«КНИЖКИН ДОМ» ИЛИ ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
консультация
Предварительный просмотр:
«КНИЖКИН ДОМ» ИЛИ ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, речевое развитие включает в себя
«владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматической и правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамотности». Таким образом, книга занимает не последнее место в развитии речи ребенка, развитии его творческих и интеллектуальных способностей.
Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека: открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Совместное чтение сближает взрослых и детей, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Интерес к чтению резко упал. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.
Детское чтение в России было предметом внимания многих деятелей науки и культуры XVIII – XIX веков. Среди них М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Водовозов, М. А. Корф и др.
В статье-рецензии «О детских книгах» (1840г.) Г. Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека…книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон» .
Л.Н. Толстой утверждал, что сам подход к книжному познанию станет действенным лишь тогда, когда обучающийся поймёт его смысл и увидит в нём средство, пригодное для жизни.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824 – 1876) рассматривал воспитание детей как единый, специально организованный процесс формирования и развития личности. Важную роль в этом процессе он отводил чтению. В своих книгах «Детский мир» (1861) и
«Родное слово» (1864) он стремился дать детям в определённой системе материал для
чтения, развивающий целостное и по возможности всестороннее представление о действительности.
Семья – это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе и читательской. Во многом отношение к чтению, приобретение читательской культуры молодым поколениям зависит от того, какие образцы читательского поведения предлагают им взрослые – их родители.
Именно они учат его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки. Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только нужно, но и очень интересно. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
К сожалению, сегодня родители не уделяют должного внимания чтению при воспитании и образовании своих детей. Родители не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей. В большинстве семей не обсуждают прочитанных книг. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не читают.
Поэтому именно в этом возрасте или на данном этапе развития важно приучать ребёнка к чтению через семейный опыт или через семейные чтения.
Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость общения с книгой.
Вот поэтому и возникла идея проекта «Книжкин дом» или читаем вместе». Актуальность проекта заключается в возрождении традиции совместного семейного чтения; в приобщении ребенка к книге, к процессу чтения и обдумывания ее содержания.
Цель проекта: повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания ребенка, в том числе популяризации семейного чтения; в создании мобильной библиотеки, с использованием технологии обмена книгами; содействие в формировании ребенка – читателя. Возрождение традиции семейного чтения семей.
Проект ««Книжкин дом» или читаем вместе» обеспечивает возможность воспитания детей во взаимосвязи с обучением, развитием и коррекцией речевых нарушений, так как в процессе работы над проектом используются различные виды речевой деятельности детей (пересказ, чтение наизусть, составление предложений, рассказов и т.д.).
При разработке проекта ««Книжкин дом» или читаем вместе» учитывались особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Это дети с различными сложными речевыми расстройствами, у них нарушено формирование всех составляющих речевой системы. У детей с ТНР замедляется темп интеллектуального развития, нарушается формирование личности, развиваются отрицательные качества характера при отсутствии необходимых коррекционных мероприятий.
Методическая разработка (Проект) ««Книжкин дом» или читаем вместе» включает в
себя:
- «Мама (папа), почитай-ка»
Перечень списка литературы для прочтения детям родителями; названия книг, которые
хотели бы послушать дети. Важнейшая задача родителей правильно выбрать
художественные произведения, так чтобы они способствовали формировать литературный вкус у ребенка. Родители часто не понимают или даже не знают, из-за большого потока информации. Очень сложно выбрать подходящее в изобилии книг, предназначенных для детей.
- «Книга напрокат» (мобильная библиотека).
- «Это интересно» (консультации, буклеты для родителей).
- «Книжный Айболит».
- «С днем рождения» (интересные даты и события).
- «Читаем всей семьей» (фотовыставка).
- «Юные писатели» (книга своими руками).
В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе. При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.
- «Мнемотехника».
Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Содержание мнемодорожек, мнемотаблиц - это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета произведения. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. В процессе ознакомления с художественными произведениями моделирование служит средством планирования пересказа содержания рассказа, сказки; является наглядной опорой для быстрого заучивания стихотворения.
- «Поиграем всей семьей».
Авторские речевые игры, направленные на коррекцию и развитие фонематических процессов, лексико – грамматического строя речи, связной речи, звукопроизношения:
«Активити», «Прочитай по первому звуку название сказки», «Четвертый лишний», «Рассели сказочных героев по домикам», «Подбери сказочного героя к звуковой схеме» и др.
Внедрение в педагогическую практику нашей методической разработки «Книжкин дом» или читаем вместе» имеет успешный опыт реализации на базе МБУ д/с № 45 « Яблонька» компенсирующего вида г. Тольятти. Позволило организовать жизнь группы детского сада по принципу командной работы, обеспечивающей сотрудничество и тесную взаимосвязь педагогов, родителей и детей в различных видах деятельности, когда ребенок становится равным партнером, проявляет творческую инициативу. Очень важным моментом в работе над проектом является формирование положительной самооценки у детей с ТНР через самореализацию, обучение детей сотрудничеству.
Достоинство этой разработки в том, что она достаточно вариативна. Можно менять тематику в зависимости от возраста и речевых нарушений детей, используемой программы, запроса родителей. Всё это даёт возможность разностороннего развития детей с ТНР. Системность и технологичность позволяет реализовать методическую разработку в любом дошкольном учреждении.
И главное достижение – это то, что с помощью методической разработки ««Книжкин дом» или читаем вместе», дети не потеряли интереса к книге, они любят её, читают, рассматривают, обмениваются своими впечатлениями. В повседневном общении дети стали более широко использовать лексическое богатство языка, их речь стала более эмоциональной.
Литература:
- Алексеева М. А., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку – М.: Академия, 2008.
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.:Мозаика – синтез, 2004.
- Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. биб-ка. – М.: Пашков Дом, 2007. – 1300 с.
- Васюкова Н. Е., Травкина С. В. Знакомство детей с художественной литературой в системе развивающих занятий // Управление ДОУ, - 2010. - № 5 (63).
- Демидова Л. Н. Учим с детьми стихи – диалоги // Дошкольное воспитание, - 1996. –
№ 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:" Возрождение традиции семейного чтения в современном мире".
В работе воспитателя я столкнулась с тем, что современным детям всё меньше и меньше читают дома родители. Альтернатива чтению - это мультфильмы и компьютерные игры. Тенденция, на мой взгляд, тревожная...

Консультация для родителей "Возрождение традиции семейного чтения"
«Возрождение традиции семейного чтения в современном мире»...

Доклад "Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ"
Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ...

Проект по возрождению традиций семейного чтения "Почитай-ка"
Проект по возрождению традиций семейного чтения через знакомство с творчеством пермских писателей для детей старшей группы....

Программа читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения.
Предлагаем Вашему вниманию программу читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения, воспитания потребности в чтении, по формированию информационной культуры в семье.Эта ...

Возрождение традиции семейного чтения в жизни современной семьи.
Культура всегда теснейшим образом связана со временем и видоизменяется в соответствии с общим вектором движения общества. Она отразила все неожиданные повороты современной жизни, её бесконечно м...

Семинар для родителей «Возрождение традиции семейного чтения».
Цель - создать условия для осознания родителями ценности совместного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности...
