Консультация для педагогов на тему "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"
консультация на тему

Шеремет Татьяна Дмитриевна

В данной консультации предложен опыт работы воспитателя по теме "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_teatralizovannuyu_deyatelnost_1.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи через театрализованную деятельность

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, т.к. от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. К сожалению, сегодня у многих детей уровень речевого развития ниже положенной нормы.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

Всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Дети учатся четко формулировать свои мысли и излагать  их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

Очень важно создать условия для развития речи детей через творческую активность

в театрализованной деятельности. В связи с этим перед педагогом встают такие задачи как:

• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

• разработка программы;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Содержание театральных игр тесно связанно со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных  сторон речи детей:

  • словаря;
  • грамматического строя;
  • диалогической и монологической речи;
  • совершенствованию звуковой стороны речи.

Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная

деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами или персонажами, или собственные действия по ролям, но так же художественно – речевую деятельность:

  • выбор темы;
  • передача знакомого содержания;
  • сочинение;
  • исполнение от лица персонажей.

Одним из этапов развития речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявлять свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Поэтому работа в этом направлении начинается с младших групп.

Итак, влияние  театрализованной  деятельности  на  развитие  речи  детей

неоспоримо. С помощью театрализованных занятий

можно решать практически

все  задачи  программы  развития  речи  и  наряду  с  основными  методами  и

приемами  речевого  развития  детей  можно  и  нужно  использовать  этот

богатейший материал словесного творчества народа.

 В  процесс  театрализованной  игры  расширяются  и углубляются знания детей об окружающем мире;

 Активизируется   и   совершенствуется   словарный   запас, грамматический  строй  речи,  звукопроизношение,  навыки  связной  речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

 Совершенствуется   моторика,   координация,   плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

 Происходит коррекция поведения;

 Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

 Стимулируется  развитие  творческой,  поисковой  активности, самостоятельности;

 Участие  в  театрализованных  играх  доставляют  детям  радость, вызывают активный интерес, увлекают их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности (краткое содержание)   Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей  к школьному обучению...

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Консультация. Может использоваться в работе с родителями так и с педагогами....

Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности".

Здоровый, физически развитый ребенок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели, мы работники...

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"...