Развивающие игры Воскобовича "Прозрачный квадрат"
учебно-методический материал (старшая группа)

Сидорук Екатерина Азатовна

Развивающие игры Воскобовича

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prozrachnyy_kvadrat_opisanie_dlya_rassylki_1.doc425 КБ

Предварительный просмотр:

                                Прозрачный квадрат    

                          или нетающие льдинки озера Айс                                           

Логическая игра с геометрическими фигурами на прозрачных пластинках квадратной формы.  Всего 36 пластинок с 10 разными фигурами, каждая из которых состоит из определенного количества (от 1 до 8) маленьких треугольничков-восьмушек целого квадрата:               1 часть                                 2 части                 3 части                               4 части

                    5 частей                                    6 частей                  7 частей                  8 частей или целый  квадрат                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Эта игра знакомит детей с понятиями формы и величины, соотношением части и целого, учит считать и совершать простейшие арифметические операции, даёт наглядную геометрическую иллюстрацию действиям сложения и вычитания, является конструктором и головоломкой. С ней мы развиваем у детей внимание, мышление, воображение, мелкую моторику. Льдинки могут быть 4х разных цветов, играть можно как одним набором, так и объединяя несколько разноцветных.

К игре написана замечательная методическая сказка «Нетающие льдинки озера Айс» в 11 главах, каждая из которых может быть темой отдельного занятия.

  1. Знакомство 

Рассматриваем льдинки, сравниваем их по форме, по величине, по кол-ву самых маленьких льдинок-восьмушек в каждой из них. Варианты вопросов:

- сколько разных треугольников среди льдинок ПК? (3), какой из них самый маленький (большой), сколько в каждом из них маленьких льдинок?

- то же самое о квадратах, прямоугольниках, трапециях.

2. Наглядная геометрия, часть и целое:

- как можно сложить целый квадрат из 2х (4х, 8и) одинаковых льдинок?    (при сложении квадрата льдинки накладываются друг на друга всей плоскостью так, чтобы цветные части не перекрывались!)

- а можно сложить целый квадрат из 3х одинаковых льдинок? А из 3х разных льдинок? Сколько разных способов ты можешь придумать?

- можешь ли ты сложить 12 квадратов из всего набора?

- а можешь сложить 9 квадратов так, чтобы каждый состоял только из разных льдинок?

- сложи 2 одинаковые фигуры из 5 льдинок:

                                                                            2

(считаем общую ёмкость льдинок, делим пополам)

  1. Развитие логического мышления

- найди лишнюю льдинку  

                                        (любая: 1 и 3 – четырехугольники, 1 и 2 – ёмкостью 2, 2 и 3 имеют                                                    

          1               2               3         сторону такой же длины, как сторона целого квадрата)

                   

                                                                       (любая: 1- все стороны равны, 2- треугольник, 3- не

          1              2                3              4       симметрична, 4- половина целого квадрата, остальные меньше)

                       

                                                                 (3                  (пары 1 и 5, 2 и 4 дают при сложении целый квадрат,

          1               2               3              4               5            фигура 3-лишняя)            

                          

                                                                        (фигуры 1, 3 и 4 имеют нечетную ёмкость: 2, 7 и 5;                                          

          1               2              3                 4        фигура 2 – лишняя, её ёмкость 4)

                                                                        (фигуры 1, 2 и 3 имеют четную ёмкость: 2, 8 и 4; лишняя фигура  

         1                2                3              4           под номером 4, её ёмкость 5)

                                                                    (емкости фигур 1, 2, 4 и 5 – числа, идущие подряд в

         1                 2               3                4               5          числовом ряду: 2-3-4-5; фигура 4 – лишняя)

- что общего у этих льдинок (что их объединяет)?

                                      (пятиугольники, больше половины квадрата)

                                         (одна - негатив другой, можно сложить целый квадрат)

                                        (вторая фигура - половина первой, её можно отобразить симметрично и

                                         получить первую)

   

- какой фигуры не хватает?

                                     Возможны разные варианты ответа, например

                                                 т.к. в верхнем ряду средняя льдинка - сумма крайних.

                                                 а здесь в верхнем ряду средняя льдинка - разность двух крайних,

                                                значит в нижнем может стоять вот такая

- продолжи ряд

                                                Ряд по принципу + 2, следующим будет

                                                                Ряд с чередованием: -2, +1, -2, +1, следующей будет

- различные логические квадраты (комбинируем формы, цвета, ёмкость, ориентацию в простр-ве)

                                                 Здесь сочетание цвет-форма 3 по 3.

