проект "Как звучат знания"
проект по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Сабирова Маргарита Михайловна

взаимодействие педагога с музыкальным руководителем при обучении детей грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_zvuchat_znaniya.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Белочка

Проект взаимодействия педагогов старшей группы «В» и музыкального руководителя

 «Как звучат знания»

Разработали:

музыкальный руководитель

Фукало А.И.

Педагог Сабирова М.М.

Пыть-Ях

2017г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учителей волнуют вопросы, как обучать детей двоек, без принуждения, как у них развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным.

А. С. Макаренко писал, и американский учёный - психолог Блюм утверждает, что основные характерологические черты личности складываются до 5 — 8 летнего возраста (до 70%).    Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь. Невнимание к развитию личности, к складывающимся духовным потребностям и мотивам деятельности в этом возрасте порождает психологические просчеты, которые ярко обнаруживаются в следующих ступенях обучения. Именно на стадии начального обучения решается направление развития личности.

Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли, чувств, т. е. фундаментальных сторон психики, составляющих ее основу. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды деятельности: логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Развитие ума связано с развитием воли — умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение. Развитие чувств — эстетических, нравственных, интеллектуальных — составляет духовное богатство человека.

Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».

Развитие каждого ребенка неравномерно — то замедленно, то скачкообразно, в зависимости от его индивидуальных особенностей, от особенностей его высшей нервной системы его опыта, восприятия, физического развития и т.д. Неравномерность развития проявляется в более быстром развитии одних функций при задержке в развитии других. Подтверждением является то, что у одних детей сильно развито воображение или логическое мышление, у других — память. А это значит, что одни школьники будут иметь более высокую успеваемость по гуманитарным предметам, другие — по точным.

Все дети, если у них нет каких-либо патологических отклонений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идет то замедленно, то скачкообразно. Поэтому слабые и сильные ученики должны учиться вместе. «Ведь класс — это учебный коллектив, где при правильной постановке работы каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту, свое оригинальное самобытное начало». (Л. В. Занков)

Между учителем и учеником должны быть деловые доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика, на внимании к его внутреннему миру в процессе усвоения знаний, к его переживаниям. Психология рассматривает общение как один из видов деятельности. Общение в учебном процессе является важным фактором, влияющим на усвоение знаний, развитие в воспитание школьников. Личность школьника формируется не путем усвоения правил поведения, не путем наказания и оценок, а «в разных отношениях, поступках и той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и вплетается». (Л. С. Рубинштейн Проблемы общей психологии — м., 1973 — с. 191). Именно через отношения, через переживания в процессе общения с ним матери, учительницы, товарищей человек в детстве созревает для полноценного общения с окружающим миром во взрослом возрасте. Учителю надо видеть детей не глазами, а сердцем

Введение

Дивишься драгоценности

нашего языка: что ни звук,

то и подарок; всё зернисто,

крупно, как сам жемчуг.

Н. В. Гоголь

На одном из занимательных игр педагог спросила:

«Чем отличаются гласные звуки от согласных?» Мы ответили: «Гласные звуки можно пропеть, а согласные нет»

Педагог сказала, что это только одна тайна, которую хранят гласные звуки и, что кроме неё, есть ещё очень много интересного в жизни гласных звуков. Нас это заинтересовало, и мы решили узнать, какие тайны скрывают  звуки и отразить это в своём проекте.

Основная часть

Актуальность проекта: 
Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Для успешного обучения детей грамоте необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Мультфильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры – основной вид досуга современных детей. И как следствие этого, педагоги и психологи отмечают у большинства первоклассников синдром «слухового невнимания» — неумение слышать педагогов, одноклассников, себя. Поэтому, взаимодействуя с музыкальным руководителем, мы решили развивать слуховое внимание с помощью игр со звуками, которые нас окружают, и разработали проект «Как звучат знания».

Вид:
 групповой проект (старшая группа детского сада)
— по приоритету метода: 
творческо-исследовательский, познавательный.
— по продолжительности: 
длительный (6 месяцев)

--база проекта МДОАУ д/с  «Белочка»

Цель педагогическая:

- развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

-слышать красоту окружающего мира, развивать тембровый слух, слуховое внимание, запомнить буквы.

Цель детская:

-узнать больше о звуках  окружающего мира, научиться играть со звуками и буквами.

