консультация для педагогов на тему "Формирование диалогических умений у дошкольников посредством создания игровых проблемных ситуаций"
консультация по развитию речи на тему

Шатилова Надежда Ивановна

консультация содержит советы практического характера о этапах работы над проблемной ситуацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_situatsii_dlya_razvitiya_rechi.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»

ДОКЛАД

на тему:

«Формирование  диалогических  умений  у дошкольников посредством создания игровых проблемных ситуаций»

                                                                                            Доклад подготовил:

Воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                   Шатилова Надежда Ивановна

2017 год

     В настоящее время, в век «технологизации», когда живое общение со сверстниками и взрослыми, чтение, обсуждение прочитанного, сопереживание героям театрализованных постановок во многом заменили  компьютер и телевизор, вопросы нравственного воспитания и коммуникативного развития детей вызывают серьезную тревогу в обществе. Мы, взрослые, все чаще сталкиваемся с затруднениями в сфере общения, социализации,  нарушениями эмоционально-волевой сферы детей.

     Поэтому, социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются  дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Дети мало общаются с взрослыми, друг с другом. По моему мнению, именно общение обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, так как отношения и взаимодействие с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, в процессе познания окружающего мира, освоения различных видов детской деятельности, приобщения к культурным традициям. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития и обогащения личности ребенка, во многом определяет особенности его самосознания, отношения к миру, поведения, развития коммуникативных способностей.

Поэтому, в рамках реализации ФГОС «Речевое развитие» включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

    Одним из приемов, направленным на формирование у детей компетентности в общении, а, следовательно, диалогической речи, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций.   Игра может стать вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.

     В основе занятия лежит идея единого игрового пространства, в которое включены и педагог, и воспитанники, причем это игровое пространство охватывает все сферы жизни. Создание игровой проблемной ситуации позволяет решать некоторые реальные проблемы, возникающие у детей между собой, в их общении со взрослыми, в процессе познания и т.д.        Проблемная ситуация подразумевает наличие определенного противоречия, для разрешения которого нельзя выбрать ни один из крайних, противоположных вариантов, а необходимо найти какое-то новое решение, способное примирить обе эти противоположности.

    Решение проблемы — это своего рода творческий процесс, требующий предварительного анализа. Детям предлагается вначале проанализировать ситуацию и разрешить ее, объяснив свои действия. При этом важно не просто сделать выбор действия, а определить социальные позиции героев (старший — младший, мать — ребенок, педагог — ребенок и т. д.), их отношения. Естественно, что на этом этапе ребенок уже должен обладать представлениями об общечеловеческих ценностях, правилах поведения, уметь оценивать то или иное действие, предполагать возможный результат — иметь собственную позицию. Такое умение появляется у ребенка к старшему дошкольному возрасту.

   Стимулирующая помощь взрослого является обязательным условием при использовании метода проблемных ситуаций. Основная цель такой помощи — расширить границы представлений ребенка о нравственных качествах, социальных ролях, общепринятой практике человеческих отношений.   Ребенок не различает полутонов в общей картине поведения, оценивая поступки людей (и свои) по полярным характеристикам: хорошие — плохие.   Также дети часто объединяют оценку поступка с личностной оценкой: плохой поступок — плохой человек. Наводящие вопросы взрослого, чередование открытых и закрытых вопросов, совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям встать на место другого человека, понять мотивы его действий, оценить их с нравственной точки зрения и прийти к правильным выводам.

    В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок на практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается с проблемой выбора действия: как лучше и правильнее поступить? Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребенок выбирает из них наиболее приемлемые для себя. Впоследствии, имея представления о возможных способах решения проблемы (свой маленький банк жизненных ситуаций, который будет увеличиваться по мере приобретения опыта), ребенок сможет найти для себя оптимальный способ. Например, игра «Не поделили игрушку» учит детей находить компромиссный выход из проблемной ситуации.

     Я сообщаю детям, что сегодня к ним рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек и  достаю из сумки (посылки) новые игрушки, они все разные и заметно отличаются. Я предлагаю детям разобрать их, а сама наблюдаю со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка?

   Успокаиваю ребят и предлагаю разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много».

    Предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации.

  • отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
  • никому не давать игрушку чтобы не было обидно;
  • играть всем вместе;
  • посчитаться;
  • играть с игрушкой по очереди;
  • отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная и др.

     Дети вместе  обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с решением других, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения.

     Кроме социально значимых ситуаций детям интересны сюжеты со сказочными героями. Можно анализировать поведение сказочных героев: соответствует ли оно нравственным представлениям, какие положительные качества есть у отрицательного героя (и наоборот), всегда ли персонаж ведет себя одинаково, существуют ли другие возможности достичь желаемого.

   Предлагаю вам фрагмент одного из таких занятий - игровое моделирование проблемной ситуации «Как справиться с волком»

     В основе занятия лежит идея единого игрового пространства, в которое включены и педагог, и воспитанники, причем это игровое пространство охватывает все сферы жизни. Создание игровой проблемной ситуации позволяет решать некоторые реальные проблемы, возникающие у детей между собой, в их общении со взрослыми, в процессе познания и т.д.      Проблемная ситуация подразумевает наличие определенного противоречия, для разрешения которого нельзя выбрать ни один из крайних, противоположных вариантов, а необходимо найти какое-то новое решение, способное примирить обе эти противоположности.

Первый этап:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

     Дети садятся в круг. Воспитатель рассказывает им историю.
Воспитатель: Мы с вами — обитатели леса. Пусть каждый придумает, каким бы животным он хотел быть. (По просьбе воспитателя дети по очереди называют то животное, которым каждый из них решил стать.) Сейчас в нашем лесу зима. Осталось совсем недолго до, например, 8 марта, и все девочки ждут подарков. И вот прошлой ночью кто-то оставил специально для нас большой мешок со сладостями на главной лесной поляне. Но Волк-хулиган стащил мешок с подарками и спрятал его у себя в норе. Как же нам теперь быть? Для того чтобы решить эту проблему, мы собрали звериный совет, и сейчас мы с вами должны придумать, как бы нам так сделать и что бы нам такое сказать хулигану - Волку, чтобы он сам захотел нам вернуть наши подарки.

    Задаваемое противоречие этой игровой проблемной ситуации состоит в том, что звери хотят получить подарки, а Волк не хочет их отдавать. Ключевой здесь является фраза «сам захотел бы отдать» — она задает пространство продуктивного разрешения проблемы.

     В основу игровой проблемной ситуации положена реально существующая проблема, которая возникает из-за стремления одного ребенка заняться тем же самым делом, которым в данный момент занят другой ребенок, находящийся в его поле зрения. Часто это приводит к соперничеству за право обладания какой-нибудь вещью или за право совершения какого-либо действия. Например, одному ребенку вдруг становится необходима игрушка, которой только что заинтересовался другой. Такие ситуации являются проблемными не только для детей, но и для воспитателя. И дети, и воспитатель оказываются равноправными участниками игрового процесса, поскольку, во-первых, для них одинаково важно разрешить проблему, а во-вторых, правильный ответ никому не известен заранее. В результате ситуация оказывается развивающей и для детей, и для педагога.

Второй этап:

ВЫДВИЖЕНИЕ ВЕРСИЙ

     Дети предлагают варианты разрешения ситуации. Задача педагога — удерживать детей от выбора крайних вариантов, разъясняя их несостоятельность. При этом, когда воспитатель пытается обобщить версию кого-то из детей, он обращается к группе со словами: «Смотрите, Лиса-Катя предлагает нашему совету...»
Воспитатель: Так как у нас с вами совет, давайте сразу договоримся: когда кто-то из вас придумает, что можно сделать, чтобы Волк сам захотел отдать наши подарки, то он поднимет руку. И когда кто-то будет говорить, никто его не перебивает, все говорят по очереди.

Катя: Я бы отдала Волку свой подарок или свою игрушку в обмен на мешок.
Воспитатель: Такой способ вполне возможен. Но вдруг Волк скажет, что он не хочет меняться? Мы попробуем использовать это предложение, но давайте подумаем, как еще можно поступить, чтобы Волк сам захотел отдать мешок с подарками.
Саша: Можно дождаться, пока Волк уйдет, а самим прокрасться в его логово, найти мешок и забрать его.

Воспитатель: А вдруг Волк вернется и, увидев нас, разозлится и всех съест. Нам же нужно, чтобы он сам захотел отдать мешок со сладостями. Иначе мы не можем быть уверены, что от злости и обиды Волк не захочет всех нас съесть.
Настя: Можно набрать конфеты и подарки в мешок и обменяться с ним.
Воспитатель: Поменяться с Волком — неплохая идея. Сейчас мы запишем все предложенные вами способы, как можно сделать так, чтобы Волк сам захотел отдать сладости. И первое, что мы попробуем сделать, — это поменяться с ним. А теперь надо подумать, что можно будет сделать еще, если Волк не захочет меняться.

Света: А можно еще у Волка хорошо попросить: «Волк, отдай нам подарки, пожалуйста!»
Воспитатель: Да, действительно, можно попробовать поговорить с Волком вежливо. Давайте мы запишем и этот вариант. Но нужно придумать и еще что-нибудь, потому что вдруг на Волка не подействуют вежливые слова.
Сережа: А можно сначала попробовать попросить хорошо, а потом уже попытаться обменяться с Волком.

Воспитатель: Да, конечно. А вот смотрите, что я придумала. Можно пригласить Волка на праздничный чай и попросить принести что-нибудь сладкое. Может, тогда он сам принесет подарки Деда Мороза?
Катя: Но вдруг он принесет только немножко сладостей, а не все? Может, тогда, пока он будет пить чай, кто-то пойдет искать остальные подарки в его норе?

(Примечательно, что в этом рассуждении ребенок сам начинает предполагать возможные ответные действия Волка, рассуждать как бы с его позиции, что до этого делал только воспитатель.)

Воспитатель: Если сделать так, то получается, что Волк все-таки не сам отдает подарки, а мы их у него отбираем. А нам нужно, чтобы он сам захотел их отдать.

Антон: Можно попробовать подружиться с Волком. Может, он вовсе и не злой. И тогда он сам захочет с нами подарками поделиться.

Воспитатель: Да, это хороший способ. Может, Волк действительно не такой злой, как мы думаем. А еще что можно сделать, чтобы Волк захотел отдать подарки?
Кристина: А можно, когда мы на чай Волка пригласим, потом начать играть на гитаре и попросить Волка спеть. Может, ему понравится, и он сам остальные подарки принесет.

(Отметим, что в этом ответе ребенок пытается развить предложенную ранее версию.)

Воспитатель: Да, это можно попробовать, тем более что известно, как Волки любят петь, глядя на луну. Может быть, ему и вправду понравится с нами праздновать, и он принесет нам подарки.
Андрей: А можно показать Волку какой-нибудь хороший мультфильм.
Воспитатель: Про что же должен быть этот мультфильм?
Андрей: Так чтобы он понял, что нехорошо чужие подарки брать.
Воспитатель: Кто-нибудь из вас знает такой мультфильм?
Лена: Ну, например, «Белоснежка».
Аня: Да? А, может, он ее уже смотрел.

Воспитатель: Да, вдруг он ее смотрел, и, как видите, на него это не подействовало, раз он чужие подарки забрал.

Саша: Тогда это должен быть мультфильм про зверей.
Воспитатель: Какой же это может быть мультфильм? Ведь нам нужно, чтобы Волк понял, что он плохо поступил, когда подарки забрал.
Андрей: Это должен быть мультфильм про то, как звери плакали, когда подумали, что Дед Мороз им на Новый год ничего не подарил.
Катя: Да, и про то, как Волку было стыдно, что это все из-за него.

(В этой ситуации интересно, что сразу пятеро детей начали вместе обсуждать одну версию. Каждый пытался поразмышлять над ней. Важно также, что дети сами, без подсказки воспитателя, пытались критично отнестись к предложениям других. В результате в таком коллективном обсуждении родилась новая версия.)

Воспитатель: А ведь мы с вами можем сами такой мультфильм разыграть, как театральное представление.

Настя: А я вот еще придумала. Можно сделать так, чтобы один зверь Волку навредил, а другой бы его выручил. И тогда он сказал бы «спасибо» и отдал подарки.
Воспитатель: Это интересное предложение. Только нужно еще придумать, как можно Волку навредить, а это очень непросто. 
Сережа: А можно еще устроить конкурс. Мешки со сладостями взять и кто меньше их наполнит.

Антон: Да, а потом всем вместе чаю попить.

(Предложение Сережи очень интересно, хотя оно, возможно, возникло по аналогии с игрой, которая была проведена с детьми на улице за несколько дней до этого занятия; одно из соревнований в этой игре называлось «Кто соберет меньше опавших листьев».)

Третий этап:

ПРОИГРЫВАНИЕ ВЕРСИЙ

Воспитатель: Ну, наверное, мы с вами уже достаточно вариантов придумали. Теперь давайте решим, кто какой вариант будет исполнять. Итак, сначала мы попробуем вежливо попросить у Волка вернуть подарки. Кто хочет это сделать? (Дети сами по желанию выбирают, что они будут выполнять.) Антон-Тигр.
     Если этот вариант не подействует, мы попробуем обменяться с Волком какими-нибудь игрушками и подарками. Кто будет отвечать за этот вариант? — Катя-Енот.

     Потом можно будет пригласить Волка на праздничный чай и попросить его принести сладости. Это будет делать Сережа-Олень.
    Если Волк принесет не все подарки, мы попросим его спеть с нами песню. Может, тогда он поймет, что ему с нами хорошо, решит с нами подружиться и вернет нам подарки. Кто будет играть на гитаре? — Света-Ежик. 
    Если не подействует это, мы покажем Волку сценку про то, как звери расстроились, решив, что Дед Мороз оставил их без подарков. Разыграть эту сценку согласились Кристина-Белка, Света-Заяц и Саша-Бобер.
    Затем можно придумать, как кто-нибудь из нас навредит Волку, а кто-то другой его выручит. Этим займутся Лена-Лисичка и Аня-Песец. 
   Ну а если не подействует даже это, то мы устроим конкурс на то, кто меньше всех наполнит мешок сладостями. Конкурс организует Саша-Медведь.
На нашем занятии случилось так, что Настя захотела изображать Волка. После этого началось проигрывание предложенных версий по составленному плану. Были проиграны все варианты. Однако Волк все-таки не отдал подарки. У детей возникло новое предложение.
Андрей: А давайте, мы как будто дадим Волку в обмен на подарки какого-нибудь зверя, а на самом деле дадим ему игрушечного.
Было принято решение отдать Волку игрушечную обезьяну, сказав ему, что это енот. Теперь Волк согласился вернуть подарки. Но, когда Волк принес мешок, он сказал зверям, что за то, что они его обманули, он тоже возвращает им ненастоящие подарки.
На этом игра была остановлена и детей повели пить чай.

Проблемы, возникшие по ходу занятия

1. Необходимо заранее решить, кто будет исполнять роль Волка: ребенок, который хочет им быть, воспитатель или же эту роль лучше «перепоручить» какой-нибудь игрушке.

2. Нужно также решить, чем должна закончиться игра: должно ли это быть завершенное действие, или здесь важно само проживание ситуации, независимо от того, доведена она до какого-то сюжетного конца или нет.

     Описанное занятие было экспериментальным. Для нас было важно увидеть реакцию детей на подобную игру, понаблюдать за динамикой выдвижения версий, а также понять, в результате чего у детей начинают возникать интересные предложения.
    Мы пришли к выводу, что, для того чтобы игра была полноценной, необходимо отказаться от обсуждения и критики возникающих версий. Игра с самого начала должна играться, и если в ней возникают те или иные варианты действия, то они обязательно должны проигрываться, а не обсуждаться. Таким образом, дети действуют от имени героя, а не рассуждают о его действиях. Но к проигрыванию имеет смысл переходить только после того, как установлено, что дети могут выдвигать разнообразные версии поведения.

     Теперь вы все имеете представление  о том, как формировать диалогические умения у дошкольников посредством создания игровых проблемных ситуаций.

      Подобные проблемные ситуации можно применять для развития мышления; на нахождение внешних и внутренних ресурсов. Так как у многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов.  Поэтому существуют проблемные ситуации на развитие межличностных отношений сверстников; на тему «что было бы, если бы…», ситуации по безопасности жизнедеятельности. В нашей группе данный материал систематизирован в форме картотеки. (Показ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

02.06.2020 Консультация для педагогов "Социальное личностное развитие ребенка дошкольника, посредством создания оптимально-развивающей предметно среды"

Консультация для педагогов"Социальное личностное развитие ребенка дошкольника, посредством создания оптимально-развивающей предметно среды"...

Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности".

Здоровый, физически развитый ребенок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели, мы работники...

Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с живописью"

Методические рекомендации ознакомления детей дошкольного возраста с живописью...

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка очень велика. Она стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппара...

Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством приобщения к художественной литературе и театрализованной деятельности"

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевединеие, и эта тенден...

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с русской народной игрушкой – матрешкой»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания дошкольников посредством знакомства с русской народной игрушкой – матрешкой. Задачи:- о...