Сборник упражнений и пальчиковых игр для развития речи детей дошкольного возраста.
методическая разработка
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 442.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Ширяевский детский сад комбинированного вида»
Сборник упражнений и пальчиковых игр для развития речи детей дошкольного возраста.
Автор: Шергина
Татьяна Анатольевна
воспитатель
Иркутский район, д. Ширяева
2025 г.
Содержание
- Аннотация………………………………………………3
- Введение…………………………………………………4
- Основная часть…………………………………………6
- Заключение…………………………………………….11
- Список литературы и сайтов………………………..12
- Приложение……………………………………………13
Аннотация.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. »
В. А. Сухомлинский
По мнению ученых, самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятия, мышление, внимание. Специалисты рекомендуется стимулировать умственное развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему ребенка. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. То есть, стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. В дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Начинать работу по развитию мелкой моторики пальцев рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используйте разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.
Введение.
В настоящее время актуальной проблемой дошкольного образования является полноценное развитие ребенка, начиная уже с раннего возраста. Значительную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития дошкольника играет уровень сформированной мелкой моторики – движений пальцев и кисти рук. Педагогами и психологами доказано, что развитие мелкой моторики является существенным условием результативности психического и физического развития ребенка на протяженности всего дошкольного детства.
Уровень развития мелкой моторики – один из маркеров интеллектуальной готовности к школьному обучению, и зачастую именно в данной области дошкольники испытывают значительные трудности. В настоящее время у многих детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за большой занятости, желая обеспечить себя и свою семью материально, родители воспитанников все меньше уделяют время совместным играм с ребенком, чаще оставляя его наедине с телевизором, телефоном, планшетом. Также многие родители стремятся облегчить быт себе и своему ребенку: отдают предпочтение обуви на липучках, одежде на молнии, чтобы малышу не пришлось тратить время на завязывание шнурков, застегивание пуговиц. Все это осложняет нормативное развитие мелкой моторики.
Стоит отметить, что проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста изучена достаточно глубоко. Исследование мелкой моторики детей дошкольного возраста представлено в работах Л.С. Выготского, Н.А. Бернштейна, Е.П. Ильина, Д.Б. Эльконина и др. Взаимосвязь моторики пальцев и функции речи подтверждена исследованиями М.М. Кольцовой, А.В. Антаковой-Фоминой, Н.М. Щелованова, Е.И. Исениной. В работах А.Е. Белой, М.Г. Борисенко, С.Е. Гаврина пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры для детей дошкольного возраста рассматриваются как эффективный способ развития мелкой моторики детей. Но, несмотря на значительное количество исследований по данной проблеме, недостаточно изученной является методика развития мелкой моторики детей раннего возраста посредством разнообразных форм и видов детской активности.
Новизна моей работы состоит в том, что в ней представлен апробированный комплекс разнообразных методик для развития мелкой моторики воспитанников дошкольного возраста. Разработанные мной методы и комплексы организованной деятельности могут быть успешно реализованы инструкторами по физической культуре, воспитателями, и иными специалистами дошкольного учреждения (логопедами, дефектологами) с целью развития мелкой моторики.
Цель – развивать речь детей дошкольного возраста средствами мелкой моторики.
Задачи:
- Обучающие:
- активизировать и обогащать вокабуляр детей;
- обогащать эмоциональный диапазон воспитанников в процессе развития мелкой моторики.
- Развивающие:
- формировать мелкую моторику рук, развивать координацию пальцев и кистей рук;
- формировать все компоненты устной речи детей с помощью мелкой моторики рук.
- Воспитательная:
- воспитывать интерес детей к играм и упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики.
Основная часть.
Значение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры — это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков - сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку - белобоку», «Козу рогатую».
Используя пальчиковые игры необходимо придерживаться двух принципов обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
во-первых, пальчиковые игры могут дать пищу для ума;
во-вторых, они всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
в-третьих, выполняя самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно.