Задачи:

Обучающие:

  • Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
  • Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
  • Развитие мотивации к учебной деятельности.

Развивающие:

  • Прививать ответственное отношение к учебе;
  • Активизировать творческий потенциал;
  • Развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе;
  • Развивать память, мышление, воображение.

Воспитывающие:

  • Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
  • Формировать культуру общения друг с другом;

Обеспечение проектной деятельности: методическое (планирование, конспекты занятий, литература), материально-техническое (компьютер, музыкальные игры, дидактические пособия, игры, наглядный материал),
Формы работы: беседы, чтение и обсуждение, музыкально - игровые упражнения, вопросы и ответы, заучивание песенок, рассказывание.
Предполагаемый результат: 
- Повышение у детей интереса к обучению грамоте.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
- Выработка навыков составления и чтения слогов, слов, предложений.
- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
- Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование детей и родителей о проведении проекта.
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
- Составление плана деятельности.
- Первичное обследование детей.
- Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
- Создание центра по обучению грамоте.
- Изготовление наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
- Изготовление дидактических игр, схем, карточек.
- Изучение методической литературы по обучению грамоте.

2 этап. Основной
- Чтение детям сказки «Королевство звуков и букв»
- Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
- Проведение музыкально - дидактических игр по обучению грамоте.
- Составление сказок детьми совместно с родителями об изучаемых звуках и буквах.
- Промежуточная диагностика детей.
- Подборка музыкальных произведений о звуках и буквах.
- Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов.
- Консультация для педагогов и родителей по обучению грамоте детей.
- Семинар - практикум для родителей «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием АМО».
- Консультация для родителей «Подготовка  детей к обучению в школе»

3 этап. Заключительный
- Организация выставки букв, сделанных детьми совместно с родителями.
- Презентация сборника сказок о звуках и буквах.
- Итоговое занятие по обучению грамоте «В королевстве звуков и букв» для родителей.

Алгоритм совместных действий педагога старшей группы и музыкального руководителя:

В коррекционной работе с детьми, положительную роль играют совместные занятия педагога и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Регламент:

Эффективность  работы с детьми определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе воспитателя и музыкального руководителя  ДОУ.

Тематика:

  • План взаимодействия педагога с музыкальным руководителем.
  • Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  • Участие совместное в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Использование на музыкальных занятиях, логопедических распевок, речевых игр, Лого ритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением,  музыкально-дидактических игр со словом, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Продукт проектной деятельности:

> учет индивидуальных возможностей и способностей ребят;

> уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

> комплексный подход при разработке занятий;

> систематичность и последовательность занятий;

> вариативность содержания и форм проведения занятий;

> наглядность.

-Изготовление наглядно-дидактического пособия "Королевство звуков и букв"

-Создание сборника музыкальных игр  о буквах и звуках.

-Создание сборника сказок о звуках и буквах, составленных детьми совместно с  родителями.

План мероприятий с января по май 2017 года.

«Как звучат знания»

№ п/п

Тематика занятия

Дата

  1

Музыкальная игра «Изучаем звуки». Начало. Звук и буква:       А.

  2

Звук и буква:       М.

  3

Звуки и буквы:    Р, О.

  4

Звуки и буквы:    Ш, Ы.

 5

Звуки и буквы:    И, У, Н.

 6

Звуки и буквы:    С, К, Т.

 7

Звуки и буквы: Л, В – согласные, звонкие;     буква   Е  обозначает двойной звук.    

 8

Звуки и буквы:    Б,  П.

 9

Звуки и буквы:    З,  Д.

 10

Звуки и буквы:    Г,  Я.

 11

Звук и буква:       Ч и буква Ь.

 12

Звуки и буквы:     Ж,  Е.

 13

Звуки и буквы:     Й, Х.

 14

Звуки и буквы:     Ц, Ю.

 15

Звуки и буквы:     Э, Щ.

 16

Звук и буква:        Ф.    

 17

Ъ и Ь – разделительные знаки.

 18

Развитие навыка слогового чтения.

 19

Развитие навыка слогового чтения.

 20

Музыкальная игра «алфавит». Закрепление.

Математика

№ п/п  

                             Тематика занятия

     Дата

Музыкальная игра «Учимся считать»

   1

Счёт предметов. Числа от 0 до3. Цифра 0.

   2

Числа от 0 до5. Число и цифра 1. Знаки +, - , =.

   3  

Число и цифра 2. Состав числа 2.

