Детский речевой этикет в театрализованной деятельности(из опыта работы)
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Вера Лобатова

 

Детский речевой этикет можно рассматривать как процесс овладения ребёнком этическими нормами речевого общения.  В данном процессе важно не только дать понятие этикета, а привить и развить у ребенка хорошие привычки, манеры, культуру речевого  общения.  Наиболее эффективным средством осуществления этой работы может служить театрализованная деятельность.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_rechevoy_etiket.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Детский речевой этикет в театрализованной деятельности

(из опыта работы)

Детский речевой этикет можно рассматривать как процесс овладения ребёнком этических норм речевого общения. В данном процессе важно не только дать понятие этикета, а привить и развить у ребенка хорошие привычки, манеры, культуру речевого общения. Наиболее эффективным средством осуществления этой работы может служить театрализованная деятельность.

Одной из основных задач развития общения является:  

  1. формирование  у  детей  умений  и   навыков  практического   владения   выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимой) - средствами человеческого общения.
  2.  обучение детей речевым средствам общения, так называемому речевому этикету.

Одной из составляющих основных форм обучения речевому этикету будут:

  • развивающие игры (игры - драматизации., с - р и др.)
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера)  
  • этюды  
  • различные импровизации и др.

В театрализованной деятельности мы используем схему моделирования игровых ситуаций. Её же можно использовать для обучения детей речевому этикету.

1.   "День рождения"

Именинник

Гости

Подарки

Угощение

Развлечения

Незваный гость

Счастливый конец

Персонажи для этой модели выбираются произвольно или в соответствии с сюжетом сказки. Модель театрализованной игры "День рождения" чрезвычайно удобна для разных видов образовательной деятельности по речевому этикету:

•    как преподнести подарок имениннику, какие слова при этом необходимо произнести;

•    как именинник должен его принять, какими словами поблагодарить;

•    как гости ведут себя за столом;

•    появление нежданного гостя тоже требует определенных правил приема, и т.д.

В игре можно безболезненно для самолюбия детей показать ошибки тех или иных персонажей. Эти ошибки могут быть подмечены воспитателем в повседневной жизни детей.

2.   Игровой сюжет "Встреча Нового года".

А значит традиционные новогодние поздравления и пожелания.

Персонажи

Гости

Украшение

Поздрав-

Игры,

Подарки

Незваный

Счастливый

(которые

елки

ления  (от

хороводы

гость

конец

встречают

кого,

Новый

кому)

год)

В этой схеме тоже отрабатываются правила речевого поведения во время знакомства с нежданным гостем, этикетные выражения, принятые в этой ситуации. Игра предполагает беседы со всеми гостями, совместные игры.

Счастливый конец диктует определенные правила поведения в минуты прощания: это этикетные выражения прощания и сопутствующие им формулы благодарности, одобрения, приглашения в гости, возможно, извинения, пожелания.

3.   Игры в семейные праздники.

В основу праздничных сюжетов могут быть положены такие события, как новоселье ("Кошкин дом"), приход гостей, или когда дети сами отправляются в гости, например, к Снегурочке, и т.д.

В таких играх идет повторение и закрепление формул знакомства, приветствия, прощания, благодарности, извинения, приглашения в различных речевых ситуациях. Здесь также формируются навыки поведения за столом: умение вести беседу за столом, умение передать гостю блюдо, умение пригласить гостя к столу и многое другое.

     4.   Театрализованные игры в "Путешествия"

Это самая универсальная и доступная модель театрализованной игры. Путешествия как сюжетная линия лежат в основе многих сказок и рассказов. Для путешествий характерны: маршрут, транспортные средства, попутчики, багаж, непредвиденные обстоятельства, безопасность и др. А это предполагает определенное речевое общение: это и разговор близких людей перед отъездом, добрые чувства и добрые слова; это какие-то этикетные формулы: пожелание, совет.

Маршрут путешествия предполагает посещение каких-либо общественных мест, необходимость узнать дорогу и многое другое. Чтобы узнать дорогу, нужно знать определенные речевые формы выражения просьбы в различных ситуациях: на улице, в транспорте, нужно умение обращаться к незнакомым людям, уметь сформулировать суть просьбы и т.д.

В основе игр - драматизаций может быть сюжет известной всем сказки. А в каждой сказке персонажи встречаются - прощаются, ходят в гости, угощают, а это - определенное речевое общение. Для воспитателя  важна злободневность проблематики сюжета, ее актуальность педагогическим задачам - в данном случае детского речевого этикета.

Часто "подсказка" идет от самих детей, из их повседневного речевого общения в разные режимные моменты. Но это может идти и от воспитателя, когда он, например, хочет обратить внимание детей на правила общения за столом.

      5.   Театрализованные игры в проигрывание сказок и историй "наоборот".

Например, сказка "Колобок". Сначала все идет по тексту. После того, как Старуха испекла колобок и положила его на окошко студиться, у нее вдруг разболелась голова. Что будет делать и говорить Колобок? Это хорошее упражнение детей в умении выражать словами свое сочувствие, желание помочь.

Работа по развитию речевого этикета у детей ведется по нескольким направлениям

1.   Учимся представляться. Будем знакомы

Основная задача - помочь ребенку составить представление об основных правилах знакомства.