в-четвертых, они могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
в-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы, бабушки и дедушки, а также все специалисты, работающие с детьми, незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать, ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Ежедневно вводя в развитие детей пальчиковые игры, практика показала, что темп умственного развития детей может возрасти. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и речи, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система обращения с детьми в семье или в том месте, где дети воспитываются.
Педагогические условия проведения пальчиковых игр, как средства развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Основные принципы проведения и этапы разучивания пальчиковых игр
Чтобы применение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и развития речи было результативным необходимо придерживаться следующих принципов их проведения:
·выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой;
·при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
·все упражнения, постепенно заменять новыми;
·наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка;
·не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
·нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменять игру.
Этапы разучивания игр.
1.Взрослый сначала показывает игру ребёнку сам.
2.Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3.Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4.Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Содержание развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
В своей работе мы применяем множество различных занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики рук. Их можно дифференцировать на следующие группы (Рисунок 1):
Рис. 1 – Способы развития мелкой моторики детей раннего возраста
При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возрастные, психоэмоциональные и индивидуальные особенности воспитанников. Один из наиболее важных аспектов – это принцип поэтапности (от простого к сложному), первоначально на одной руке, затем на другой, потом двумя руками вместе. Вся деятельность организуется только по желанию дошкольников. Любые успехи ребенка должны иметь позитивную оценку.
В нашей работе мы также используем традиционные и инновационные методы.
Традиционные методы:
- Самомассаж.
Техники самомассажа, созданные еще древними докторами, являются одним из средств профилактики и коррекции речи дошкольников. Под воздействием элементарных массажных практик происходит нормализация тонуса мышц, достигается стимуляция тактильных ощущений, а также под влиянием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благоприятно осуществляется речевое развитие.
В деятельности детского сада целесообразно проводить самомассаж лица, шеи и рук.
- Пальчиковые игры и упражнения.
Результативный метод для формирования мелкой моторики и речи в их объединении и взаимосвязи.
К пальчиковым играм относятся:
- игры с небольшими предметами;
- игры, где необходимо пересыпать, сжимать и разжимать, взаимодействовать с водой;
- застегивание и расстегивание молний, пуговиц.
- игры с крупами, песком.
- Продуктивная деятельность.
Традиционно к данной деятельности относятся: рисование, аппликация, лепка, поделки из разнообразных материалов. На раннем этапе дошкольного детства все они тесно взаимосвязаны с игрой.
Во время организованной образовательной деятельности оптимально совмещать пальчиковые игры с изобразительной деятельностью. Большим педагогическим потенциалом обладают нетрадиционное применение различных материалов и вещей, которые стимулируют интеллектуальную деятельность, умножают словарный запас, развивают координацию, способствуют созданию позитивного эмоционального настроения.
Нетрадиционные методы:
- Пальчиковая живопись.
Такой вид рисования благоприятно влияет на психологическое состояние ребенка, так как расслабляет и успокаивает. Пальчиковая живопись помогает показать эмоциональное состояние ребенка. Прикосновение пальцами к краскам, их нанесение на бумагу помогает наиболее полно включиться в процесс живописи, мобилизует внутренние ресурсы организма. Малыши могут довольно долго заниматься раскрашиванием предметных силуэтов, созидать своеобразные композиции. Воспитанники могут рисовать как пальцами, так и ладонью. У дошкольников раннего возраста хорошо развивается воображение, они могут быстро включиться в ситуацию игры, осмыслить, для кого и для чего они будут творить.
- Лепка из соленого теста.
Соленое тесто – тактильно приятный, податливый, эластичный материал. С ним намного проще обращаться, чем с глиной или пластилином. Взаимодействие с соленым тестом доставляют приятные ощущения, способствует расслаблению. Лепка из данного материала помогает ребенку самостоятельно изобретать нечто новое и увлекательное, а не только наблюдать чужие поделки. Лепка из соленого теста является частью арт-терапии. Процесс работы с тестом снимает напряжение, успокаивает, уравновешивает.
- Игры с песком.