   4

Число и цифра 3. Состав числа 3. Музыкальная игра «Учимся считать»

   5

Число и цифра 4. Состав числа 4.

   6

Число и цифра 5. Состав числа 5.

   7

Счёт предметов от 0 до 5.

Музыкальная игра «Веселые цифры»

   8

Число и цифра 6. Состав числа 6.

   9

Число и цифра 7. Состав числа 7.

  10

Число и цифра 8. Состав числа 8. Музыкальная игра «Веселые цифры»

  11

Число и цифра 9. Состав числа 9.

  12

Число 10. Состав числа 10.

  13

Числа натурального ряда. Прибавить и вычесть 2.

  14

Счёт предметов. Прибавить и отнять 3.

  15

Числа от 0 до 10. Прибавить и вычесть 4.

  16

Порядковый счёт от 1 до 10. Счёт предметов. Прибавить и вычесть 5.

  17

Прибавить и вычесть 6.

  18

Счёт предметов в пределах 10. Понятия:        

«столько же», «слева»,  «справа».

  19

Счёт предметов. Ответы на вопросы: «сколько?»

  20

Дни недели. Времена года. Год.

Музыкальная игра «Веселый паровозик». Закрепление.

                                     

Работа  по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев

№ п/п

                       Тематика занятия

  Дата

Мультфильм «Геометрические фигуры»

    1

Знакомство с разлиновкой тетради в широкую линию, в узкую линию с направляющей.

    2

Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей.

    3

Наклонная линия, круг, овал.

    4

Круг большой и маленький, фигурка из кругов и наклонной сочетании с кругом.

    5

Сочетания  «жи – ши». Рабочая строка.

    6

Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка.

    7

Работа в тетради с направляющей линией (по письму)

    8

Разлиновка тетради по письму. Наклон.

    9

Отработка наклона, письма в широкой и узкой линиях.

   10

Рабочая строка. Широкая строка в тетради с направляющей линией.

   11

Наклон в тетради с направляющей линией. Овал.

   12

Овал большой и маленький. Наклон в тетради с направляющей линией.

   13

Разлиновка тетради по письму. Широкая и узкая строка. Наклонная линия.

   14

Работа в тетради с направляющей линией.

   15

Широкая и узкая линия в тетради по письму.

   16

Наклон, отработка глазомера, формирование умения видеть строку.

   17

Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии.

   18

Овал, наклонная с закруглением вверх, наклонная и дугообразная линии.

   19

Удлинённые линии с петлёй внизу.

   20

Удлинённые линии с петлёй вверху.

   21

Прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу.

Мультфильм «Приключение геометрических фигур». Закрепление.

   

             Работа с пластилином

   22

 Лепка  «ежа»

  23

«Вишня»

  24            

«Автомобиль»

              Конструирование

  25

«Домик»  из геометрических фигур

  26

«Грузовой  автомобиль»

              Рисование

  27

«Чашка»

  28

«Кукла для Мальвины»

  29

Рисуем прозрачные шары

  30

«Самолёт»

Приложение.

Особенности проекта

Проект подготовки детей к обучению в школе богат по содержанию. В нем поставлена задача ознакомить детей с общей картиной окружающего мира. А это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.

Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие музыкальных талантов детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.

Дидактический стержень — деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием.

Данная проектная деятельность включает в себя развитие речи и обучение слоговому чтению; по математике: изучение счёта и состава чисел в пределах 10, решение простейших задач на сложение и вычитание, знакомство со знаками: +, -, =, понятия «больше», «меньше», «столько же», «справа», «слева»; укрепление мышц кисти руки и пальцев.

  1. ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«В начальных классах учитель для ребёнка - открыватель мира и явлений», - писал В. А. Сухомлинский.

Работа над устной речью детей начинается с первого дня занятий, учитывая то, что уже осознаётся ребёнком в его речевой практике: «слово», «звук», «буква». Понятие «слог» вводится лишь тогда, когда малыши начинают читать первые слова. Изучение букв происходит ежедневно и по одной, и по две, и по три. Когда дети начинают читать целые фразы, вводится понятие «предложение» и грамматические правила о большой букве и раздельном написании слов в предложении.

Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.

Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.

Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.

Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.

Организуя работу ребят по развитию речи, необходимо ставить перед ними все новые и новые задачи, расширяя круг наблюдений и познаний о мире, в котором мы