Семинар-тренинг «Представление опыта работы: алгоритм успешной подготовки мастер-класса»
материал
1.1. Изложение педагогического кредо, основополагающей идеи педагогической деятельности, профессиональных ценностей, приоритетов, перспектив.
1.2. Описание системы педагогической деятельности. Характеристика сущности методики или технологии, которая показала себя эффективной в работе с обучающимися.
1.3. Краткая характеристика обучающихся. Результаты педагогической диагностики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 294.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа № 9
города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск
Самарской области
Семинар-тренинг
«Представление опыта работы: алгоритм успешной подготовки мастер-класса»
Разработала
О.В. Якушева
воспитатель
ГБОУ ООШ № 9 г. Новокуйбышевска
структурное подразделение
«Детский сад «Звонкие голоса»
г.Новокуйбышекск,2025 г.
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ
Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
1-й шаг. Презентация опыта педагога-мастера 1 (до 10 минут).
1.1. Изложение педагогического кредо, основополагающей идеи педагогической деятельности, профессиональных ценностей, приоритетов, перспектив.
1.2. Описание системы педагогической деятельности. Характеристика сущности методики или технологии, которая показала себя эффективной в работе с обучающимися.
1.3. Краткая характеристика обучающихся. Результаты педагогической диагностики.
1.4. Доказательство результативности деятельности обучающихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии, методики.
1.5. Описание достижений педагога-мастера, отраженных в различных формах профессионального признания.
1.6. Определение основных приемов работы, которые педагог-мастер будет демонстрировать слушателям.
2-й шаг. Практическая иллюстрация опыта педагога-мастера
(до 20 минут).
2.1. Педагог-мастер проводит фрагмент занятия или мероприятия с обучающимися, демонстрируя приемы эффективной работы.
2.2. Педагог-мастер анализирует показанный фрагмент занятия или мероприятия.
2.3. Слушатели исполняют роль экспертов-аналитиков, присутствующих на открытом занятии.
3-й шаг. Рефлексия (до 10 минут).
3.1. Обсуждение слушателями представленного опыта в форме пресс-конференции (вопросов в адрес педагога-мастера).
3.2. Проведение дискуссии: выделение основополагающих аспектов представленного опыта, оценка возможности его переноса, сопоставление собственного опыта с представленным.
3.3. Подведение итогов мастер-класса (педагог-мастер).
Результатом проведения мастер-класса является выделение и присвоение слушателями наиболее ценных аспектов опыта педагога-мастера, с целью встраивания их в собственную концепцию педагогической деятельности и последующего практического использования.
Как подготовить педагога к проведению мастер-класса: основной принцип мастер-класса – Я знаю, как это делать, и я покажу вам.
Методические рекомендации
по организации и проведению мастер-класса
Определение.
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.
Тематика мастер-классов включает в себя:
- обзор актуальных проблем и технологий,
- различные аспекты и приемы использования технологий,
- авторские методы применения технологий на практике и др.
Задачи мастер-класса:
- передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
В ходе мастер-класса участники:
- изучают разработки по теме мастер-класса;
- участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.
Требования к организации и проведению мастер-класса:
Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников). Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.
Алгоритм технологии мастер-класса.
- Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
- кратко характеризуются основные идеи технологии;
- описываются достижения в работе;
- доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
- определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
- Представление системы учебных занятий:
- описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
- определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
- Проведение имитационной игры:
- учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
- слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
- Моделирование:
- учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
- мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
- мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
- Рефлексия:
- проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Смысл мастер-класса.
Мастер своего дела, известные действующие специалисты, делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.
Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности.
Возможная модель проведения мастер-класса.
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). | Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Основная часть. | Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями. | Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
Афиширование - представление выполненных работ. Анализ ситуации по критериям:
| Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. | Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе |
Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры)
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

