Назначение мини-музея в детском саду
консультация (старшая группа)
Слово "музей" происходит от гречесого и латинского слов-храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры,осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №20 имени В.Ф. Грушина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск самарской области структурное подразделение «Детский сад «Василёк»
Назначение мини-музея в детском саду
Грабатюк И.В.
Назначение мини-музея в детском саду
Последнее десятилетие - это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, т.е. установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?
Слово «музей» происходит от греческого и латинского слов – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.
Дошкольник, приходя в музей за «красотой», приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного. Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребёнка. В музейной педагогике важно дать представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось педагогу, как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности. В этой связи мини-музеи зачастую являются любительским делом отдельных энтузиастов. Сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной педагогики, а о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится неравномерно, не систематически, а только по отдельным случаям, приуроченным, как правило к знаменательным датам в жизни страны.
Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, её рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций и выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Назначение мини-музея: вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. С точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Это подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей к музейному искусству.
В педагогических задачах музейной педагогики особое внимание уделено эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка. В частности:
*формированию художественных предпочтений;
*формированию навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитию речи на основе знакомства с музейными памятниками и объектами окружающей среды;
*формированию навыков визуальной культуры;
*развитию навыков познавательной деятельности средствами театрализованной игры, в том числе и с использованием компьютера;
*развитию творческих способностей через овладение навыками материально- художественной деятельности.
Условия организации мини-музея:
*приоритетность регионального культурного наследия;
*интегративность знаний;
*удовлетворение потребностей в познании;
*диалогичность;
*развитие ребенка в деятельности;
*опора на эмоционально- чувственную сферу ребенка.
Методы и приемы мини-музея:
*наглядные;
*практические;
*исследовательские;
*игровые;
*словесные;
*опрос населения, анкетирование;
*встречи с интересными людьми.
Принципы построения музейной экспозиции:
*научность;
*предметность;
*дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями разных возрастов.
Цели и задачи мини-музея:
*реализация направления музейной педагогики;
*обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;
*обогащение познавательного процесса новыми формами;
*формирование у дошкольников представлений о музее;
*расширение кругозора;
*развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
*формирование проектно- исследовательских умений и навыков;
*формирование активной жизненной позиции;
*формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
*развитие творческого и логического мышления и воображения.
Формы работы:
*занятия;
*экскурсии;
*беседы;
*экспериментирование;
*прогулки-походы;
*развлечения, досуги.
Любой музей имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций. Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения на выставке или в музее. Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую-либо тему и вставленных по определенной системе. В основном экспонатами мини-музеев являются объекты живой или неживой природы. Но, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее могут выступать в качестве экспонатов творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Экспонат – главное учебное пособие в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Они должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми дошкольного возраста.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание – осмысливание – закрепление – применение.
В ходе подготовки экскурсии в мини-музей следует учитывать, что:
*информация должна быть объективной, научной, доступной;
*игровые приемы и упражнения – связаны по смыслу с темой экскурсии;
*эмоциональный фон усиливается постепенно;
*вся познавательная информация предлагается в первой половине экскурсии, а во второй – организуется ее закрепление в игровой форме;
*все экспонаты отбираются в соответствии с основной познавательной задачей экскурсии;
*заключительная часть должна включать вручение подарков, сюрпризов;
*длительность экскурсии должна соответствовать возрасту детей.
В мини-музее проходят нетрадиционные занятия – экскурсии в виде:
*занятий-диалогов;
*занятий-сомнений;
*занятий-фантазий;
*занятий-путешествий;
*занятий-соревнований;
*занятий КВН.
Родители являются активными помощниками в создании мини-музеев. Это новая форма работы с родителями. Формами взаимодействия ДОУ и семьи выступают праздники, развлечения, прогулки, экскурсии, акции в природе, совместные спектакли, рисунки. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Именно в этом возрасте происходит запечатления в себе внутреннего образа и внешнего поведения взрослых, т.е., как поступают взрослые, так же поступает и ребенок. Если любовь к миру и уважение к жизни присутствуют в душе самого взрослого – это и будет главным залогом его успеха в качестве воспитателя, мудрого спутника и проводника ребенка в большой мир. При таком подходе не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная окружающая среда, обладающая глубоким социокультурным смыслом, начинает играть роль воспитателя.
Для детей музейная педагогика – это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто- то из них будет работать в настоящем музее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителям по созданию мини-музея в группах детского сада
(из опыта работы) воспитатель высшей квалификаци...

Консультация для воспитателей ДОУ по теме «Организация мини-музея в группе детского сада»
Цель: актуализация знаний педагогов по теме «музейная педагогика».Задачи:1. уточнить представления ...

Консультация для воспитателей ДОО по теме "Организация мини-музея в группе детского сада"
Знакомство с технолигией создания группового мини-музея...
Организация мини-музея в группе детского сада
Создание мини-музея "Чудо-дерево" предполагает: знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни человека. Знакомство с декорат...

Проекты по созданию мини-музеев в группах детского сада
ПРОЕКТЫПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЕВ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДАВ 2015-2016 учебном году коллективы каждой возрастной группы (воспитатели, дети и их родители) работали над проектом по созданию в группе тематиче...
Создание мини-музея в группе детского сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания л...
