Развивающие игры Воскобовича "Прозрачный квадрат"
учебно-методический материал (старшая группа)
Развивающие игры Воскобовича
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 425 КБ |
Предварительный просмотр:
Прозрачный квадрат
или нетающие льдинки озера Айс
Логическая игра с геометрическими фигурами на прозрачных пластинках квадратной формы. Всего 36 пластинок с 10 разными фигурами, каждая из которых состоит из определенного количества (от 1 до 8) маленьких треугольничков-восьмушек целого квадрата: 1 часть 2 части 3 части 4 части
5 частей 6 частей 7 частей 8 частей или целый квадрат
Эта игра знакомит детей с понятиями формы и величины, соотношением части и целого, учит считать и совершать простейшие арифметические операции, даёт наглядную геометрическую иллюстрацию действиям сложения и вычитания, является конструктором и головоломкой. С ней мы развиваем у детей внимание, мышление, воображение, мелкую моторику. Льдинки могут быть 4х разных цветов, играть можно как одним набором, так и объединяя несколько разноцветных.
К игре написана замечательная методическая сказка «Нетающие льдинки озера Айс» в 11 главах, каждая из которых может быть темой отдельного занятия.
- Знакомство
Рассматриваем льдинки, сравниваем их по форме, по величине, по кол-ву самых маленьких льдинок-восьмушек в каждой из них. Варианты вопросов:
- сколько разных треугольников среди льдинок ПК? (3), какой из них самый маленький (большой), сколько в каждом из них маленьких льдинок?
- то же самое о квадратах, прямоугольниках, трапециях.
2. Наглядная геометрия, часть и целое:
- как можно сложить целый квадрат из 2х (4х, 8и) одинаковых льдинок? (при сложении квадрата льдинки накладываются друг на друга всей плоскостью так, чтобы цветные части не перекрывались!)
- а можно сложить целый квадрат из 3х одинаковых льдинок? А из 3х разных льдинок? Сколько разных способов ты можешь придумать?
- можешь ли ты сложить 12 квадратов из всего набора?
- а можешь сложить 9 квадратов так, чтобы каждый состоял только из разных льдинок?
- сложи 2 одинаковые фигуры из 5 льдинок:
2
(считаем общую ёмкость льдинок, делим пополам)
- Развитие логического мышления
- найди лишнюю льдинку
(любая: 1 и 3 – четырехугольники, 1 и 2 – ёмкостью 2, 2 и 3 имеют
1 2 3 сторону такой же длины, как сторона целого квадрата)
(любая: 1- все стороны равны, 2- треугольник, 3- не
1 2 3 4 симметрична, 4- половина целого квадрата, остальные меньше)
(3 (пары 1 и 5, 2 и 4 дают при сложении целый квадрат,
1 2 3 4 5 фигура 3-лишняя)
(фигуры 1, 3 и 4 имеют нечетную ёмкость: 2, 7 и 5;
1 2 3 4 фигура 2 – лишняя, её ёмкость 4)
(фигуры 1, 2 и 3 имеют четную ёмкость: 2, 8 и 4; лишняя фигура
1 2 3 4 под номером 4, её ёмкость 5)
(емкости фигур 1, 2, 4 и 5 – числа, идущие подряд в
1 2 3 4 5 числовом ряду: 2-3-4-5; фигура 4 – лишняя)
- что общего у этих льдинок (что их объединяет)?
(пятиугольники, больше половины квадрата)
(одна - негатив другой, можно сложить целый квадрат)
(вторая фигура - половина первой, её можно отобразить симметрично и
получить первую)
- какой фигуры не хватает?
Возможны разные варианты ответа, например
т.к. в верхнем ряду средняя льдинка - сумма крайних.
а здесь в верхнем ряду средняя льдинка - разность двух крайних,
значит в нижнем может стоять вот такая
- продолжи ряд
Ряд по принципу + 2, следующим будет
Ряд с чередованием: -2, +1, -2, +1, следующей будет
- различные логические квадраты (комбинируем формы, цвета, ёмкость, ориентацию в простр-ве)
Здесь сочетание цвет-форма 3 по 3.
4. Арифметика через геометрию.
Каждая льдинка имеет определенную ёмкость, поэтому мы можем записывать арифметические действия в пределах 8 с помощью геометрических фигур, например:
+ = (3+2=5) - = (7-4=3)
Таким образом, можно закрепить и знания о составе чисел, складывая разными способами льдинку определенной ёмкости.
5. Игра «У кого квадратов больше?»
