«Механизмы формирования читательской грамотности».
учебно-методический материал

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mehanizmy_formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Механизмы формирования читательской грамотности».

        

Читательская грамотность является важным компонентом общего развития ребенка, формируя у него способность критически мыслить, анализировать информацию и использовать ее для решения различных задач.

Процесс формирования читательской грамотности в ДОУ состоит из 2 этапов:

  1. Пассивного. Дети не умеют читать, но являются благодарными слушателями тех произведений, которые им читают.
  2. Активного. Дети проявляют большой интерес к книге, просят педагога им читать, легко усваивают на занятиях и дома буквы родного языка, а также начинают читать сами.

В соответствии с задачами ФОП ДО в области речевого развития, формирование предпосылок читательской грамотности является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Каковы же механизмы формирования читательской грамотности, которыми необходимо руководствоваться при достижении данной цели…

  1. Личностно-ориентированный механизм - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Данный механизм содержит такие мероприятия как: индивидуальные и фронтальные чтения, беседы, конкурсы, тематические досуги, создание развивающей среды.
  2. Игровой механизм –это воспитательная система, в которую внедряются различные игровые моменты: инсценирования , викторины, дидактические игры, различные виды театров. То есть существует огромное количество игровых взаимодействий с детьми, для создания интереса к чтению.
  3. Информационно-коммуникационный – это воспитательная система с применением современных технологий. Технические средства обучения позволяют нам использовать в своей работе различные презентации, электронные иллюстрации, аудио и видеоматериалы и т.д. .
  4. Проектирование. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования. Стержнем механизма проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

  1. Формированию читательской грамотности в дошкольном возрасте помогут такие механизмы, которые стимулируют формирование у старших дошкольников критического мышления.
  • верные и неверные утверждения
  • прием «Кластер».
  • синквейн
  • дерево предсказаний
  • чтение с остановками
  • толстые и тонкие вопросы
  • перемешанные события
  • текст в рисунках.

В заключении, хотелось бы отметить, что процесс формирования читательской грамотности сложный и длительный, поэтому он будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагогов ДОУ и родителей. Важно, чтобы и в ДОУ, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы формирования читательской грамотности дошкольников", средняя группа.

Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этом...

МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...

Проект «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Для формирования читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста....

опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....

Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»

Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»...