Проект по наставничеству "Ступеньки знаний"
проект
Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество начинающих специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причина ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько:
1. Слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;
2. Неумение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения;
3. Недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.
В этих условиях очень важна грамотная поддержка и сопровождение начинающих специалистов, сотрудниками ДОУ, а не только администрацией, но и коллегами в первую очередь опытными педагогами. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.
Недостаточно высокий уровень профессиональной компетентности начинающих воспитателей или вновь принятых педагогов. Чаще всего в практической деятельности, а также и в теоретической - в части нормативно-правовых документов и современных требованиях дошкольного образования. Программа направлена на становление начинающего педагога и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 106.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Березовский район» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Олененок» (МАДОУ ДС «Олененок») |
Название проекта:
«Ступеньки знаний»
Составил:
Учитель-логопед Ерошевич Н.Ю.
Саранпауль 2023
Проектная деятельность как форма реализации
наставничества в ДОУ
Название проекта: «Ступеньки знаний»
Участники проекта: наставник - молодой педагог
Вид проекта: информационно - практико - ориентировочный
Сроки проекта: долгосрочный
Актуальность: Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество начинающих специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причина ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько:
1. Слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;
2. Неумение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения;
3. Недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.
В этих условиях очень важна грамотная поддержка и сопровождение начинающих специалистов, сотрудниками ДОУ, а не только администрацией, но и коллегами в первую очередь опытными педагогами. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.
Проблема: Недостаточно высокий уровень профессиональной компетентности начинающих воспитателей или вновь принятых педагогов. Чаще всего в практической деятельности, а также и в теоретической - в части нормативно-правовых документов и современных требованиях дошкольного образования. Программа направлена на становление начинающего педагога и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.
Форма взаимоотношений между наставником и молодым педагогом -наставничество, процесс передачи опыта, инструмент воспитания молодых и перспективных кадров. Педагог - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Очень важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что окончившему университет, или вообще не имеющему педагогического образования?
В начале своей профессиональной деятельности молодой специалист сталкивается с определенными трудностями: логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, неумение точно рассчитать время на занятии, сложности в режимных моментах – это одни из них. Отсутствие взаимопонимания с детьми, родителями и коллегами - вот далеко не полный перечень трудностей, подстерегающих педагога-новичка.
В любой образовательной организации работа с молодыми педагогами является одним из важных направлений деятельности. Современному обществу присущ высокий темп жизни, большой объем документации, постоянно меняющиеся требования к учебному процессу, сложные взаимоотношения с администрацией и коллегами, воспитательная деятельность, работа с родителями, все это неожиданно сваливается на молодого неопытного педагога, поэтому ему трудно адаптироваться в профессии. Воспитать из молодого специалиста профессионала, компетентного, самостоятельного мыслящего - задача сложная. Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на занятиях, научиться играть с детьми. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения
В своей практике работы по наставничеству с молодым специалистом я применяю метод проектной деятельности. Моя задача дать возможность молодому педагогу самому развиваться в определенной педагогической области. Совместно с педагогом найти пути решения его проблемы, составить план работы, реализовать его, и получить результат, а не дать готовый материал.
Метод проектов – это эффективный путь самореализации молодого педагога и наставника, возможность сотрудничества на равных, освоение наставником новых подходов.
Цель: Формирование профессионально-адаптированного компетентного молодого специалиста.
Задачи: 1. Помочь начинающему педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации.
2. Оказать помощь в проектировании и организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и задачами реализуемых программ.
3. Оказать методическую помощь начинающему педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс.
4. Предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в трудовой деятельности.
5. Стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога
6. Сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании.
Форма реализации наставничества в ДОУ
В МАДОУ практика наставничества реализуется через форму «Педагог-педагог» и «Школа молодого педагога». Это комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого для достижения высокого уровня включенности молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации и создание комфортной профессиональной среды внутри ДОУ, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Особенность ситуации с молодыми педагогами в том, что они с первого дня работы должны выполнять те же самые обязанности и нести ту же ответственность за свои действия, что и опытные педагоги. Коллеги, администрация, родители зачастую ожидают от молодых педагогов безупречного профессионализма, без авансирования поддержки и снисхождения. Современному специалисту нужен не только более опытный в профессии личный наставник, но и наставники, которые могут выполнять разные функции: просвещать, образовывать, воспитывать.
Способы реализации проектной деятельности:
1. Подготовительный этап
Изучение локальных актов дошкольного образовательного учреждения.
Утверждение кандидатур наставников, закрепление за ними наставляемых педагогов. Определяются обязанности и права наставника и наставляемого (молодого педагога, а также исходный объем его знаний и умений, чтобы разработать Программу наставничества. Процесс повышения профессионализма педагогов строится с учетом следующих факторов: базового образования; личных особенностей (творческий потенциал, индивидуальный стиль, способы усвоения информации и т. п.); педагогических потребностей. Составляется персонализированная программа
наставляемого.
План работы с учетом индивидуальных предложений всех участников Программы наставничества.
2. Основной этап
Педагог–наставник реализует программу наставничества, предоставляет наставляемому (молодому педагогу) материалы для самосовершенствования. Персонализированная программа включает в себя: разработанный индивидуальный план наставничества на определенный период с конкретным содержанием. В ней зафиксированы сроки исполнения и формы работы, направленные на знакомство «новичка» с программами, реализуемыми ДОУ и рабочей документацией. Педагогическое самообразование и самовоспитание молодого педагога, участие в работе методических объединений и творческих групп, участие в режимных моментах и мероприятиях ДОУ также отражается в проекте. Применяю в работе традиционные формы: беседы, консультации, посещения и обсуждения непрерывной образовательной деятельности. Большую эффективность имеют инновационные: психологические тренинги, творческие группы, конкурсы, «круглые столы», «мозговой штурм», разработка и презентация моделей образовательной деятельности с детьми.
Как педагог–наставник помогаю молодому коллеге создать персональный сайт, куда размещаются консультации для родителей, педагогические находки, методические рекомендации и разработки. Следует подчеркнуть взаимовыгодное сотрудничество педагога – наставника и новичка в русле аттестации на педагогическую категорию.
3. Заключительный этап
В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у молодого педагога, раскрывается его индивидуальность. Основной целью включения проектного метода в практику работы с молодыми педагогами в ДОУ является создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал молодых специалистов. Знания, приобретаемые педагогом в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Таким образом, творческая самореализация молодого педагога выразилась в участии в конкурсах, проектах на муниципальном и региональном уровне.
Использование системы наставничества в нашем ДОУ позволяет быстро адаптироваться к работе молодым специалистам, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Мне, как педагогу наставнику, это приносит также только пользу: работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию. Регулярно слежу за новинками педагогической методической литературы, участвую в различных конкурсах, конференциях, использую различные инновационные технологии. Важным и необходимым моментом для меня как наставника, является передача накопленного многолетнего опыта.
Приложение 1
Индивидуальный план наставничества
молодого специалиста
по должности «воспитатель»
с «20» сентября 2023 года по «30» ноября 2023 года
Иванов Иван Иванович
(Фамилия, имя, отчество)
№ | Наименование мероприятий | Срок исполнения | Отметка о выполнении |
Раздел 1. Ознакомление с деятельностью учреждения, направлениями работы | |||
1 | Знакомство с должностной инструкцией, локальными актами учреждения. | 20.09. 2023 – 20.10.2023 г. | |
2 | Ознакомление с нормативно-правовыми документами. | ||
3 | Ознакомление с порядком оформления официальных писем (письма, объяснительные и тд..) | ||
4 | Знакомство с родителями воспитанников, участие в родительских собраниях. | В течение прохождения периода наставничества | |
Раздел 2. Изучение и оформление документов | |||
1 | Составление плана работы на год. | В течение прохождения периода наставничества | |
2 | Самостоятельная разработка и проведение мероприятий. | ||
3 | Формирование ответственного отношения к работе. | ||
Раздел 3. Организация изучения нормативно-правовой базы, должностных обязанностей и порядка их исполнения | |||
1 | Изучение должностных обязанностей других специалистов. | В течение прохождения периода наставничества | |
2 | Система оплаты труда, морального и материального стимулирования, меры социального и материального обеспечения работников учреждения. | В течение прохождения периода наставничества | |
3 | Изучение нормативно-правовых актов, касающихся деятельности сферы образования (федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ, нормативно-правовые акты Югры). | В течение прохождения периода наставничества | |
Изучение организационно-распорядительных документов, регламентирующих порядок и исполнение должностных обязанностей в занимаемой должности. | В течение прохождения периода наставничества | ||
Раздел 4. Изучение нравственных и профессионально-этических основ работы в учреждениях образования | |||
1 | Кодекс этики и служебного поведения работников учреждения | В течение прохождения периода наставничества | |
2 | Коллективный договор | В течение прохождения периода наставничества | |
Раздел 5. Контрольные мероприятия по проверке к готовности работника к самостоятельному выполнению должностных обязанностей | |||
1 | Оценка профессиональных знаний | 30.11.2023 г. | |
Приложение 2
Аналитическая справка по итогам контроля по наставничеству
«Качество оформления документации воспитателя Иванова И.И.»
