Консультация для родителей "Дети и огонь"
консультация (подготовительная группа)

Загороднева Екатерина Владимировна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Дети и огонь»

image

Игры детей со спичками часто приводят к беде. Но если не научить воспитанников правильному обращению с огнём, они могут растеряться и оказаться совсем беспомощными перед лицом опасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon.docx332.77 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Дети и огонь»

C:\Users\MAGICS~1\AppData\Local\Temp\ksohtml12620\wps1.png 

Игры детей со спичками часто приводят к беде. Но если не научить воспитанников правильному обращению с огнём, они могут растеряться и оказаться совсем беспомощными перед лицом опасности.

Дети и огонь. Сложная тема. Чаще всего мы внушаем детям лишь то, что «спички детям не игрушка» и «при пожаре звоните 01». Но ведь в повседневной жизни они довольно часто сталкиваются   с огнём. И этих знаний явно недостаточно, чтобы соседство было действительно безопасным. Понимая необходимость с самых маленьких лет прививать детям, элементарные навыки пожаробезопасного поведения, мы предлагаем опыт нашей работы, который может оказаться вам интересным.

Давайте познакомимся поближе! Вспомните, покупая что-либо, на упаковке часто можно прочесть: «Перед использованием ознакомьтесь с инструкцией!». И это правильно. Но где, же взять инструкцию по использованию огня? Нужно составить её всем вместе! В этом нам помогают  занятия, беседы, экскурсии,  просмотр телепередач, чтение художественной литературы, где дети для начала знакомятся со свойствами огня.

Можно провести беседы: «Что я знаю об огне?», «Миф об огне» и  рассказать о том, как люди в древности добывали, хранили и использовали огонь. Устройте дискуссию между детьми, которые считают, что огонь – это хорошо, и теми, кто считает огонь врагом человека. Предложите детям доказать свою точку зрения!

Проведите практическое занятие, где покажите опыты с огнём. Здесь важно объяснить детям, что если кто и захочет самостоятельно повторить подобные опыты, то обязательно это нужно делать под наблюдением и с помощью взрослого. Это очень важно!

Опыт 1. Издавна человеку огонь не только помогал, обогревая жильё, отпугивая диких зверей, служа для приготовления пищи, но и причинял огромные неприятности, когда выходил из-под контроля человека и превращался в страшное бедствие – пожар. Люди заметили, кто главный враг огня. А вы его знаете? (Вода.)

Давайте в этом убедимся. В две тарелки положите по скомканному листу бумаги и подожгите. Затем один из горящих листов полейте водой. Пламя сразу погасло.

Видите, дети, огонь боится воды, поэтому при тушении пожаров используют воду. Давайте вспомним стихотворение «Кошкин дом»:

Бежит курица с ведром,

                                         Заливать Кошкин дом!

НО ЕСТЬ ОДНА ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ВЕЩЬ. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ЗАЛИВАТЬ ВОДОЙ ИСКРЯЩИЕСЯ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ И ПРОВОДА – ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

Опыт 2. Знаете ли вы, что огонь дышит? Как будто он живой, как мы с вами. Чем дышит человек? Какой воздух? На сколько вы можете задерживать дыхание, например, когда ныряете? (Выслушать детей.)

На столе стоят две свечи. Зажжем их. А теперь одну накроем банкой. Пламя быстро погасло. Почему?

После того как дети выдвинули свои версии, суммируем их: в банке остался другой газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня. А если от этого газа огонь гаснет, значит, его можно использовать для тушения пожаров. Когда пожарные гасят пожар, часто используют сжатый газ в баллонах. Этот газ сопровождается углекислотой.

Так же, как мы потушили свечу, накрыв её банкой, можно потушить загоревшееся на сковороде масло. Достаточно накрыть сковороду крышкой. А ещё, и об этом очень важно знать,

ЕСЛИ В ДОМЕ ВОЗНИКЛО ВОЗГОРАНИЕ, ПОКА НЕБОЛЬШОЕ ПЛАМЯ НЕ ПРЕВРАТИЛОСЬ В ПОЖАР, ЕГО МОЖНО ПОГАСИТЬ, НАКРЫВ ПЛОТНОЙ ТКАНЬЮ (НАПРИМЕР, ТОЛСТЫМ ОДЕЯЛОМ).   Доступ воздуха прекратиться и огонь погаснет!

При горении выделяется дым. На пожаре люди часто теряют сознание и погибают, задыхаясь в дыму. Чтобы не задохнуться, пожарные используют специальные противогазы и маски.

Чтобы хоть маленько обезопасить себя от отравления дымом, нужно дышать через влажную ткань и стараться пригибаться как можно ниже. Как вы думаете, почему? (Выслушать версии детей.)

Опыт 3:

Давайте убедимся, что огонь и дым всегда стремятся вверх. Из листов бумаги свернём две трубочки и поставим их на две тарелки. Одну трубочку зажжем ближе к основанию, а другую – сверху. Бумага, зажженная снизу, сгорает очень быстро – пламя охватывает её с все возрастающей скоростью. А бумажная трубочка, зажженная сверху, горит медленнее, пламя небольшое. Она может даже сама погаснуть.

Вопросы к детям:  Какая трубочка сгорела быстрее? Почему? Куда шел дым?

Вот поэтому-то при пожаре и нужно ползти по полу, чтобы не задохнуться.

Для того чтобы изучить, какие материалы горят, а какие – нет, можно поиграть в игру «Горит – не горит»: дети делятся на две команды. Воспитатель называет различные материалы. Когда называет горючий – встаёт одна команда, а когда негорючий – другая. Другой вариант игры: воспитатель бросает детям мяч и при этом говорит: «Горит!» или «Не горит». Поймавший мяч должен назвать соответственно горючий или негорючий материал. Ошибающийся выбывает из игры.

Затем нужно выяснить, где и как должны храниться взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества.

                                    Поговорим о пожарах!

После  ознакомления со свойствами огня следует поговорить с детьми о пожарах. Обсудить причины и последствия пожаров. Спросите у детей, почему, по их мнению, происходят пожары?

·        По причине неосторожного поведения с огнём.

·        Из-за нарушения правил пользования электроприборами и газом.

·        Вследствие электрозамыкания.

·        Удары молнии, обрыв проводов из-за сильного ветра и прочих стихийных бедствий.

Что же делать, когда кто-то оказался свидетелем пожара? Предложите детям разобраться в своих действиях в разных ситуациях.

·        От обогревателя начал тлеть ковёр.

·        Взрослый вышел  и забыл выключить утюг.

·        Когда выключили электричество, на столе зажгли свечу. Взрослые вышли, а свеча упала на скатерть.

·        Заискрила и задымила электропроводка.

Отвечая на такие вопросы-ситуации, дети учатся моделировать своё поведение в настоящих экстремальных ситуациях.

После этого проводим занятие, рассказываем детям о пожаре.

Занятие: Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Пожар».

Вопросы для беседы по прочитанному стихотворению:

·        Почему произошёл пожар?

·        Можно ли назвать этот пожар несчастьем, ведь всех спасли – и девочку, и кошку?

·        Как автор описывает огонь?

·        Как вы думаете, почему пожарные машины, когда спешат на пожар, включают сирену?

ЗДЕСЬ ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ДЕТИ УМЕЛИ ВЫЗВАТЬ ПОЖАРНЫХ. ВЕДЬ ОБЫЧНО КРОМЕ НОМЕРА ТЕЛЕФОНА, НИКАКИХ ЗНАНИЙ О ВЫЗОВЕ ПОЖАРНЫХ У ДЕТЕЙ НЕТ.

ЧТОБЫ РЕБЁНОК НЕ РАСТЕРЯЛСЯ, ВЫЗЫВАЯ ПОЖАРНЫХ, ПОИГРАЙТЕ С НИМ В ТЕЛЕФОННЫЕ ЗВОНКИ.

Воспитатель берёт на себя роль диспетчера. Ребёнок должен знать адрес, в каком помещении он находится, один ли он и примерные размеры пожара. Но главное – это знать адрес и внимательно, не впадая в истерику, слушать диспетчера.

Также важно знать, где выход и как покинуть помещение. Если в помещении сильное задымление, нужно разбить окно любым тяжёлым предметом, но стараться не пораниться осколками стекла.

Дальше поговорите с детьми о первой помощи при получении  ожога.

 

Первая помощь!

Огонь, даже самый небольшой, может обжечь. Если при ожоге наблюдается покраснение и отёк – это не сильный ожог. Обожженное место сразу облейте холодной водой из-под крана минут 10. Затем протрите спиртом.

Если при ожоге образуется наполненный жидкостью пузырь – это уже более серьёзный ожог – с ним необходимо обратиться к врачу. Пузырь сами ни в коем случае не вскрывайте.

Если он лопнул, то до того, как попадёте к доктору, наложите мягкую сухую повязку. Спиртом протирать не нужно.

Небольшой ожог можно протереть свежеразрезанной картофелиной или приложить к нему капустный лист.

Поиграйте с детьми!

 

Подвижная игра «Пожарные спешат»

 

Это игра-эстафета. Дети делятся на две или более (если позволяют условия) команды. Выстраиваются на линии старта. По команде ведущего первый пожарный каждой команды преодолевают полосу препятствий (перепрыгивает через ручей, пробегает по бревну, пролазит под завалами и прочее) и, добежав до финиша, звонит в колокольчик подняв руку над головой. Тогда стартует следующий пожарный его команды. Побеждает команда, первой добравшаяся до финиша в полном составе.

 

В повседневной жизни детей всегда найдется время для проведения эксперементов и опытов. При ознакомлении воспитанников с « огнём  в жизни человека», наверняка интересно будет им (с вашей помощью, дорогие воспитатели) узнать и о других свойствах и качествах огня. В этом вам помогут интересные «опыты без взрывов».

Несгораемая бумага

Материалы: лист писчей бумаги размером примерно 12х12 см, свеча, небольшая пустая консервная банка. Вырежи из банки подставку. Сложи из листа бумаги небольшую коробку с высотой бортов примерно 4 см и закрепи их скрепками.

Проведение опыта: внутри подставки, вырезанной из банки, укрепи свечу и зажги её. Налей в бумажную коробку воду, и помести её сверху на подставку.

Что произошло? Бумажная коробка с водой может стоять на огне очень долго, вода в коробке может даже закипеть. Однако коробка гореть не будет, хотя пламя свечи касается её дна.

Имеет ли огонь силу?

Материалы: металлическая вязальная спица, два ластика, бельевая прищепка, свеча и стакан.

Проведение опыта: насади на каждый конец спицы по ластику. Укрепи прищепку по центру спицы и установи всё это на стакан, перевёрнутый вверх дном. Уравновесь спицу с помощью ластиков или смещая прищепку на спице. Под одним из плеч (концов) спицы поставь свечу и зажги её.

Что произошло? Через некоторое время то плечо спицы, которое нагревается, отклонится вниз, и равновесие нарушится.

Искры из листа бумаги

Материалы: чистый лист обычной бумаги. Вымой и насухо вытри стекло на дверце духовки. Попроси взрослых зажечь духовку. Дождись, когда стекло станет тёплым, и выключи духовку.

Проведение опыта: прижми к тёплому стеклу духовки лист бумаги, разгладь его и потри по нему ладошкой. Лист пристанет к стеклу. Погаси свет и оторви лист от стекла.

Что произошло? Ты услышишь треск электрических разрядов, а между бумагой и стеклом пробегут искорки.

Лёд и пламя

Материалы: небольшая чашка с круглым дном, можно пиалу. Кусочек сухой бумажки.

Проведение опыта: налей в чашку воды и поставь в морозильник. Когда вода превратится в лёд, вынь чашку и поставь в горячую воду. Через некоторое время лёд отделится от чашки.

Теперь выйди на улицу, положи кусочек бумажки на камень и куском льда сфокусируй  солнце на бумажке.

Что произошло? Бумага загорится, ведь у тебя в руках уже не просто лёд, а лупа.

ИГРЫ ДЕТЕЙ СО СПИЧКАМИ ЧАСТО ПРИВОДЯТ К БЕДЕ, НО ЕСЛИ НЕ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОМУ ОБРАЩЕНИЮ С ОГНЁМ, ОНИ МОГУТ РАСТЕРЯТЬСЯ И ОКАЗАТЬСЯ СОВСЕМ БЕСПОМОЩНЫМИ ПЕРЕД ЛИЦОМ ОПАСНОСТИ.

 

         И помните: главное в формировании навыков безопасного поведения детей – личный пример взрослых!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста на тему: «О правилах дорожного движения»

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге"....

Консультация для родителей "Осторожно огонь!"

Консультация для родителей для подготовительной группы "Осторожно огонь!"...

Консультация для родителей " Дети, огонь- опасность"

Донести до родителей , что шутить с огнем нельзя, огонь может быть другом , а может и врагом. Знать првила не только родителям, но и детям. Нам взрослым необходимо показать на картинках, что произойде...

Консультация для родителей "Когда огонь бывает злым"

Научить детей соблюдать  элементарные правила противопожарной безопасности, знать назначение номера "01" - долг родителей и всех взрослых....

Консультация для родителей "Осторожно, огонь!"

Цель консультации: Ознакомить родителей с правилами безопасности с огнем....