Конспект ОД «Мы и наши права» по правовому воспитанию.
план-конспект занятия (старшая группа)

СИМАКОВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА

Цель:
Познакомить детей старшей группы с основными правами ребёнка, сформировать у них представление о том, что права каждого важны и заслуживают уважения, а также развить чувство ответственности через понимание обязанностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_my_i_nashi_prava_.docx99.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД «Мы и наши права»

Цель:
Познакомить детей старшей группы с основными правами ребёнка, сформировать у них представление о том, что права каждого важны и заслуживают уважения, а также развить чувство ответственности через понимание обязанностей.
Задачи:
1. Образовательные:
- Объяснить детям, что такое права и почему они важны для каждого ребёнка.
- Познакомить с основными правами ребёнка: право на имя, семью, отдых, образование и медицинскую помощь.
- Ознакомить с понятием обязанностей и показать связь обязанностей с правами.
2. Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к своим правам и правам других людей.
- Формировать чувство ответственности за выполнение своих обязанностей в семье и детском коллективе.
- Развивать умение выражать свои мысли через обсуждение и творческую деятельность (рисование прав).
3. Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки через игровые задания (игра с мячом «Назови своё имя», «Назови ласково»).
- Стимулировать творческое мышление и воображение посредством рисования выбранного права.
- Развивать внимание и память при повторении стихотворения и обсуждении прав.

Воспитатель

Ребята, сегодня мы поговорим о том, что у каждого из нас есть очень важные права. Права — это такие правила, которые делают нашу жизнь справедливой, счастливой и безопасной. У каждого ребёнка на свете есть свои права, и знать их очень важно!
Стихотворение для настроя
Давайте вместе повторим стихотворение:
Я ребёнок, я расту,
Права свои я знаю.
В большом мире я живу,
Счастье охраняю! (повторяют дети вместе с воспитателем)
1. Игра «Назови своё имя»
А теперь начнём с самого главного — с нашего имени! У меня в руках волшебный мячик. Тот, кто его поймает, громко и чётко скажет своё имя и ласковое имя, как его называют дома.
(Воспитатель бросает мяч по очереди) Объяснение
Отлично! Видите, у каждого из вас есть имя — это ваше первое право.

Право на имя — значит, что никто не может его взять или поменять без вашего согласия.
- А какой документ нам выдаётся сразу после рождения?
(Правильно, свидетельство о рождении.)
- Какое право оно нам напоминает?
(Право на имя, фамилию и отчество.)
- Зачем нам нужно имя?
(Чтобы нас не путали с другими, чтобы отличать друг друга.)
Знают взрослые и дети —
Имя каждому дано,  

И у каждого одно!
- А какую обязанность это даёт нам?
(Называть друг друга по имени уважительно и внимательно.)

2. Воспитатель
Ребята, посмотрите на эти картинки. Давайте вместе узнаем, о каких правах они нам рассказывают.
- На картинке — семья. Кто здесь изображён? (Мама, папа, дети).
- А у вас есть семья? Конечно, есть!
Это значит, что у вас есть право на семью. Каждый ребёнок имеет право жить в семье, где его любят и заботятся о нём.
Воспитатель: Это очень важное право — право на семью. Что вы о нём знаете?
(Можно услышать ответы: у каждого есть мама и папа, семья — это когда любят и поддерживают.)
Воспитатель читает стихотворение
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю,
Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность — уважать взрослых, которые заботятся о вас. Потому что семья — это не только права, но и обязанности.
Игра «Назови ласково»
А сейчас давайте поиграем.

Я скажу слово, а вы назовите ласковые слова для этих членов семьи:
- бабушка — ? - дедушка — ? - мама — ? - папа — ? - сынок — ? - дочка — ?
- брат — ? - сестра — ? Отлично!
Семья — самое дорогое, что есть у каждого человека. В нашей жизни много пословиц и поговорок об этом. В каждой семье взрослые любят и заботятся о детях, а дети помогают и слушаются родителей.
Воспитатель
А теперь давайте расскажем — какие обязанности есть у вас в семье?
(Примеры детских ответов)
- Я убираю игрушки после игры.
- Я помогаю маме с уборкой.
- Я заправляю постель.
- Я слушаюсь родителей, потому что это важно.

3. Воспитатель
Ребята, посмотрите на этих детей. Чем они заняты?
(Играют, отдыхают)
Правильно! Это ваше право — право на отдых и досуг. Все дети имеют право играть, рисовать, петь песни и весело проводить время. Как бы вы назвали это право? (Право на отдых)
Воспитатель
А как можно отдыхать детям? Что вам нравится делать, когда вы отдыхаете?
(Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
Отлично! Отдыхать можно по-разному — главное, чтобы это приносило радость и помогало набраться сил.
Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь давайте воспользуемся правом на отдых и поиграем в народную игру!
Игра «Что мы делаем — не скажем»
Я покажу движение, а вы попробуйте угадать, что это за действие. Потом вы по очереди будете показывать, а мы будем угадывать!
(Дети имитируют мытьё посуды, стирку, уборку и другие действия.)
Воспитатель
Молодцы! Отдыхать и играть — это здорово и очень важно!

4.    Физкультминутка «Мы — дети» 

(Проводится под веселую музыку)

Мы права свои все знаем, (Шагают на месте)

И друг другу помогаем. (Поворачиваются, жмут друг другу руки)

Если нужно — подскажем, (Грозят пальчиком)

Никого не обижаем. (Обнимают себя)

Мы учиться все идем, (Имитируют ходьбу)

В садик весело идем. (Улыбаются)

А потом мы отдохнем, (Приседают, руки под щеку)

И играть мы вновь начнем! (Подпрыгивают на месте)

5. Воспитатель

- Где находятся эти дети(смотрят на картинку - в детском саду, в школе)
- Что они здесь делают? (Учатся, рисуют, поют)
- Это ваше право — право на образование. Вы ходите в детский сад, чтобы узнавать новое, учиться и готовиться к школе.

6. Воспитатель

Ребята, посмотрите на следующую картинку.
- Кто изображён на рисунке? ВРАЧ
- Что делает этот человек?
- Какое право он нам напоминает? (Право на медицинскую помощь)
Это право очень важное — право на заботу о нашем здоровье.
Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, больше есть овощей и фруктов.

А еще необходимо закаляться. Расскажите, как вы закаляетесь.

7.  Воспитатель
Посмотрите, какие вы все разные, но у каждого из вас есть одинаковые права. Теперь вы знаете свои права и всегда будете уважать права других, а также не позволите нарушать свои. Когда вы вырастете, помните: у всех людей, и маленьких, и взрослых, есть права.


C:\Users\User\Desktop\СТ.ГР. 2025-26г\РАБОТА СТ.ГР\ПРАВА РЕБ.14.11.25г. ст.гр\1.jpg


Заключительная часть, подведение итогов
Давайте вспомним, какие права и обязанности вы лучше всего запомнили.
(Слушаем ответы детей)
Ребята, помните, что вместе с правами у нас есть и обязанности — то, что мы должны делать.
Воспитатель: Давайте станем художниками! Выберите одно право, которое вам больше всего понравилось, и нарисуйте его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

деловая игра для педагогов "Защита прав и правовое воспитание детей"

Цель: закрепить знания педагогов по проблеме «Защита прав и правовое воспитание ребенка» Задачи: используя знания, систематизировать материал; упражнять в активном изучении нормативно – правовых докум...

Непосредственно образовательная деятельность "О правах - играя" (правовое воспитание старших дошкольников)

Программное содержание: Закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях; Довести до сознания детей, что каждый человек, имеет право на имя, на дом, на любовь и ...

Проект по ознакомлению дошкольников и их родителей с правами ребенка «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель проекта – познакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права. Задачи:1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту...

Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....