Во исполнение преемственности поколений, с целью обеспечения непрерывного воспитательно-образовательного процесса муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Олененок» был проведен контроль по итогам наставничества.
Цель: выявление состояния текущей документации воспитателя Иванова И.И. как основной формы организации образовательного процесса в ДОУ.
Дата проведения контроля: 29 ноября 2023г.
В сферу контроля были включены следующие направления:
№ | Вопросы оперативного контроля | Баллы |
1 | Своевременность и качество написания рабочей программы педагогов группы. | 3 |
2 | Наличие календарно-тематическое планирование | 3 |
3 | Наличие плана культурно-досуговой деятельности | 3 |
4 | Самообразование | 3 |
5 | Своевременность и качество написания календарного плана работы | 3 |
6 | Наличие тетради «Сведения о родителях» и качество её оформления: полнота и достоверность сведений о родителях и ребёнке. | 3 |
7 | Табель посещаемости: грамотность, чёткость ведения | 3 |
8 | Оформление листа здоровья, паспортов | 3 |
9 | Эстетика оформления документации | 3 |
Итого (средний балл): | 3,0 | |
На момент проведения контроля по наставничеству воспитатели предоставили:
- Рабочую программу педагогов в электронном и бумажном варианте.
- Календарно - тематическое планирование в электронном и бумажном варианте.
- Темы по самообразованию и план работы в электронном и бумажном варианте.
- Сведения о родителях в электронном и бумажном варианте.
- Табель посещаемости в бумажном и электронном носителе.
- План культурно-досуговой деятельности в электронном и бумажном варианте.
- Календарный план работы в электронном и бумажном варианте.
- Листы здоровья на детей в электронном и бумажном варианте.
Вывод:
Молодому педагогу оказана помощь:
- в формировании практических навыков, необходимых для его педагогической работы;
- выработке у него умения применять теоретические знания в повседневной практической работе;
- умение использовать современные информационные ресурсы и дальнейшее освоение разнообразных современных технологий.
Иваном Ивановичем создана папка «Документация» куда вносятся консультации, и современные разработки по непрерывной образовательной деятельности, педагогические находки и рекомендации. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности. Документация ведется полностью, заполнение документации своевременное и эстетично оформлено. Необходимая документация оформлена в электронном и бумажном варианте.
Рекомендации:
- Подготовка индивидуального плана профессионального становления на следующий учебный год.
- В срок до 31 декабря утвердить документацию у заведующего ДОУ.
Проверяющий: __________________________/Петров П.П./
__________________________/Сидоров С.С./
Со справкой ознакомлена: ___________/_____________________/
Приложение 3
Аналитическая справка по итогам контроля по наставничеству
«Проведение режимных моментов»
Во исполнение преемственности поколений, с целью обеспечения непрерывного воспитательно-образовательного процесса муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Олененок» был проведен контроль по итогам наставничества.
Цель: воспитателя Иванова И.И. как основной формы организации образовательного процесса в ДОУ.
Дата проведения контроля: 09 декабря 2023г.
В сферу контроля были включены следующие направления:
№ | Вопросы оперативного контроля | Баллы |
1 | Утренний прием | 3 |
2 | Гимнастика | 3 |
3 | Культурно-гигиенические процедуры | 3 |
4 | Игры, подготовка к занятиям | 3 |
5 | НОД | 3 |
6 | Прогулка | 3 |
Итого (средний балл): | 3,0 | |
На момент проведения контроля в группе присутствовало 6 детей, 1 из них вновь прибывший.
Утренний прием:
В утренний прием воспитателем было запланировано:
- Проговаривание потешки «Пальчик – мальчик, где ты был?»
- Настольно - печатные игры: вкладыши «Домашние животные».
- Сюжетно - ролевая игра «Больница»
- Дидактическое упражнение «Собери пирамидку».
При приеме детей, воспитатель интересовалась у родителей здоровьем и настроением детей после выходных. Принимала детей, усаживала рядом с собой.
На момент проговаривания потешки присутствовало 2 ребенка, воспитатель наглядно показывал детям загибание пальчиков, проговаривая текст потешки, дети старались договаривать окончание слов, внимательно наблюдали за педагогом и вслушивались в слова. 1 ребенок сам пытался загибать пальчики. Затем воспитатель заинтересовал детей игрой вкладыши «Домашние животные» Дети с удовольствием рассматривали животных, старались правильно вложить фигуры животных в соответствии с их домиками, воспитатель направлял деятельность детей, хвалил их за выполнение задания. Большее внимание уделил котенку согласно с тематикой недели.
Далее переключились на дидактическое упражнение «Собери пирамидку», в ходе игры подключились еще 2 ребенка. Воспитатель привлекла внимание детей к пирамидке, показала, порядок складывания, называла цвета и размер колец. Предложила детям самим собрать все кольца на стержень. Дети с увлечением занимались игрой, старались нанизать кольца на стержень, как показывал воспитатель. В целом упражнение удалось.
Сюжетно-ролевую игру, запланированную в утренний прием, педагог не смог провести, так как в группу поступил вновь прибывший ребенок, педагог заинтересовал ребенка игрой, познакомил с группой, с умывальной комнатой, показал, где находятся его принадлежности, рассказал про игрушки, познакомил с детьми.
Утренняя гимнастика:
Утренняя гимнастика проводилась по методическим разработкам Т.Е Харченко. Педагог активно организовала двигательную деятельность детей, они старались повторять движения за педагогом, находились рядом, не разбегались, гимнастика проводилась с музыкальным сопровождением. После гимнастики, педагог проводила детей в умывальную комнату, руки мыли со словами потешек, направляла детей к индивидуальным шкафчикам, показывала, как правильно вытирать руки.
Прием пищи:
Воспитатель помогла рассадить детей за столы, докармливала их по мере необходимости.
НОД:
Игровой сеанс «Котята»
В вводной части: организация детей, переключение внимания на деятельность, стимулирование мотивации к ней. Этому способствовало появление Котёнка Барсика, который просит поиграть с ним и найти его братьев и сестер, которые спрятались. Воспитатель подходит к каждому ребёнку, побуждает поздороваться с котёнком за лапку. Предлагает найти остальных котят. Рассматривают их, играют с ними. Дети активно участвуют в игре. Педагог побуждает детей включаться в совместную игру, пение, хоровод, играть пальчиками.
Основная часть: были включены задания на умственное, речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизацию имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия и музыкально ритмические движения.
Вывод:
Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.
При планировании занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности, дети отвечали на вопросы воспитателя, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно отвечали на вопросы. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре.
Все элементы занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей изображать, иметь представления об окружающем мире; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память. Во время занятия применялись следующие методы работы: словесный (вопросы, уточнение, напоминание, поощрение); наглядно-демонстрационный материал (игрушка); игровой материал.
Выбранная форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Соблюдены нормы педагогической этики и тактики, также соблюдены все санитарно-гигиенические нормы (освещение, проветривание, температурный режим). Задачи на занятии для детей раннего возраста были выполнены. Цели достигнуты.
Проверяющий: __________________________/Петров П.П./
__________________________/Сидоров С.С./
Со справкой ознакомлена: ___________/_____________________/
Приложение 4
Индивидуальный план наставничества
молодого специалиста в должности «воспитатель»
с 01.09.2023 года 31.05.2024 года (на учебный год)
Иванов Иван Иванович
Фамилия, имя, отчество
№ | Содержание работы | Форма проведения | Сроки |
1 | -Выявление знаний и затруднений у молодого педагога в процессе воспитательно-образовательной деятельности в начале года. -Оказание помощи в организации работы с документацией. -Изучение примерной основной образовательной программы дошкольного образования от рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василъевой. -Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. -Изучение целей и задач годового плана. -Структура перспективно-календарного планирования. -Структура комплексного тематического планирования. | Анкетирование Консультация и ответы на интересующие вопросы. | Сентябрь |
2 | Изучение методики проведения НОД по всем образовательным областям, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе. | Посещение молодым специалистом НОД у наставника (1-2 раза в неделю). Посещение наставником НОД молодого специалиста(1-2 раза в неделю). | Октябрь |
3 | Планирование работы с родителями, оформление наглядной информация для родителей. Родительское собрание. Мониторинг детского развития. | Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями. Подбор материала для родителей. Помощь в организации и проведения собрания. Подбор диагностического материала. | Ноябрь |
4 | Выбор темы самообразования, составление плана. Общие вопросы ведения портфолио. | Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. | Декабрь |
5 | Виды в организация режимных моментов в детском саду. Использование современных здоровье сберегающих технологий. | Просмотр молодым специалистом режимных моментов, проводимых наставником. Консультации, ответы на вопросы молодого специалиста. | Январь |
6 | Составление конспектов и проведение НОД по всем образовательным областям молодым специалистом. | Посещение наставником НОД и режимных моментов молодого педагога. | Февраль |
7 | Использование в работе проектов. Использование в работе ИКТ. | Консультация и ответы на интересующие вопросы. Анализ перспективного плана проектной деятельности. Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями. | Март |
Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. Консулътация наставника, руководство творяескимв яграми детей. набтодеьие за работой молодого фолъ игры в развитіиі доівколъяиков. специалиста (в совместноПричины возникновеття игровой Обсуждение молодого педагога по этой теме | Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (в совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. | Апрель | |
9 | Подготовка к летне-оздоровительному периоду. Подведение итогов работы. | Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста. | Май |
10 | Создание развивающей среды. | Анализ развивающей среды с требованиями ФГОС. Консультация и ответы на интересующие вопросы. | В течение года |
11 | Методика проведения детских праздников. | Помощь в подготовке и организации праздников. Наблюдение за наставником в роли персонажей и ведущей. | В течение года |
12 | Имидж педагога, педагогическая этика, культура поведения: -в работе с родителями; -в работе с детьми; -в работе с педагогами. | Консультации, беседы, ответы на вопросы. | В течение года |
13 | Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. | Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. | По мере необходимости |
Приложение 5
Примерная дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников
МАДОУ детский сад «********»
№ | Наименование | Содержание деятельности и план мероприятий | Сроки | Ответственный |
1 | Подготовка условий для реализации системы наставничества | Подготовка и принятие локальных нормативных правовых актов образовательной организации:
Подготовка персонализированных программ наставничества — при наличии в организации наставляемых. | ||
2 | Формирование банка наставляемых | Сбор информации о профессиональных запросах педагогов. Формирование банка данных наставляемых, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных. | ||
3 | Формирование банка наставников | Проведение анкетирования среди потенциальных наставников в образовательной организации, желающих принять участие в персонализированных программах наставничества. Формирование банка данных наставников, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных. | ||
4 | Отбор и обучение | Анализ банка наставников и выбор подходящих для конкретной персонализированной программы наставничества педагога/группы педагогов. Обучение наставников для работы наставляемыми: подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности; проведение консультаций, организация обмена опытом среди наставников. | ||
5 | Организация и осуществление работы наставнических пар/групп | Формирование наставнических пар/групп. Разработка персонализированных Программ наставничества для каждой пары/группы. Организация психолого-педагогической поддержки сопровождения наставляемых, не сформировавших пару или rpyппy (при необходимости), продолжение поиска наставника/наставников. | ||
6 | Завершение персонализированных программ наставничества | Проведение мониторинга качества реализации персонализированных Программ наставничества (анкетирование). Проведение итогового мероприятия (круглого стола) по выявлению лучших практик наставничества; пополнение методической копилки педагогических практик наставничества. |
Приложение 6
Материалы для проведения оценки эффективности программы наставничества
Анкета наставника
- Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
- Если да, то где?
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Насколько комфортным Вам представляется общение с наставляемым? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Насколько Вы можете реализовать свои лидерские качества в программе? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Насколько могут быть полезны/интересны групповые встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Насколько Ваша работа зависит от предварительного планирования (разработанного Вами)? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Насколько Вы собираетесь придерживаться плана? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10.Ч то Вы ожидаете от программы и своей роли?
11. Что в программе является наиболее ценным для Вас?
12. Насколько важным/необходимым является обучение наставников? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
Анкета наставляемого
- Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
- Если да, то где?
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Ожидаемый уровень комфорта при участии в программе наставничества | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4 Ожидаемое качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями). | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Ожидаемая полезность программы профессиональной и должностной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Ожидаемая польза организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых занятий, семинары, вебинары, участиев конкурсах) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых теоретических знаний. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых практических навыков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Ожидаемое качество программы профессиональной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Насколько Вам важно, чтобы Вы остались довольны совместной работой? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11.Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
- Что особенно ценно для Вас в программе?
13. Как часто Вы ожидаете проведение мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)? | Очень часто | Часто | Редко | 1–2 раза | Никогда |
14. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]
Анкета наставника
- Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
- Если да, то где?
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Ожидаемая эффективность программы наставничества | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4 Ожидаемый комфорт от работы в программе наставничества? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Насколько эффективно Вы сможете организовать мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Ожидаемая эффективность программы профессиональной и должностной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Как Вы думаете, насколько хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми теоретическими знаниями? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Как Вы думаете, насколько хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми практическими навыками? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Ожидаемое качество разработанной Вами программы профессиональной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Ожидаемая включенность наставляемого в процесс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
- Что особенно ценно для Вас в программе?
14. Как часто Вы собираетесь проводить мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) | Очень часто | Часто | Редко | 1–2 раза | Никогда |
15. Рады ли Вы участвовать в программе наставничества? [да/нет]
Второй этап опроса для мониторинга программы
(по завершении работы)
Макеты опросных анкет для участников наставничества
Форма наставничества предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Анкета наставника
- Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
- Если да, то где?
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Эффективность программы наставничества | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Эффективность программы профессиональной и должностной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Насколько наставляемый овладел необходимыми теоретическими знаниями? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Насколько наставляемый овладел необходимыми практическими навыками? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Качество программы профессиональной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Что Вы ожидали от программы и своей роли?
- Что особенно ценно для Вас было в программе?
- Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?
11. Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)? | Очень часто | Часто | Редко | 1–2 раза | Никогда |
12.Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
13.Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
14. Видите ли Вы свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течение следующих 5 лет? [да/нет]
15.Появилось ли у Вас желание более активно участвовать в культурной жизни образовательной организации? [да/нет]
- Заметили ли Вы сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря программе наставничества? [да/нет]
- Появилось ли у Вас желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования? [да/нет]
Приложение 7
Тесты на должность «воспитатель»
Ф.И.О. тестируемого:_____________________________________________________
ТЕСТ
1. Раздел Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», включает в себя 5 вопросов, один из ответов правильный.
1.1. Может ли в дошкольной образовательной организации проводится промежуточная аттестация обучающихся?
1. да;
2. нет;
3. может, по письменному согласию родителей воспитанника.
1.2. Имеет ли право детский сад разрабатывать и утверждать образовательные программы дошкольного образования?
1. да;
2. нет.
1.3. Что должно обязательно содержаться в Уставе образовательной организации наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации
1.тип образовательной организации;
2. учредитель или учредители образовательной организации;
3. виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4. верно все вышеперечисленное.
1.4. Кем может быть осуществлена образовательная деятельность в Российской Федерации?
1. образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, и другими лицами имеющими на данное направление работы разрешение;
2. образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение;
3. образовательными организациями;
4. образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
1.5. Может ли гражданин Российской Федерации получить образование в форме самообразования?
1. да;
2. нет.
2. Раздел СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", включает в себя 5 вопросов, один из ответов правильный.
2.1. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет:
1. 5,5 - 6 часов;
2. 4,5 – 5 часов;
3. 5 - 6 часов;
4. 4 - 5 часов.
2.2. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет:
1. 3,5-4 часа;
2. 3-4 часа;
3. 3 – 3,5 часа;
4. 4- 5 часов.
2.3. При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом:
1. 1-2 часа;
2. 2-3 часа;
3. 3-4 часа;
4. 4-5 часов.
2.4. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее:
1. 3-4 часов;
2. 4-5 часов;
3. 5-6 часов;
4. 6-7 часов.
2.5. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более:
1. 12 минут;
2. 15 минут;
3. 20 минут;
4. 25 минут.
3. Раздел Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН, от 20.11.1989 года, включает в себя 5 вопросов, один из ответов правильный.
3.1. По определению ООН, подросток – это лицо в возрасте:
1. от 10 до 19 лет;
2. от 12 до 18 лет;
3. от 12 до 19 лет.
3.2. Ребенок обладает правами:
1. с 14 лет ;
2. с момента рождения;
3. по достижению совершеннолетия.
3.3. Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей:
1. дом;
2. школа;
3. семья.
3.4. К законным представителям ребенка относятся:
1. родители;
2. усыновители (удочерители), опекуны, попечители;
3. патронатные воспитатели и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законом воспитание;
4. все выше перечисленные.
3.5. Согласно Конвенции, защита прав детей подразумевает:
1. детский труд;
2. торговлю детьми;
3. традиционные обряды, наносящие вред;
4. коммерческую и сексуальную эксплуатацию
5. предотвращение и реагирование на насилие, эксплуатацию и жестокое обращение с детьми;
6. все выше перечисленное.
4. Раздел Современные образовательные методики и технологии, применяемые в дошкольном образовании, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, включает в себя 5 вопросов, один из ответов правильный.
4.1. Как определяется среда, которая обеспечивает реализацию различных образовательных программ?
1. предметно-развивающая;
2. предметно- пространственная;
3. развивающая предметно- пространственная.
4.2. В виде чего представлены требования Стандарта к результатам освоения Программы?
1. сформированности интегративных качеств;
- знаний и умений по образовательным областям;
- целевых ориентиров.
4.3. Наполняемость группы определяется с учетом
- возраста детей;
- состояния здоровья;
- специфики Программы.
4. все выше перечисленные.
4.4. Могут ли разные группы реализовывать разные Программы?
- да;
- нет.
4.5. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования учитываются:
- климатические условия;
- тип/вид дошкольного учреждения;
- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации;
- уровень вовлеченности родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
5. Раздел Методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста, типовые основные общеобразовательные программы, включает в себя 30 вопросов, один из ответов правильный.
5.1. Дети учатся представлять себе, что такое ритм и симметрия знакомясь…
1. с предметным рисованием;
2. с сюжетным рисованием;
3. с декоративным рисованием;
4. с нетрадиционными техниками рисования.
5.2. Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс…
1. с первой младшей группы;
2. со второй младшей группы;
3. в средней группе;
4. в старшей группе.
5.3. В декоративном рисовании во всех группах используется только…
1. фломастер;
2. акварель;
3. гуашь;
4. карандаш.
5.4. Коллективные работы создаются с детьми…
1. начиная со средней группы;
2. только в подготовительной к школе группе;
3. начиная со старшего возраста;
4. начиная с младшего возраста.
5.5. Во время занятий по математике дети в первую очередь получают знания о:
1. грамматику;
2. социальную среду;
3. природу;
4. множествах, величинах, геометрических фигурах, количественном и порядковым счете.
5.6. Каковы современные подходы к воспитанию основ экологической культуры:
1. формирование системы экологических знаний;
2. воспитание любви к искусству;
3. развитие эмоционально – ценностного отношения к себе.
5.7. Для закрепления математических представлений родители проводят с детьми:
1. игру, беседу, рассказ и объяснение, организуют практические действия;
2. занятия определенного программного содержания.
5.8. Определите, что не относится к раздаточному материалу:
1. фланелеграф;
2. счетные палочки;
3. наборы мелких предметов.
5.9. Для ознакомления дошкольников с длиной лучше всего подбирать:
1. мягкие игрушки с длинными частями тела: ушами, хвостом или ногами;
2. круглые и овальные воздушные шарики;
3. наборы одинаковых по форме, но разной длины предметов.
5.10. Какой возраст считается младшим дошкольным:
1. от рождения до двух лет;
2. от трех до четырех лет;
3. от пяти до шести лет.
5.11. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста:
1. учебная деятельность;
2. игровая деятельность;
3. интимно – личностные отношения.
5.12. К какому возрасту появляется такое новообразование «Я сам»:
1. к трем годам;
2. к пяти годам;
3. к семи годам.
5.13. Из скольких частей состоит занятие по физическому воспитанию детей:
1. их двух;
2. их трех;
3. из четырех.
5.14. К индивидуальному обсуждению разных сторон жизни ребенка способствуют следующие формы работы с родителями:
1. индивидуальные беседы;
2. папки – передвижки;
3. консультации.
5.15. В чем трудность обучения детей грамматике?
1. отсутствие специальных занятий;
2. постепенность овладения грамматическим строем речи;
3. усвоение грамматических значений интуитивно.
5.16. В каком возрасте наблюдается взрыв словотворчества?
1.вторая младшая группа;
2. средняя группа;
3. старшая группа.
5.17. Какой прием работы является ведущим на первых занятиях:
1. сравнение;
2. мотивировка учебного задания;
3. образец речи педагога.
5.18. Образовательный стандарт - это
1. метод обучения;
2. норма оценки объекта;
3. план работы учителя;
4. способ изучения личности;
5. цель воспитания.
5.19. Цель воспитания - это
1. форма обучения учащихся;
2. конечный результат формирования личности;
3. уровень цивилизации общества;
4. показатель успеваемости учащихся.
5.20. Воспитание – это
1. общение людей в неформальных объединениях;
2. воздействие среды на личность;
3. передача социального опыта;
4. учебная деятельность школьников;
5. подготовка человека к профессии.
5.21. Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления – это
1. преподавание;
2. образование;
3. обучение;
4. воспитание;
5. научное познание.
5.22. Документ, характеризующий отдельный учебный предмет – это:
1. учебная книга;
2. учебная программа;
3. учебный план;
4. учебное пособие;
5. типовая программа.
5.23. Определите причину распределения содержания деятельности детей на прогулке по этапам:
1. необходимость чередования спокойной деятельности и двигательной активности;
2. соблюдение дисциплины;
3. требования родителей;
4. алгоритмизация режимного процесса.
5.24. Игровые методы относятся к группе:
1. словесных;
2. наглядных;
3. практических.
5.25. Какие формы организации трудового воспитания характерны для детей младшего дошкольного возраста:
1. самостоятельная трудовая деятельность;
2. совместный со взрослым труд;
3. самообслуживание;
4. длительные поручения.
5.26. Бережное отношение к природе и себя как частицы природы относится к:
1. познавательной задаче;
2. развивающей задаче;
3. воспитательной задаче;
4. дидактического задания.
5.27. Возможно ли вносить исправления или делать замечания в ходе театрализации:
1. да;
2. по ситуации;
3. нет.
5.28. В какой группе во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, ёлку с ритмично расположенными ветвями:
1. в первой младшей группе;
2. во второй младшей группе;
3. в средней группе;
4. в старшей группе.
5.29. Адаптация может проявиться как:
1. исчезновение ощущений при длительном воздействии раздражителя;
2. утрата ощущений при воздействии сильного раздражителя;
3. повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя;
4. все ответы верны.
5.30. В требованиях к рассказу воспитателя об окружающем мире уберите неверный ответ:
1. опираться на возрастные возможности восприятия литературных текстов;
2. учитывать интересы;
3. давать вымышленные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный проект по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Безопасные дороги – детям».
Аннотация на программно – методический материал Семейный проект по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Безопасные дороги – детям». ...

Презентация проекта: "Книга - источник знаний".
Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности, обогащения его внутреннего мира, формирование нравственных человеческих качеств. Данный проект позволяет в усл...
Краткосрочный проект по расширению знаний детей о весеннем Празднике Жаворонка
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умс...

Мероприятие, проведённое в рамках всероссийского образовательного проекта ко Дню Знаний "МЫ - ТАЛАНТЫ"
С целью выявления и развития способностей воспитанников в нашем детском саду в подготовительной группе № 2 проведено мероприятие, включающее в себя рассказ-беседу, тест, конкурс «Мы весёлые таланты»...

проект "Как звучат знания"
взаимодействие педагога с музыкальным руководителем при обучении детей грамоте...

информационно - творческий проект "1сентября - День знаний"
информационно - творческий проект "1сентября - День знаний" для подготовительной группы...
Проект "Неделя правовых знаний" в старшей группе
Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей старшего дошкольного возраста....
- Мне нравится (1)



