Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста
статья по логопедии

Никитенко Анна Ильинична

Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_usloviya_i_metody.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия и методы

воспитания культуры общения и поведения

у детей дошкольного возраста

Формирование основ культуры общения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы общения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

Под общением понимается взаимодействие людей, направление на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Культура общения предусматривает:

  • Выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками
  • Правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли
  • Вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой
  • Слушать и слышать других
  • Владеть силой голоса и различать интонации
  • Быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора.

                                        Культура общения включает:
• потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов;
• самостоятельность в выборе партнёра по общению;
• представления о ценностях коммуникации;
• эмоционально-позитивное отношение к себе и партнёру по коммуникации;
• способность прийти к согласию, договорённости в процессе коммуникации;
• культура речи.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми (по классификации М. И. Лисиной):

  1. ситуативно-личностное;
  2. ситуативно-деловое;
  3. внеситуативно-познавательное;
  4. внеситуативно-личностное.

Педагогические условия воспитания культуры общения:

  • оценка педагогом эмоциональных проявлений ребенка: с каким настроением он чаще всего приходит в группу, насколько комфортно он чувствует себя в детском саду;
  • общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми: умение вступать в контакт, учитывать эмоциональное состояние партнера по общению, соблюдать правила культуры общения, освоение игровых и коммуникативных умений;
  • умение воспитателя правильно оценить индивидуальные особенности каждого ребенка для выбора адекватной тактики в воспитании культуры общения.

Принципы отбора содержания культуры общения:

  • культуросообразность
  • интеграция
  • личностная ориентация
  • природосообразность.

Должны использоваться эмоционально-положительные формы общения.
           Педагогическое воздействие воспитателя в ходе общения с ребенком:

  • прямое (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.),
  • косвенное (через других лиц, игру, сказку, песню, музыку).

Педагогические методы и приемы

Формирования культуры общения в различных видах детской деятельности:

  1. Беседа.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Рассматривание и обсуждение сюжетных картинок.
  4. Игровая деятельность.
  5. Упражнения с использованием вежливых слов и
    выражений.

Игра - педагогическая азбука общения. Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.

Психологическое воздействие игры – это развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. В игре формируются начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. В игре происходит развитие различных средств общения: движений, жестов, мимики, пантомимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи.

Цель игры, два аспекта цели:

  1. познавательный (обучение способам действия с предметами),
  2. воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми).

Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает.

Таким образом, контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь.

Как говорил Макаренко: «Ваше собственное поведение решающая вещь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия и методы воспитания культуры общения дошкольников.

Нравственное развитие ребенка нельзя представить без воспитания культуры общения и поведения. Воспитание культуры поведения и общения начинается в детском саду через их маленький беспокойный коллектив...

«Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие,...

Консультация для педагогов МДОУ № 68 на тему: «Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

«Воспитание культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  о воспитании культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста....

"Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста"

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста

Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем...