Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Что такое логоритмика (консультация для родителей)
В последнее время у большинства детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в двигательной сфере, низкая работоспособность, незрелость эмоций, замедленность восприятия, снижение внимания.
У дошкольников наблюдаются мелодико-интонационные расстройства, что влияет на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность речи ребенка.
Поэтому проблема развития речи детей в настоящее время приобретает особую актуальность.
Логоритмика — коррекционная комплексная методика, которая является одной из технологий обогащения развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя средства речевого, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логоритмика укрепляет у детей костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, моторные функции, вырабатывает правильную осанку, формирует двигательные навыки, координацию движений, пространственные представления, вырабатывает чувство ритма, темпа, развивает музыкальное восприятие, художественный вкус, обогащает эмоционально-волевую сферу ребёнка. Логоритмика направлена на развитие у детей дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; формирование фонематического слуха.
Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.
Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.
При занятиях логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, психологические проблемы.
Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации.
Регулярные занятия способствуют улучшению артикуляции, развитию внимания памяти и общей физической подготовки.
Преодоление речевых нарушений детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья – приоритетная задача для педагогов дошкольного образования, так как развитие и совершенствование коммуникативных компетенций имеет огромное значение в последующей социализации ребенка.
Работа с детьми проводится по двум основным направлениям:
1.Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Основные компоненты логоритмики: музыкальное сопровождение, двигательные упражнения, артикуляционная гимнастика, игровая форма занятий.
Занятия логоритмикой включают: разминку, упражнения на развитие дыхания и голоса, артикуляционную гимнастику и массаж лица, музыкально-двигательные игры и танцы, чтение стихов и скороговорок, релаксационные упражнения для снятия напряжения.
При организации занятий используются рекомендации и разработки авторов, представленных в списке. Рекомендуем ознакомиться с указанной литературой.
Регулярное посещение логоритмических занятий позволит вашему ребенку гармонично развиваться, улучшить речь и общее физическое состояние.
Список литературы:
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985;
- Воронова А.Е., Корчагина А.Е., Кривенко И.В. Логоритмические занятия для детей 3—5 лет с ОНР. - М.:ТЦ Сфера, 2023.-64с.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Татаркина Л.А. Логоритмика: речевое развитие и коррекция нарушений у детей 3-6 лет:с песенками и мелодиями по коду/ Л.А. Татаркина- Ростов н/Д: Фенкс.2024-78 с.
- Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 9, с. 115-119;
- Тверская О. Н., Каменских Е. В., Беляева В. Н. Интегрированные музыкально-логоритмические занятия для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет). — СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 — 112 с.
- Жолудь И.В. Развитие фонематической системы языка с применением логоритмических приемов. Занятия для детей с ЗПР и ТНР.-М.:ТЦ Сфера,2023.-64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник", консультация для родителей " Ошибки родителей , которые приводят к детским истерикам"
Консультация для родителей подготовительной группы «Ваш ребенок - будущий первоклассник».Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И каждый из...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»
Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...