Информация по первой годовой задаче « Совершенствовать навыки основ ЗОЖ и безопасного поведения в быту, посредством создания и решения игровых проблемных ситуаций средней группе 2024-2025 учебный год»
материал (средняя группа)

Канатаева Валентина Ивановна

Формирование навыков ЗОЖ и основ безопасного поведения в быту в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_po_pervoy_godovoy_zadache.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Информация по первой годовой задаче

« Совершенствовать навыки основ ЗОЖ и  безопасного поведения в быту,  посредством создания и решения игровых проблемных ситуаций средней  группе  2024-2025 учебный год»

                                                                                       

     Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В этом возрасте закладываются основы здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. 

Формирование навыков ЗОЖ и основ безопасного поведения в быту в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.

Цель  ЗОЖ направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

Задачи ЗОЖ:

1) Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

2) Воспитание культурно-гигиенических навыков.

3) Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Цель ОБЖ:  направлена на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Задачи ОБЖ:

1) Познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;

      2) Формировать умение различать потенциально опасные предметы;

3) Сформировать представления о мерах предосторожности и    возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

        4) Познакомить с необходимыми действиями в случае  опасности.

          

          Формирование здорового образа жизни и безопасного поведения, должны соответствовать общепринятым нормам. Это целая система жизнедеятельности ребенка, которая включает в себя:

- оптимизацию режима дня,

- организацию гигиенического режима,

- охрану психического здоровья,

- организацию питания,

-двигательную активность детей,

- создание безопасной среды жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении, дома.

Для этого нами в нашей группе мы  организовали развивающую предметно - игровая среду, где дети могут познакомиться с различным материалом по этой теме (на видном месте стенды для детей, альбомы на данную тему, настольно- печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература,  атрибуты к сюжетно-ролевым играм), так же данная среда побуждает использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности. Организовываем проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой и взрослыми.

       Для формирования навыков ЗОЖ проводится работа по укреплению здоровья детей. Организован спортивный уголок в группе, имеется доступное возрасту оборудование,  картотека подвижных игр, физкультминуток, альбом «Спорт», «Веселая зарядка». Строгое соблюдение двигательного режима, и режима дня, физическая культура в зале, ежедневная утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, организовываем и проводим различные подвижные игры, пальчиковые и дыхательные гимнастики. Обеспечиваем пребывание детей на свежем воздухе (прогулка). Проводим закаливающие процедуры. Закаливание обеспечивает профилактику простудных и других заболеваний, способствует повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.

       В процессе работы по формированию здорового образа жизни стараемся закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значения и важность для здоровья, формируем умение детей  систематически выполнять их правильно. Воспитываем опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Учим самостоятельно умываться, мыть руки перед едой и по мере их загрязнения. Формируем умение  пользоваться расческой, носовым платком, культурно вести себя за столом и пользоваться столовыми приборами (ложка, пользоваться салфеткой после еды.) В рамках лечебно-профилактической и познавательной работы  употребляем в пищу чеснок, лук, проводим витаминизацию – аскорбиновая кислота, употребление соков и фруктов, постоянный контроль осанки, подбор мебели в соответствии с ростом детей.

Разбираем проблемные ситуации    «Одежда и здоровье», «Правила гигиены», «Грязные руки» ,  «Действия при кашле, чихании»,  «Что поможет быть здоровым». Игровые ситуации «Научим Мишку заботиться о своём здоровье», « Аня заболела», «Маша простудилась» формируются знания об оказании первой медицинской помощи.

         Во второй половине дня, раз в неделю приглашаю детей в «Школу здоровья», где беседуем с детьми о том, как сохранить свое здоровье, какие правила безопасности надо выполнять, чтобы не навредить своему здоровью, обсуждаем и обыгрываем ситуации по правилам поведения в быту. Например, разыгрываем с детьми разнообразные ситуации : ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми, дети усваивают правило, согласно которому в отсутствие взрослых они не могут отвечать незнакомым людям и не должны подходить к двери, а тем более открывать ее. В игровой ситуации «Знакомый или чужой» дети учатся отказываться от любых обращений к ним со стороны незнакомых взрослых, в игровой ситуации  «Что делать, если ты потерялся» дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только, например, к милиционеру, продавцу, женщине с ребенком, закрепляем умение детей называть свой домашний адрес и фамилии, имена ближайших родственников, в ситуации  «Незнакомец в группе», «Незнакомец звонит по телефону»,  учим детей действовать, как правильно поступить в подобной ситуации.  

          В ходе специальных игровых ситуаций говорю детям, что предметы домашнего быта, также могут являться источниками опасности, тематика данных ситуаций следующая: : «Опасные предметы», « О правилах пожарной безопасности», «Опасные ситуации дома», « Что можно, что нельзя», Так например вместе с детьми решали проблемную ситуацию «Если забыли выключить утюг» , пришли к выводу, что не соблюдение правил при использовании электрическими приборами может привести к пожару. В проблемной ситуации « Катя поранила палец»( работа с ножницами), закрепили правила обращения с ножницами и правила оказания элементарной медицинской помощи,  Во время рассматривания картинок, иллюстраций решаем проблемные ситуации: «Что забыли убрать взрослые» (ситуация с  таблетками, формировать у детей привычку не пользоваться лекарствами и витаминами без разрешения взрослых, так как это опасно для здоровья что «таблетки не конфетки»), «Оля наступила на иголку» и т.д. закрепляем знания о правилах обращения и хранения острых, колющих предметов. Обращаю внимание дошколят на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы  (ситуация «Зайчик встал на подоконник», «Маша подошла к открытому балкону»). Так же знакомим с правилами безопасного поведения во время игр, физкультурных занятий. Следует отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом приобретения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проигрывание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами позволяют детям формировать чувственный опыт безопасности. Проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения.

          По первой годовой задаче было проведено открытое мероприятие в «Школе   здоровья» «Полезные и вредные продукты», изготовлена игра «Полезная и вредная еда».

                                                   Работа с родителями

        Знания, полученные в детском саду, необходимо постоянно повторять и закреплять в практической деятельности. А для этого необходима помощь родителей.

        В информационных уголках для родителей  по безопасности и формированию здорового образа жизни регулярно размещаются консультации,  памятки,  папки- передвижки, буклеты, проводим анкетировании.

Анкетирование родителей:  «Ваше мнение о роли родителей в становлении безопасного поведения ребенка в быту», «Роль родителей в становлении ценностей  здорового образа жизни»

Консультации:

Консультация  «Безопасность на улице и дома»(родительский чат)

«Формирование основ здорового образа жизни детей в семье», «Бережем здоровье с детства», «Как сохранить здоровье детей осенью»,

Памятка  «Азбука для родителей», «Учим ребенка правилам безопасности» родительский чат.

Буклеты  ««Правила личной гигиены», «Режим дня», «Правила безопасности дома», «Здоровые дети – в здоровой семье».

Папки-передвижки «Профилактика гриппа и ОРВИ», «Повторите с детьми дома», папка «Доктор Айболит советует», «Опасные предметы», «Зарядка дома».

Запланировано  родительское собрание по данной теме диспут: «Здоровье и безопасность детей в наших руках."

Проведены беседы  о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома,  беседа по ЗОЖ на тему «Формирование у детей  привычек здорового образа жизни»,   был проведен спортивный досуг «Мой папа самый лучший». Совместные мероприятия с родителями надолго  остаются  в  детской памяти, и способствуют не только налаживанию более тесных контактов между семьей и детским садом, но и учат совместно находить решение возникших ситуаций.

      С целью дальнейшего повышения интереса к здоровому образу жизни и формирования навыков безопасного поведения, осознания важности данной задачи планируем и далее продолжать работу в данном направлении.   

Организовать «Школу занятых родителей», в которой члены семей смогли бы изучать имеющуюся литературу, пробовать, проигрывать различные ситуации взаимодействия с ребёнком.   

         Использовать такую форму работы с родителями, как домашние задания, которые помогают упорядочить «стихийное» получение детьми опыта безопасного поведения в домашних условиях, ведь постоянное включение детей в совместную с взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на способы осторожного обращения с предметами быта, способствует формированию умений безопасного поведения.

     

 Таким образом, все мероприятия в едином комплексе должны представлять единую систему, направленную на формирование у ребенка правил и норм безопасности жизни и здоровья,  работу по данной задаче с детьми необходимо проводить систематически, все это способствует укреплению здоровья детей, позволит сформировать представления о здоровье как о ценности, воспитает полезные привычки и навыки здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

консультация для педагогов на тему "Формирование диалогических умений у дошкольников посредством создания игровых проблемных ситуаций"

консультация содержит советы практического характера о этапах работы над проблемной ситуацией....

Выступление на педагогическом совете «Технология проблемного обучения. Игровые проблемные ситуации, напровленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе»

Выступление на педагогическом совете  «Технология проблемного обучения. Игровые проблемные ситуации, напровленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе»...

Выполнение годовой задачи по формированию основ безопасности жизнедеятельности и результаты усвоения программного материала в группе №6 (возраст с 3,0 до 4,0 лет) за 2022 – 2023 учебный год

Цель: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них и развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.Формирование основ безопасности и ж...

"Использование игровых проблемных ситуаций как средства формирования основ ЗОЖ и безопасного поведения в быту"

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека....