Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности".
консультация по логопедии

Марина Владимировна Шонкова

Здоровый, физически развитый ребенок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели, мы работники дошкольных учреждений, должны уделять особое внимание развитию речи детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_logoped.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Одна из основных задач ФГОСТ – разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, художественно-эстетическому осуществляется через реализацию общеобразовательной программы и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению.

Здоровый, физически развитый ребенок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели, мы работники дошкольных учреждений, должны уделять особое внимание развитию речи детей. Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова.) Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театральная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявит свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театральной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимики, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяют решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности.

Целью работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми полноценной речью, без чего не возможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит

фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь.

Основные направления деятельности:

• Постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки к самостоятельной игровой деятельности;

• От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

• От имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театральной игре.

Основные задачи в данном направлении:

• Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

• Обогащать словарь детей, активизировать его;

• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, её грамотный строй;

• Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;

• Способствовать проявлению желания самостоятельно использовать разнообразные виды театров, формированию активности в игре с персонажами игрушками.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в НОД, во время свободной деятельности, дети приобрели речевые навыки. Речь стала эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

Дошкольники подросли… и вырос их интерес к театрализованным играм. В подготовительной группе нашей задачей стало поддержать их интерес к театрализованной игре, помочь освоить игры драматизации, которые отличаются более сложным содержанием, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.

В работе с детьми использовали:

• Многоперсонажные игры-драматизации по текстам сказок с элементами волшебства, о животных («Волк и Лиса»«Красная шапочка»

• Игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Ребята и зверята»«Труд взрослых»;

• «Учимся говорить правильно» праздник игры и сказки.

В подготовительной группе направляли свою работу на углубление интересов детей к определенному виду театральной деятельности, повышение интереса к театральной культуре, способности к самовыражению. Стараемся поощрять умение детей самостоятельно в логической последовательности составлять план задуманного им театрального действия, обращаем внимание на умение детей свободно владеть связной речью. Организовали сюжетно-ролевую игру «Театр», в которой уделили особое внимание зрителям, правилам поведения зрителей при посещении театра.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создает психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Консультация. Может использоваться в работе с родителями так и с педагогами....

Проект "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет онЖизненной тропой!     Г. Попова...

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом нах...

Консультация для педагогов на тему "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

В данной консультации предложен опыт работы воспитателя по теме "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"....

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ...

Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством приобщения к художественной литературе и театрализованной деятельности"

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевединеие, и эта тенден...