Консультация для педагогов Тема: Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения детей дошкольного возраста
консультация

Сапунова Елена Владимировна

Формирование культуры поведения — одна из ключевых задач дошкольного образования. От того, какие нравственные основы и коммуникативные навыки мы заложим в ребёнка в раннем детстве, зависит его успешная социализация и дальнейшая жизнь. Современная ситуация, характеризующаяся снижением воспитательного воздействия семьи в некоторых аспектах, повышает ответственность дошкольных образовательных учреждений в формировании базовой культуры личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения детей дошкольного возраста


Формирование культуры поведения — одна из ключевых задач дошкольного образования. От того, какие нравственные основы и коммуникативные навыки мы заложим в ребёнка в раннем детстве, зависит его успешная социализация и дальнейшая жизнь. Современная ситуация, характеризующаяся снижением воспитательного воздействия семьи в некоторых аспектах, повышает ответственность дошкольных образовательных учреждений в формировании базовой культуры личности ребёнка.

1. Сущность понятий: культура поведения и культура общения

· Культура поведения дошкольника — это совокупность устойчивых, полезных для общества форм повседневного поведения в быту, общении и различных видах деятельности. Важно понимать, что это не просто формальное соблюдение правил этикета, а поведение, тесно связанное с нравственными чувствами (уважением, доброжелательностью, эмпатией) и представлениями ребёнка.

· Культура общения — это компонент культуры поведения, который предусматривает:

  · Выполнение норм общения со взрослыми и сверстниками на основе уважения.

  · Использование соответствующего словарного запаса и вежливых форм обращения («здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста»).

  · Умение не только действовать правильно, но и воздерживаться от неуместных действий, слов или жестов в конкретной обстановке.

  · Внимание к состоянию и чувствам других людей.

2. Ключевые педагогические принципы

Эффективная работа по воспитанию культуры поведения должна строиться на следующих принципах:

· Системность: Работа должна вестись постоянно, как на специально организованных занятиях, так и гибко вписываться в повседневную жизнь и спонтанно возникающие ситуации.

· Опора на положительное: Педагогу важно выявлять и опираться на сильные стороны и хорошие качества ребёнка, проецируя будущие положительные изменения, хваля и оказывая доверие.

· Гуманизация: Требует уважительного отношения к личности воспитанника, предъявления посильных требований и отказа от любых унижающих достоинство форм воздействия.

· Личностно-деятельный подход: Воспитание должно осуществляться через деятельность (игру, труд, общение). Педагогу необходимо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребёнка и опираться на его собственную активность.

· Единство воспитательных воздействий: Согласованность требований и действий всех педагогов, а также тесное взаимодействие с семьёй — обязательное условие успеха.

3. Основные компоненты и задачи воспитания культуры поведения

Работу можно структурировать по трём основным направлениям:

· Культура деятельности: Воспитание умения содержать в порядке своё рабочее/игровое место, бережно относиться к игрушкам, книгам, вещам, доводить начатое дело до конца.

· Культура общения: Формирование навыков вежливого обращения, умения слушать, договариваться, адекватно реагировать на замечания, проявлять заботу и сочувствие.

· Культурно-гигиенические навыки: Привитие навыков опрятности, аккуратности, культуры еды (поведения за столом), что является также проявлением уважения к окружающим.

Задачи для дошкольников всех возрастов включают: формирование соответствующих навыков в повседневной жизни, обучение видеть и корректировать свои недостатки, воспитание любви и уважения к близким и окружающим.

4. Методы и приёмы формирования культуры общения и поведения

Для решения этих задач используется комплекс методов, который условно можно разделить на несколько групп.

Первая группа: Методы формирования опыта поведения

· Приучение и упражнение: Систематическое побуждение ребёнка действовать в соответствии с правилами в разнообразных жизненных и специально созданных ситуациях (например, в ходе сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Театр», при приёме гостей).

· Пример для подражания: Личный пример воспитателя (его внешний вид, речь, доброжелательность, справедливость) является мощнейшим фактором влияния. Также используются примеры из литературы, положительные поступки сверстников.

· Организация деятельности: Создание условий для совместных игр, труда, где дети учатся сотрудничать, помогать, подчинять свои интересы общим целям.

Вторая группа: Методы формирования нравственных представлений и оценки

· Беседа, обсуждение: Разъяснение правил, обсуждение поступков героев художественных произведений или реальных ситуаций в группе.

· Наблюдение: Совместное наблюдение за взаимодействием других детей с последующим анализом положительных и отрицательных моментов.

· Поощрение и положительная оценка: Своевременная похвала, одобрение хорошего поступка, что помогает ребёнку закрепить правильную модель поведения.

Практико-ориентированные приёмы:

· Игровые методы: Сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-инсценировки, игры-упражнения.

· Решение проблемных ситуаций: Моделирование и совместный поиск выхода из ситуаций, требующих нравственного выбора.

· Использование художественной литературы: Чтение и анализ сказок, рассказов, где ярко показаны последствия поступков героев.

· Трудовые поручения и коллективная деятельность: Формируют ответственность, заботу об окружающих, умение работать вместе.

5. Необходимые педагогические условия

Для успешной реализации этих методов необходимо создать в группе определённые условия:

· Создание предметно-развивающей среды: Организация центров активности (речевого, театрализованного, познавательного), которые стимулируют общение, совместную игру и применение правил поведения на практике.

· Продуманная организация жизни детей: Чёткий, понятный режим дня, который создаёт предсказуемость и безопасность, способствуя формированию привычек.

· Эмоционально-положительная атмосфера в группе: Доброжелательные, доверительные отношения между воспитателем и детьми, а также между сверстниками.

· Взаимодействие с семьями воспитанников: Систематическое информирование родителей о целях и методах работы, изучение условий воспитания в семье, достижение согласованности в требованиях и подходах.

· Дифференцированный подход: Диагностика и учёт индивидуальных особенностей, темперамента и уровня развития навыков у каждого ребёнка для выбора адекватной тактики.

Заключение

Воспитание культуры общения и поведения — это многоплановый, систематический процесс, интегрированный во все виды деятельности дошкольника. Его эффективность зависит от профессионализма педагога, умения сочетать требовательность с уважением к личности ребёнка, действовать как личный пример для подражания и создавать в группе среду, естественно побуждающую детей к доброжелательному, культурному взаимодействию. Работа в тесном сотрудничестве с семьёй является залогом закрепления и устойчивости формируемых навыков, что в итоге способствует гармоничному развитию личности будущего гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия и методы воспитания культуры общения дошкольников.

Нравственное развитие ребенка нельзя представить без воспитания культуры общения и поведения. Воспитание культуры поведения и общения начинается в детском саду через их маленький беспокойный коллектив...

«Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие,...

Консультация для педагогов МДОУ № 68 на тему: «Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

"Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста"

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

Деловая игра с педагогами по теме: «Педагогические условия формирования основ ОБЖ как социальной компетентности у детей дошкольного возраста»

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна изактуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не толькооберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможнымитрудностями...

Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста

Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем...

Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста

Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста...