.

Что делать в момент острой тревоги (истерики, страх)?

1. Молчаливое присутствие. Иногда слова — это лишний шум. Просто будьте рядом, на уровне ребенка, дышите глубоко и спокойно.
2. Назовите его чувство. «Я вижу, ты испугался. Это было громко/ново/неожиданно». Это помогает «опознать» хаос внутри.
3. Предложите ритуал. «Давай обнимемся крепко-крепко, пока я досчитаю до 10». Или «Давай вместе подуем на твои ладошки, чтобы страх улетел».
4. Используйте «якорь». Это может быть любимая игрушка-комфортер, которая всегда в доступе, или специальная «коробочка спокойствия» (с мягкими шариками, ароматной салфеткой, фотографией мамы), куда он может залезть руками.

Чего избегать:

· Игр на скорость и соревнование. Они повышают тревогу.
· Неожиданных сюрпризов и резких изменений правил.
· Игнорирования страхов («Не бойся, это ерунда!»). Признавайте их: «Да, темнота может быть пугающей. Давай включим вот этот красивый ночник».
· Эмоциональных качелей у себя: сегодня мы играем 2 часа, а завтра, потому что я устала, — срываемся и кричим. Стабильность — лучший друг спокойствия.

Ключевой посыл: Снижая тревожность через игру, вы не просто решаете сиюминутную проблему. Вы строите фундамент базового доверия к миру и к себе. Ребенок учится: «Мои чувства важны. Со мной безопасно. Я могу справляться». Это — бесценный вклад в его дальнейшее развитие и качество жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Прежде чем что-то категорично заявить своему ребенку о последствиях; не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.»

Уважаемые родители!         Задумывались ли вы, какие установки дали вам ваши родители не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненна пути?Внимате...

Консультация для родителей "Чем занять ребенка дома". Совместные занятия детей и родителей.

Детям дома скучно , а родители не знают чем их занять. К тому же не у всех есть представление , как организовать досуг ребенка в условиях карантина. Предложенные здесь игры помогут обучить детей, созд...

консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей"

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто присутствия взрослого.• Делиться своей тревогой с ребенком...

Памятка для родителей детей 6-7 лет «В игры играем – память развиваем».Консультация для родителей «Готовим руку ребенка к письму»

Памятка для родителей детей 6-7 лет «В игры играем – память развиваем».Консультация для родителей...

Консультация для родителей детей раннего возраста консультация на тему «Значение оригами для развития ребенка»

Консультация для родителей детей раннего возраста консультация на тему «Значение оригами для развития ребенка»...