Счетные палочки в развитии дошкольника.
статья

Бахтеева Мария Андреевна
Всем знакомые счётные палочки можно использовать не только для того, чтобы научиться считать. Недорогая многофункциональная развивающая игрушка может принести большую пользу в обучении и развитии ребенка. Почему именно счётные палочки? • Счётные палочки развивают моторику пальчиков: от простейшей операции достать из футляра и сложить обратно до сложных узоров из счётного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы. • Занятия со счётными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. • Во время занятий со счётными палочками формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу. • Разнообразные задачи со счётными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления. • Выполняя задания с помощью счётных палочек, ребенок изучает цвет. • Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение. • Обучение начальной математике: счёту, дети знакомятся с геометрическими фигурами, сравнивают величины, выполняют простейшие арифметические действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schyotnye_palochki.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Счетные палочки в развитии дошкольника.

Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых - помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств, одними из которых являются обыкновенные счетные палочки.

Проблема развития логико-математических представлений детей и использование в этом процессе занимательных игр всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике и психологии и имеет большое значение для развития ребенка.

Но подготовка к мыслительной деятельности не может решаться в наше время так, как решалась много лет назад. Она не должна исчерпываться формированием представлений о числах, геометрических фигурах, обучение счету, сложению и вычитанию и т. д. С точки зрения современного подхода важно развивать интеллектуально творческие проявления детей: это – находчивость, смекалку, догадку, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач.  Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В настоящее время наиболее точно и полно определяется содержание математического развития детей как предматематическое с включением предлогического. Этим подчеркивается преемственность и взаимосвязь с системой обучения в начальной школе и направленность на развитие детей.

Обучение через игру с занимательным материалом – интересное и увлекательное занятие. Занимательные игры вызывают у детей большой интерес.

Ошибочно думать, что с помощью счетных палочек можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках взрослых – развивать детское мышление.

Они способствуют развитию моторики пальчиков – даже просто перебирая разноцветные, лучше деревянные палочки дети тренируют мозг. От простейшей операции: вытащить из футляра и сложить обратно, до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы. Во время занятий с этим нехитрым приспособлением формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу. Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение.

И, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике. Здесь поле действий широко: счет, геометрические фигуры, сравнение величин, простейшая арифметика. Палочки также используются как вспомогательный инструмент для развития по разным методикам, например, к логическим блокам Дьенеша.

По мнению психологов наряду с мелкой моторикой, игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника интеллект, самостоятельность, интерес к исследованиям и познанию, активность, целеустремленность, самостоятельность, способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности, сосредоточенность.

Есть два этапа работы со счетными материалом – начальный, когда яркие гладкие палочки используются как игровой инструмент. И второй этап – математический, более высокая ступень, которая предполагает овладение с помощью цветных помощников азов математики.

Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, складывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Детки рассматривают палочки, учатся определять их цвет, раскладывают на столике, складывают в коробочку. Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к занятиям. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными.

Использовать счетные палочки в качестве развивающей игрушки можно в следующих играх:

