Консультация для родителей «Декоративно-прикладное народное творчество»
консультация (старшая группа)

Лазаренко Наталья Юрьевна

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portal.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Консультация для родителей

«Декоративно-прикладное народное творчество»

Долгие века дети в самых разных уголках земли играли глиняными куклами, конями, разнообразными зверями, игрушечной посудой, свистульками… Играли в них и наши предки. В древности глиняные фигурки имели магическое назначение: свистками отгоняли злые силы (чем громче свистишь, тем сильнее они пугаются), кукла, изображавшая богиню плодородия, должна была посылать хороший урожай, много детишек в семью, приносить здоровье и благополучие для всего рода, конь был символом солнца, которое очень почиталось древними славянами.

Знаки, которыми разрисовывали эти предметы, были не просто украшением (хотя выглядели они вполне красиво), а символами, «магическим письмом». Это вертикальные линии – знаки дерева, символ жизни; горизонтальные – знаки земли; волнистые линии обозначают воду; круги с узорами в них – солнце. Но время шло, и богиня плодородия превратилась в смешную няньку – «кормилку» в расфуфыренной шляпе с двумя младенцами на руках.

Символы солнца и неба – конь и птица – стали ярко раскрашенными свистульками, которыми напугать нельзя, зато развеселить можно кого угодно!

Грозные магические знаки превратились в яркие круги на хвосте фантастического петуха, разноцветные полоски на шеях филимоновских свистулек, в солнышки и звезды на каргопольских игрушках.

Глиняные игрушки в России делали во многих местах. В зависимости от того, где делали игрушки, им и дают название: каргопольская игрушка, филимоновская, дымковская, курская, тверская, ярославская, абашевская, тульская.

Они все разные, непохожие друг на друга, так как в разных местах разные традиции: что изображает игрушка, ее размер, форма, цвет, как ее изготавливают, как обжигают, как расписывают. Традиционные узоры, цвета, даже вид красок везде свои. Так что их не спутаешь друг с другом.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт, природное начало.

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня. "Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит".

Быт и традиции народа дети узнают, рассматривая прялку. По всей России славились прялки из Городца, потому что были нарядно украшены народным мастером. Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери или к внучке так же, как сноровка прясть ровную нить, так же, как песня, которую пели еще прабабушки, сидя долгими зимними вечерами за прялкой. А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы — матрешки мал-мала-меньше, чем не забава — спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.

Исследователи отмечают, что богородские мастера-игрушечники вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не

прячется под слоем краски, а, наоборот, проявляется благодаря специфике резьбы, а для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Вот медведь стучит молотом по наковальне или пилит дрова с мужиком.

Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи свое место, каждому делу свой срок, старости уважение и почет, младости заботу и ласку.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно–прикладного искусства, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно–творческих способностей. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.
  Важную роль народного декоративно – прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно–прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
  Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать их творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносить людям радость - большая ценность.