Вся колода льдинок выкладывается в центре стола - это банк. Игроки по очереди берут по одной льдинке и пытаются собрать целый квадрат. Если очередную взятую льдинку нельзя добавить к уже собранной конструкции (окрашенные части перекрываются), то кладем её рядом и будем собирать уже два квадрата параллельно (можно одновременно собирать и 3, и 4 квадрата). Когда колода разыграна – подсчитываем набранные очки. Это можно делать по-разному: количеству собранных квадратов, количеству льдинок в составе собранных квадратов и другими способами.
Вариация: собираем общий квадрат, по очереди выкладывая на него взятые льдинки. Кто положил последнюю, достраивающую конструкцию до целого квадрата, - забирает его себе. Игра идет до окончания колоды.
6. Игра «Жадина»
Колода лежит в центре стола. Рядом выложены 3 льдинки разной ёмкости. Игроки по очереди берут по одной льдинке из колоды и, если она совпадает по ёмкости с одной из лежащих на столе, забирают себе обе. Можно усложнить: если льдинка по ёмкости равна сумме или разности лежащих на столе льдинок, то игрок забирает все льдинки, участвующие в комбинации. В конце подсчитываем очки по кол-ву набранных льдинок или их суммарной ёмкости.
7. Крестики-нолики
Играем по стандартным правилам, вытягивая по льдинке из колоды в центре стола и пытаясь создать комбинацию из одинаковых фигур по горизонтали/вертикали/диагонали. Каждая комбинация – очко. Отличие в том, что фигуры могут достраиваться, т.е. игра не кончается после вытягивания 9 фигур.
8. Построй последовательность
Строим последовательность от 1 до 8 и обратно, каждый в свой ход выкладывает по льдинке, взятой из общей колоды. Если льдинка не подходит, игрок забирает ее себе, и ход переходит к следующему игроку. Эти штрафные карточки можно будет затем выложить в свой ход, когда они потребуются. Побеждает тот, у кого по окончании строительства будет меньше штрафных карточек.
9. Собирай-ка!
Играют два или три игрока. Каждый изначально выкладывает перед собой 3 карточки из колоды, докладывая затем в свой ход очередную карточку сверху на одну из имеющихся, пытаясь создать комбинацию из 3х одинаковых фигур. Если взятую карточку положить некуда, она становится штрафной. Побеждает первый, выложивший 3 одинаковые фигуры (целых квадрата или др.).
10. Конструирование, творчество, воображение
- по схеме с прорисовкой наложением (1:1)
- по схеме с прорисовкой уменьшенной величины или на расстоянии
- по схеме без прорисовки наложением (1:1)
- по схеме без прорисовки уменьшенной величины или на расстоянии (это самый сложный вариант, требуется правильно оценить пропорции изображения, чтобы не ошибиться в выборе льдинок)
- достроить половину изображения до целого, используя симметрию
- творческое конструирование (по сказке, определенной теме)
- творческая работа с различными комбинациями 2х-3х льдинок: на что это похоже, а если повернуть, а если добавить еще льдинку?
- «превращение» одного изображения в другое: что нужно добавить/убрать/заменить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая игра "Квадрат Воскобовича"
Представлены задичи и варианты складывания, а также описание изготовления игры....

Развивающая игра"Сложи квадрат" Никитина
Продолжаем пополнять развивающую среду в группе дидактическими играми, сделанными своими руками....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием развивающей игры «Квадрат Воскобовича»
Цель: Формирование сенсорных способностей и интеллекта. ...

Учебно-методическое пособие по математике.Развивающая игра "Прозрачный квадрат"
Развивающая ига "Прозрачный квадрат"Цель :Закрепление знаний детей о геометрических фигурах : квадрате,треугольнике и т.д.Закрепление знаний о величине ,цвете.Развивать пространственные орие...
Мастер –класс«Использование развивающей игры «Прозрачный квадрат» в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Ознакомление участников с развивающей игрой для формирования математических представлений....

Развивающая игра "Сложи квадрат Никитина"
Продолжаем пополнять развивающююся среду в группе дидактическими играми...














