Игры с песком оказывают положительное влияние, способствующее развитию детской психики, определения эмоционального комфорта. При работе с песком стабилизируется психологическое состояние; развивается мелкая моторика и тактильно-мнемическая чувствительность, которая влияет на развитие центра речи в головном мозге человека, способствует формированию произвольного внимания и памяти.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений для раз- вития мелкой моторики рук. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуку и переутомление.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.
- Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
- В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
- Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:
- сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
- использовались изолированные движения каждого из них.
Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.
На мой взгляд, наибольший интерес представляют игры:
- на расслабление;
- в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;
- на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).
Заключение.
Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, – уникальное средство для развития речи в их единой направленности и взаимосвязи. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует развитию речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроты реакции и эмоциональной выразительности, способности сосредотачиваться. Игры и упражнения по мелкой моторике – это не только мотивация для развития речи, но и один из вариантов радостного общения с окружающими.
Таким образом, в результате проделанной работы мы можем сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует развитию интеллектуальных способностей, позитивно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья воспитанников.
Список литературы и сайтов.
- Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003.
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практич. пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004.
- Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008.
- Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999.
- Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. Любина, Г. Как учить стихи… играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000.
- Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1.
- Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.
- Мирясова В.И. Игры, упражнения для пальцев рук, способствующие развитию мелкой моторики и речи.- М.: АСТ, 2006.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/07/21/kartoteka-palchikovyh-igr-dlya-doshkolnikov
Приложение.
Картотека пальчиковых игр и упражнений
Игры с небольшими предметами
Один – много
Цель игры: обучение воспитанников верно образовывать и употреблять в общении существительные единственного и множественного числа.
Оборудование: небольшой мяч, предметные иллюстрации.
Ход игры. Педагог называет существительное – предмет в единственном числе и передает воспитаннику мяч. Дошкольник должен перебросить мяч обратно взрослому, назвав при этом предмет во множественном числе. Необходимо проводить игру с использованием наглядных, красочных иллюстраций.
Чудесный мешочек
Цель игры: продолжать учить опознавать предмет по характерным признакам тактильным способом.
Оборудование: непрозрачный мешочек, небольшие предметы – геометрические фигуры.
Ход игры. Педагог предлагает воспитанникам опознать предмет, опустив руку в непрозрачный мешочек.
Из чего сделано?
Цель игры: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры. Игровое правило. Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.
Оборудование: непрозрачный мешочек, небольшие предметы из разных материалов.
Ход игры. Необходимо подобрать несколько предметов, сделанных из различных материалов: из дерева, резины, пластика, металла, стекла. Педагог проводит небольшую беседу прежде, чем начать игру, в которой актуализирует знания воспитанников о том, что окружающие нас предметы созданы из разных материалов. Затем воспитатель предлагает поиграть в новую игру, в процессе которой дети будут называть, из какого материала сделан предмет, помещенный в мешочек. Рассказывает правила: надо на ощупь, не смотря на предмет, угадать, из какого материала он сделан, и описать о его так, чтобы другие дети узнали его по описанию и назвали. Волшебный мешочек открывается лишь тогда, когда играющие не ошиблись.
Найди такую же
Цель игры: учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.
Оборудование: иллюстрации с игрушками, некоторые из них – одинаковые.
Ход игры. Дети, которые увидели две одинаковые картинки, подни- мают руку, а потом подходят к взрослому и называют их. Чтобы усилить интерес игроков, педагог располагает почти одинаковые картинки среди других.
Новоселье куклы
Цель игры: упражнять дошкольников в понимании и правильном употреблении слов-обобщений: мебель, посуда, одежда и т. д.
Оборудование: кукла, предметы быта.
Ход игры. Педагог освобождает пространство для сюжетно-ролевой игры от всех игрушек, оставляя на полу ковер. Все игрушки расположены на столе в стороне. Педагог сообщает, что в детский сад приехала новая кукла Кира, и она просит помощи в обустройстве квартиры.
Правила игры: педагог называет предметы одним словом-обобщением, а дети находят все необходимые предметы и располагают их в комнате, где будет жить Кира.
Магазин
Цель игры: научить детей описывать предметы. Учить быть вежливым и внимательным к окружающим.
Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «магазин» (касса, витрины, продукты, игрушки и т. п.).
Ход игры. Педагог сообщает детям, что в группе открылся новый необычный магазин. Покупатель, который приобрел там предмет, никому его не показывает. Остальным нужно просить: «Покажи, что ты купил». А покупатель будут отвечать: «Покажу, если только отгадаете!»
Например, один из воспитанников выбирает игрушку, он должен рассказать: «Я купил такой предмет, которой нужен, чтобы светить. Он сделан из металла, светит круглым. Одногруппники должны догадаться, что это фонарь.
Игры с водой
Переливание воды
Цель игры: психологическая разрядка, сброс негативный эмоций.
Оборудование: пластиковая посуда разных форм и размеров.
Ход игры. Необходимо взять пластиковые бутылочки, стаканчики, миски разных размеров. Далее нужно предложить ребенку наполнить
Фонтан
Цель игры: создание психологического комфорта, эмоциональная разрядка, сброс негативных эмоций.
Оборудование: ложка.
Ход игры. Необходимо подставить под струю воды пузырек с узким горлом или ложку, вода разбрызгивается, образуя своеобразный «фонтан». Как правило, этот эффект очень радует детей.
Бассейн
Цель игры: получение терапевтического эффекта, коррекция агрессии.
Оборудование: пластиковые игрушки, таз с теплой водой.
Ход игры. Педагог заранее наполняет таз водой. Затем сообщает, что в детском саду сегодня открывается детский бассейн, необходимо научить игрушки плавать. Необходимо сопровождать игру речевыми инструкциями.
Озеро
Цель игры: эмоциональная разрядка.
Оборудование: большой таз с теплой водой; игрушки для воды – утка с утятами.
Ход игры. Заранее наполнив таз водой, педагог предлагает представить, что это озеро, в котором плавают уточки. Дети играют с водой совместно с воспитателем.
Мытье посуды
Цель: создание положительного эмоционального настроя, коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: кукольная посуда, губки для мытья посуды.
Ход игры. Педагог предлагает детям вымыть посуду после обеда кукол, используя губку и мыло. Воспитатель помогает словесными инструкциями:
«После обеда нужно вымыть посуду. Открываем кран! Какая вода потекла вода? Горячая. А если открыть другой кран? Холодная. Как получить теплую воду? Открыть вместе и холодную воду, и горячую воду. Потом протрем тарелку вспененной губочкой. Сейчас сполоснем. Теперь посуда стала чистой!»
Мыльные пузыри
Цель: снятие психологического напряжения, коррекция агрессивного состояния.
Оборудование: мыльные пузыри.
Ход игры. Первоначально педагог осуществляет предварительную подготовку детей к играм с мыльными пузырями. Для этого необходимо
Бульки
Цель игры: снятие эмоционального напряжения, коррекция агрессии.
Оборудование: прозрачный стакан с содой, коктейльные трубочки.
Ход игры. Детям необходимо дуть в стакан, наполовину наполненный водой, используя трубочку. Игра демонстрирует, насколько сформирован у воспитанника выдох, целенаправленный выдох.
Пенный замок
Цель игры: снятие эмоционального напряжения, коррекция агрессии.
Оборудование: вода, мыло, коктейльные трубочки, пластиковые куклы.
Ход игры. Нужно в небольшую миску налить немного воды, добавить жидкое мыло и размешать. Затем, возьмите трубочку, поместите в миску и подуйте – получится облако переливающихся мыльных пузырей. Педагог предлагает воспитаннику подуть вместе с ним, затем самостоятельно. Внутрь пены можно поместить игрушку – это герой, который живет в пенном дворце.
Разноцветный лед
Цель игры: снятие психологического напряжения, коррекция агрессии, страха.
Оборудование: краски, формы для льда.
Ход игры: Игру можно проводить зимой, когда на улице мороз. Педагог предлагает изготовить разноцветный лед, добавив в воду разноцветные краски. Можно так же порисовать краской на снегу или большом куске льда.
Игры с крупами, песком
Песочные узоры
Цель игры: развивать у детей представления о свойствах обладает песка, а также формировать координацию движений.
Оборудование: сухой песок, конус с отверстием в его верхушке.
Ход игры: педагог сначала демонстрирует ребенку, каким способом можно наполнить конус песком, закрыв отверстие. Затем можно предложить воспитаннику самому попробовать рисовать песком разнообразные узоры.
Подземные туннели
Цель игры: закреплять знания дошкольников о свойствах песка, формировать воображение, способность действовать по замыслу.
Оборудование: мокрый песок, игрушечные автомобили.
Ход игры. Детям необходимо копать туннели во влажном песке. Можно изготовить путь через гору. Педагог может предложить воспитанникам создать ровный туннель в «горе» для игрушечных машинок.
Рисуем палочкой
Цель игры: способствовать развитию усидчивости, фантазии, внимания.
Оборудование: песок, поднос, деревянные палочки.
Ход игры. Педагог предлагает воспитаннику рисовать на песке палочкой. Это занятие способно заинтересовать дошкольника, успокоить. А также мотивирует проявлять усидчивость, воображение и фантазию.
Здравствуй, песок!
Цель игры: понижение уровня психофизического напряжения.
Оборудование: песочница.
Ход игры. Воспитатель предлагает по-разному «пообщаться с песком», то есть разнообразными способами коснуться песка: по очереди пальчиками одной, затем второй руки, потом всеми пальцами единовременно; всей ладонью – внутренней, затем внешней стороной; перетереть песок между ладонями.
Песочный дождик
Цель игры: регуляция мышечного тонуса, его расслабление.
Оборудование: песочница.
Ход игры. Педагог предлагает детям представить, что они находятся в сказочной стране, где может начаться волшебный песочный дождик и дуть необычный песочный ветер. Мы сами можем устроить такой дождь и ветер. Нужно медленно, а потом быстро пересыпать песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, пересыпать из ладони в ладонь.
Песочный ветер
Цель: развивать способность управлять вдохом-выдохом.
Оборудование: песочница, трубочки коктейльные.
Ход игры. В процессе игры воспитанники учатся дышать через трубочку, не втягивая в нее песок. Педагоги говорят приятные пожелания своим друзьям, говорят пожелание песочной стране, вдувая его в песок. При выдохе ребенок слабо сдувает песок со своей ладони в песочницу.
Необыкновенные следы
Цель игры: развитие тактильной чувствительности, фантазии.
Оборудование: песочница.
Ход игры. Воспитанники повторяют движения педагогов в соответствии с текстом:
Идут медведи – дошкольник кулаками и ладошками с силой давят на песок.
Скачут зайцы – пальчиками воспитанник ударяет по поверхности песка, направляясь в разных направлениях.
Ползают змейки – ребенок расслабленными пальцами делает на поверхности песка волны.
Бегут жучки-паучки – воспитанник двигает всеми пальцами, имитируя бег насекомых.
Кроказябра – дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Картотека игр по развитию мелкой моторики в продуктивных видах деятельности
Пальчиковая живопись
Птички
Чтобы из отпечатка ладошки получилась курица – необходимо на краю отпечатка большого пальца изобразить гребешок, бородку и клюв. Затем добавить очертания крыла – и птичка из ладони закончена. А для того чтобы нарисовать петуха нужно отдельно кистью или фломастерами добавить цветные дуги-перья – получится яркий петушиный хвост (Рисунок 1).
Рис. 1 – Курица из отпечатка ладони
Зайчик
Хорошая тема для рисования из ладошки – изображение зайчика. Необходимо оставить белый отпечаток на черном или синем картоне, затем кистью или фломастером нарисовать мордочку.
Если вы планируете использовать в рисунке глянцевый картон, то краска может сворачиваться. Чтобы это предотвратить, можно в гуашь добавить немного жидкого мыла, и тогда ладонь отпечатается полноценно (Рисунок 2).
Рис. 2 – Зайчик из отпечатка ладони
Единорог
Детям очень понравится рисование ладошками сказочных героев, например, единорога. Для создания полноценного «волшебного образа» рисунок можно украсить блестками. Для их закрепления используется клей ПВА. Нужно изобразить клеем гриву и хвост и сразу, пока клей не успел высохнуть, посыпать все блестками. После высыхания клея блестки можно стряхнуть (Рисунок 3).
Рис. 3 – Единорог из отпечатка ладони
Лягушка
Интересный рисунок лягушки-подружки может получиться, если покрасить ладошку зеленой гуашью. После того, как отпечаток высохнет, можно добавить очертания ног черным фломастером. Еще до отпечатка можно нарисовать лист кувшинки – и затем отпечатать ладонь поверх этого листа (Рисунок 4).
Рис. 4 – Лягушка из отпечатка ладони
Цветок
Порадовать детей могут рисунки цветов из ладоней. Выполнить его просто, достаточно яркий отпечаток ладошки дополнить длинным зеленым стебельком и листочками – получится распустивший лепестки цветочек (Рисунок 5).
Рис. 5 – Цветок из отпечатка ладони
Лепка из соленого теста
Знакомство с тестом
Педагог рассказывает, что бабуля замесила тесто из муки. Из теста она сделала колобка. Воспитатель предлагает потрогать тесто. Дети по очереди берут тесто в руки и рассказывают о его свойствах. Потом каждому ребенку выдается небольшой кусочек теста. По инструкции воспитателя дошкольники изучают приемы лепки из теста: надавливают одним пальцем, разминают, сплющивают ладонями, шлепают ладонью по тесту, скатывают в комочек.
Лепешки
Пальчиковая гимнастика – приветствие. Каждому ребенку выдается небольшой комок теста для исследования его свойств: тяжелое, мягкое, тянется. Важно проговорить все свойства для воспитанников. Затем по руководству и показу воспитателя исполняются действия: скатать из теста комочек, шлепать по комочку для изготовления лепешки, скатывание лепешки снова в колобок.
Тили-тили-тесто
На этом этапе для создания большего интереса можно сделать пластилин цветным. Педагогу важно обратить детей внимание на цвет соленого теста, проговорить его название вместе с детьми. Упражнения: разминание пальцами двух рук единовременно, скатывание комочка, сплющивание ладонями.
Бублики-баранки
Педагог показывает воспитанникам настоящие бублики, разрешает подержать их в руках, понюхать, назвать их форму, размер и цвет. Детям выдают по небольшому кусочку неокрашенного теста. Выполняются следующие упражнения: разминание теста, формирование шара, раскатывание в лепешку с использованием скалки, лепка колбаски, закручивание колбаски в кольцо.
Картотека техник массажа и самомассажа
Уникальным инструментом по оздоровлению детей является массаж и самомассаж.
Под влиянием массажа улучшается работа сальных и потовых желез, что осуществляет функцию закаливания; в мышцах усиливаются окислительновосстановительные процессы, и повышается их сократительная способность. При массаже усиливается ток лимфы, и с ней из тканей удаляются продукты обмена, а также усиливается ток венозной крови.
При массаже других частей тела используются следующие приемы:
- поглаживание;
- растирание;
- разминание;
- поколачивание.
Во время выполнения массажа нужно учиться не надавливать с силой на кожу, а массировать точки мягкими движениями пальцев, слегка надавливая.
Для максимальной пользы нужно проделывать движения в направлении от периферии к центру.
Чтобы поддерживать интерес детей к данному виду деятельности мы проводим его в игровой форме, с использованием игровых форм и художественного слова. Дети их повторяют и с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту.
В младшем дошкольном возрасте необходимо создавать красочные образы в голове ребенка, для создания эмоционального отклика.
Курочка и кот
А курочки, а курочки
Шагают все по улочке («Шагают» пальчиками по ногам)
Шагают так вразвалочку И говорят считалочку
Кура квохчет и зовет (Поглаживают шею сверху вниз)
Всех детей своих с собой
А за ней крадется кот (Растирают крылья носа указательными пальцами)
Словно за водой
У него хитрющий вид (Поглаживают лоб к вискам от середины)
Их поймать желает!
Не гляди ты на цыплят – (Раздвинуть указательный и средний)
Не догонишь никогда! (Массируют точки возле ушей)
Дождик
Дождик капает на крыше – (Дети встают «паровозиком» друг
за другом)
Кап! Кап! Кап! (Легко похлопывают друг друга по спине)
По нашей звонкой крыше –
Кап! Кап! Кап!
Лучше дома посидите – (Постукивают пальцами)
Кап! Кап! Кап!
Никуда вы не выходите – Кап! Кап! Кап!
Почитайте, поиграйте – (Легко поколачивают кулачками)
Кап! Кап! Кап! /
Когда уйду – тогда гуляйте – Кап! Кап! Кап!
Дождик капает по крыше – (Поглаживают ладонями)
Кап! Кап! Кап!
По нашей звонкой крыше – Кап! Кап! Кап!
Летят гуси
Летели гуси (Легко касаются пальцами лба)
Над лесной опушкой (Проводят по лбу шесть раз)
Зацепили елки (Легко касаясь пальцами)
Самую верхушку (Проводят по щекам шесть раз)
И долго елка (Массируют пальцами крылья носа по кругу)
Ветками качала…
Гусь
Где ладошки? Вот тут! (Поднимают правую ладонь)
На ладони что? Пруд! (Левой ладошкой поглаживают правую)
Палец большой – (По очереди массируют все пальцы)
Гусь удалой, Указательным поймал, Ну а средним ощипал,
Безымянным – суп сварил, А мизинцем – печь топил.
Вот летит гусь в рот, (Машут кистями рук, двумя ладонями касаются
рта, затем живота)
А оттуда в живот. (Вытягивают ладошки вперед)
Пироги
За резными, за дверями (Хлопают правой ладошкой по левой руке
от начиная от кисти к плечу)
Медведь ходит с пирогами (Хлопают левой ладошкой по правой руке
от начиная от кисти к плечу)
Здравствуй, Мишенька, дружок, (Похлопывают по груди) Сколько стоит пирожок? (Хлопают себя по бокам) Пирожок-то стоит три, (Хлопают по пояснице)
Ну а печь их будешь ты! (Хлопают по ногам снизу вверх)
Напекли мы пирогов, (Выполняют последовательное поглаживание
рук, тела, ног)
Вот теперь наш стол готов!
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга неск. раз.
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки –
«катаем машинку».)
Пальчиковая гимнастика «Наша группа».
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками друг о друга)
Самый младший – это я. (Разжимают пальчики, начиная с мизинчика)
Это Маша, это Саша, это Юра, это Даша.
Пальчиковая гимнастика «У Матрешкиной сестрицы...»
У Матрешкиной сестрицы (Ритм. удары пальцами прав. руки, начиная с указ., по левой)
По деревне небылицы: (Ритм. удары пальцами левой руки, начиная с указ., по правой)
Ходит утка в юбке, (На каждое название загибают пальцы на руках, начиная с бол.)
В теплом полушубке
Курочка — в жилете, петушок — в берете,
Коза — в сарафане, заинька — в кафтане,
А всех их пригоже - корова в рогоже. (Ритм. чередуется хлопки в ладоши и удары кулачками)
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Много нас – а он – один (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой)
Эта долька – для ежа, руке, начиная с мизинчика)
Эта долька – для чижа, эта долька – для котят
Эта долька - для утят, эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины, (загибать пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («шагают» по столу средним и указательным пальчиками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей о значении развития речи детей с использованием элементов пальчиковой гимнастики, потешек....

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста.
Материал о необходимости пальчиковых игр, которые имеют большое значение для развития ребенка....

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста
Статья о влиянии воздействия тонкой моторики на развитие мозга и,в частности, речи ребёнка....
Консультация для родителей на тему :"Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей дошкольного возраста"
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на ег...

Пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста
В ряду задач, стоящих перед социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, важное место занимает формирование правильной речи...

Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет
Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...

Статья "Значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста"
Статья поможет узнать значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, как и когда необходимо заниматься с детьми в различные периоды дошкольного детства....