                                                 

4. Арифметика через геометрию.

Каждая льдинка имеет определенную ёмкость, поэтому мы можем записывать арифметические действия в пределах 8 с помощью геометрических фигур, например:

             +              =               (3+2=5)                 -             =             (7-4=3)  

Таким образом, можно закрепить и знания о составе чисел, складывая разными способами льдинку определенной ёмкости.

5. Игра «У кого квадратов больше?»

Вся колода льдинок выкладывается в центре стола - это банк. Игроки         по очереди берут по одной льдинке и пытаются собрать целый квадрат. Если очередную взятую льдинку нельзя добавить к уже собранной конструкции (окрашенные части перекрываются), то кладем её рядом и будем собирать уже два квадрата параллельно (можно одновременно собирать и 3, и 4 квадрата). Когда колода разыграна – подсчитываем набранные очки. Это можно делать по-разному: количеству собранных квадратов, количеству льдинок в составе собранных квадратов и другими способами.

Вариация: собираем общий квадрат, по очереди выкладывая на него взятые льдинки. Кто положил последнюю, достраивающую конструкцию  до целого квадрата, - забирает его себе. Игра идет до окончания колоды.

6. Игра «Жадина»

Колода лежит в центре стола. Рядом выложены 3 льдинки разной ёмкости. Игроки по очереди берут по одной льдинке из колоды и, если она совпадает по ёмкости с одной из лежащих на столе, забирают себе обе. Можно усложнить: если льдинка по ёмкости равна сумме или разности лежащих на столе льдинок, то игрок забирает все льдинки, участвующие в комбинации. В конце подсчитываем очки по кол-ву набранных льдинок или их суммарной ёмкости.

7. Крестики-нолики

Играем по стандартным правилам, вытягивая по льдинке из колоды в центре стола и пытаясь создать комбинацию из одинаковых фигур по горизонтали/вертикали/диагонали. Каждая комбинация – очко. Отличие в том, что фигуры могут достраиваться, т.е. игра не кончается после вытягивания 9 фигур.

8. Построй последовательность

Строим последовательность от 1 до 8 и обратно, каждый в свой ход выкладывает по льдинке, взятой из общей колоды. Если льдинка не подходит, игрок забирает ее себе, и ход переходит к следующему игроку. Эти штрафные карточки можно будет затем выложить в свой ход, когда  они потребуются. Побеждает тот, у кого по окончании строительства будет меньше штрафных карточек.

9. Собирай-ка!

Играют два или три игрока. Каждый изначально выкладывает перед собой 3 карточки из колоды, докладывая затем в свой ход очередную карточку сверху на одну из имеющихся, пытаясь создать комбинацию из 3х одинаковых фигур. Если взятую карточку положить некуда, она становится штрафной. Побеждает первый, выложивший 3 одинаковые фигуры (целых квадрата или др.).

10. Конструирование, творчество, воображение

- по схеме с прорисовкой наложением (1:1)

- по схеме с прорисовкой уменьшенной величины или на расстоянии

- по схеме без прорисовки наложением (1:1)

- по схеме без прорисовки уменьшенной величины или на расстоянии     (это самый сложный вариант, требуется правильно оценить пропорции изображения, чтобы не ошибиться в выборе льдинок)

- достроить половину изображения до целого, используя симметрию

- творческое конструирование (по сказке, определенной теме)

- творческая работа с различными комбинациями 2х-3х льдинок: на что это похоже, а если повернуть, а если добавить еще льдинку?

- «превращение» одного изображения в другое: что нужно добавить/убрать/заменить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая игра "Квадрат Воскобовича"

Представлены  задичи и варианты складывания, а также описание изготовления игры....

Развивающая игра"Сложи квадрат" Никитина

Продолжаем пополнять развивающую среду в группе дидактическими играми, сделанными своими руками....

Учебно-методическое пособие по математике.Развивающая игра "Прозрачный квадрат"

Развивающая ига "Прозрачный квадрат"Цель :Закрепление знаний детей о геометрических фигурах : квадрате,треугольнике и т.д.Закрепление знаний о величине ,цвете.Развивать пространственные орие...

Развивающая игра "Сложи квадрат Никитина"

Продолжаем пополнять развивающююся среду в группе дидактическими играми...