  • «Ловкие пальчики». Развивать мелкую моторику рук малыша можно уже примерно с девятимесячного возраста, когда у него начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы большим и указательным пальчиками). Можно сделать прорезь в футляре от счетных палочек и показать крохе, как в неё можно класть палочки по одной. Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их.
  • «Раскладываем по цвету». Примерно в том же возрасте можно начинать учить малыша сортировать палочки по цветам. Для начала выберите палочки двух цветов и покажите, как их можно разложить на две разные кучки. Можете предложить ребенку разложить палочки по коробкам или пакетикам. Когда малыш научится справляться с заданием, добавьте палочки еще одного цвета. Такая игра развивает сенсорное восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия, знакомит малыша с логическими операциями анализа и синтеза на элементарном уровне.
  • "В мире пластилина". Обычно в год — полтора ребенку начинают предлагать разнообразные творческие задания, в том числе, конечно, игры с пластилином. Умение в процессе творчества сочетать различные материалы развивает не только воображение и креативность, но и умение нестандартно мыслить. Счетные палочки прекрасно сочетаются с пластилином. Они могут стать: колючками у ежика, стебельком у цветка, стволом дерева, забором, трубой у домика, ручками-ножками пластилинового человечка, ножкой грибочка... И еще множеством разных предметов, которые вам подскажет ваша фантазия.
  • Играем в геометрию. Можно: выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек, выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек по нарисованному контуру, играть в превращения: из одних геометрических фигур делать другие, знакомить с геометрическими понятиями. С помощью палочек можно очень доступно и наглядно объяснить ребенку, что такое сторона (палочка) и что такое угол (место, где одна палочка встречается с другой). Можно объяснить ребенку, что такое диаметр, и почему от диаметра зависит величина круга.
  • "Познавательные дорожки". Уже к двум годам ребенок знакомится с понятиями "широкий"/ "узкий", "длинный"/ "короткий". Это можно сделать, выкладывая дорожки из счетных палочек. Покажите малышу, как можно из палочек сложить широкую или длинную дорожку. Кладем палочки рядом — одна к другой — дорожка получается широкой, но короткой. А если приставлять одну палочку к кончику другой — дорожка получится длинной-предлинной, но узкой. Берем одну палочку — это короткая дорожка. Приставляем к ней другую палочку — дорожка стала длиннее. Еще одну — дорожка стала еще длиннее. Так можно знакомить ребенка с понятиями "короткий", "длинный", "самый длинный", "самый короткий". Ребенок будет видеть, что чем больше палочек в дорожке, тем длиннее она получается. А если использовать палочки вместе с пластилином, то можно знакомить ребенка с понятиями "высокий" — "низкий".
  • Учимся считать. Конечно, счетные палочки — прекрасный материал для обучения счету.  С помощью счетных палочек можно наглядно продемонстрировать состав числа, познакомиться с простейшими математическими операциями сложения и вычитания, умножения и деления, изучить понятия числа и количества.
  • Рисуем палочками. Из палочек можно выложить на плоскости все, что угодно. Выложите из них дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Выложите пешеходный переход, возьмите куколок и учите правила дорожного движения. С помощью палочек можно посадить на полу разноцветные цветы, нарисовать дома, машины, угловатых кошек или собак, птиц и рыб, человечков — все, что угодно. Чем больше палочек — тем интереснее. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.
  • "Палочки — конструктор". Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина, можно строить самые разные трехмерные фигуры. Развиваем не только воображение, творческое мышление и пространственное восприятие, но и знакомимся с геометрическими телами (куб, конус, призма).
  • "Логические цепочки". Выкладывание с помощью палочек логических цепочек с определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры может быть два варианта: либо вы выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же цепочку, как ваша, либо вы начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите ребенка продолжить её (второй вариант, конечно, сложнее). "Ритмом" может быть меняющаяся последовательность цветов палочек или их расположения. Начинайте с самых простых цепочек, например, чередование желтой и зеленой палочек. Усложняйте постепенно задания. Можно менять расположение палочек, класть их горизонтально либо вертикально, при этом использовать различные цветовые сочетания.
  • Игрушки-заместители. Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является необходимым элементом в развитии детской игры. Самый простой пример этого явления — ладошка, приложенная к уху и изображающая телефонную трубку. Ребенок может увлеченно возить по столу кусок хлеба, как машинку, кормить кукол кубиками-пирожными и стрелять указательным пальцем по невидимому противнику. Счетные палочки прекрасно вписываются в сюжетно-ролевые игры. Дети чаще всего представляют их ложками-поварешками и кормят ими кукол, бывает, палочки становятся малюсенькие автоматиками и ружьями, а из кучи палочек, положенных в игрушечную кастрюльку, можно сварить отличные спагетти.

Данный псисок игр можно значительно расширить, приложив безграничную фантазию ребенка и увлеченных родителей. Счетные палочки являются доступным, простым в эксплуатации и не требующим больших финансовых затрат игровым материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЕСЕЛЫЕ СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ. Предматематическое развитие дошкольников 4-5 лет

Картотека заданий и упражнений со счетными палочками позволит детям закрепить знания о форме, величине, пространственном положении предметов, овладеть навыками композиции сюжетного рисунка. Задания со...

Игры со счетными палочками для развития мелкой моторики рук

Играя с детьми в различные игры, огромное внимание уделяю играм на развитие мелкой моторики пальцев. Хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки дают игры со счетными палочками, э...

Счетные палочки в развитии дошкольника

Ошибочно думать, что с помощью счетных палочек можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках взрослых – развивать детское мышление. Они способствуют развитию моторики па...

Польза счетных палочек в развитии дошколят

Польза счетных палочек в развитии дошколятОшибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках родителей – развивать детское мы...

Счетные палочки - успешная подготовка дошкольников к школе

Всем хорошо известно, что развитие речи и мыслительной деятельности ребенка зависит от мелкой моторики рук. Тренируя пальчики, мы готовим руку будущего школьника к письму. Поэтому крайне   п...

Счетные палочки в развитии дошкольников

Счётные палочки с древних времён использовались в Китае, Японии, популярны были в Корее и Вьетнаме. Сегодня их используют для обучения счету, в том числе в школах, также в методике Мари...

Игры со счетными палочками для развития и обучения детей

Счетные разноцветные палочки развивают далеко не один навык, как вычислительный, но и как материал, развивающий мелкую моторику рук, логику, воображение, Кроме того, они помогают ребёнку становиться б...