Лиса встречается с Волком в театрализованном вечере развлечений "День рожденья у козлят"
Лиса:    Здравствуй, серый Волк-дружище, не меня ль сегодня ищешь?

Волк:    Здравствуй, здравствуй, Лисавета. Замерзает серый Волк

              Мерзнут лапы, мерзнет хвост, ох, сердит в лесу мороз!

Каждое приветствие сопровождается небольшим поклоном, как принято в русских народных сказках.

Учить детей речевому этикету знакомства можно разыгрывая небольшие этюды. Например, встретились два героя разных сказок. Предложить детям подумать и разыграть, как бы эти персонажи приветствовали друг друга. Причем интересно взять персонажей как разных по характеру и поведению (например, Баба-Яга и Доктор Айболит), так и схожих (например, Снегурочка и Дюймовочка).

       2. Правила гостеприимства предполагают определенную схему разговора с гостем. Быть гостеприимным хозяином - целая наука. Например:

Театр ложек "Теремок"

Мышка:        Это что за теремок? Из трубы идет дымок.

За окошком виден свет. Есть тут кто-то, или нет?

Лягушка:        Здесь мы с зайкою живем, и не скучно нам вдвоем. Кто ты, что с тобой случилось?

Мышка:        Залила вода мне норку, без жилья осталась я,

Лишь мешок зерна остался, помогите мне, друзья.

Лягушка:   Конечно, пустим мы ее, пусть будет у нее жилье,
и Заяц        Заходи скорее в дом, будем жить теперь втроем.

Знакомя детей с правилами речевого этикета в определенных ситуациях, необходимо показать и неправильное, отрицательное поведение, а также возможности выхода из него. Такие приемы помогают закрепить у детей правила речевого этикета.

Театр ложек "Теремок"

Медведь:         Это что за теремок? Он не низок, не высок.

(грубо)        Эй, хозяева, откройте-ка добром, а не то вы пожалеете потом!

В ответ на грубость - вежливый ответ:

Тише, Мишенька, в ворота не стучи, Наше тесто опрокинется в печи. Осторожней, ты на дверь не напирай, Косолапый, теремок наш не ломай!

Мы ненавязчиво обращаем внимание детей на то, что на грубость не надо отвечать грубостью. Возникает вопрос у Медведя (а в подтексте к детям):

Почему меня не хотят впустить, не хотят обедом угостить?

Все у всех я отбираю, не дают - так поломаю.

Что такое здесь не так? Не пойму ведь я никак!

Мы даем детям пищу для размышления. А потом Медведь обращается к детям за помощью:

                             Эй, ребята, помогите,

                              Научите, подскажите,

                               Что я делаю не так.

На что ребенок - зритель читает стихотворение: Медведя лет пяти-шести

                           Учили, как себя вести...

Кассир:        Нет и нет!

Не стучите - мой ответ! Не рычите - мой совет! Не стучите, не рычите. До свидания! Привет!

Детям  предлагается  помочь Волку  выйти  из  неприятной  ситуации  (а для воспитателя – закрепить знания речевого этикета):

Ведущий:      Кассир Волку билета не дал

                          Бедный Волк зарыдал! Что делать бедняге?

Дети называют за Волка "вежливые слова".

В повседневной жизни дети сталкиваются с хвастовством, обидными насмешками. Можно через сказку научить ребенка правильно реагировать и отвечать обидчику. Кукольный спектакль "Лиса, заяц и петух":

Лиса:        Хороша моя светлица! И светла и широка!
А твоя тесна, темна, над землей едва видна.
Негде даже поплясать, да и в прятки не сыграть.
Вот в моем просторном доме можно бегать словно в поле.

Заяц:        Из чего ж твоя светлица? Неужели из стекла?
Лиса:              Глупый Заяц! Изо льда.

"Глупый" же Заяц вразумляет Лису:

Что с избушкой станет летом, призадумайся об этом... По весне растает лед - кто тебя к себе возьмет?

В  каждой группе наверняка есть дети неловкие, вечно попадающие в неприятные ситуации. В сказке они могут найти и вместе со своим героем выйти из неловкой ситуации. Спектакль "Мешок яблок": Медведь принес подарок, стучит в окошко. Зайчата попрятались под кровать.

Медведь:        Что разбегались зайчата? (непонимающе)

Заяц:        Напугал нас косолапый, что стучишь так?!

Медведь:        Вот беда! Извините уж меня!

Я принес бочонок меда. Вдруг случится непогода, Заболеете, а тут мой медок - ваш лучший друг.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает воспитателям в игровой форме обучать детей речевому этикету.

Еще следует отметить, что наши дети не умеют показать сопереживание словесным выражением сочувствия, поэтому  необходимо ввести в словарь ребенка слова утешения, ободрения. Например, диалог Тыквёнка и Воробья в мюзикле "А что ты умеешь?":

Тыквенок:       Как же так? Чтоб был я другом, должен что-то я уметь: (огорченно)             Прыгать, бегать, лазать ловко - все уметь, и даже петь!

       (плачет)

       Этого я не умею, я умею лишь расти.

       Значит, видно не сумею друга я себе найти!

Воробей:          Ты не плачь, Тыквенок добрый! Я хочу дружить с тобой .

                           Вместе   нам в дороге трудной все невзгоды нипочем!

В  этом же спектакле дети учатся быть благодарными, учатся умению облекать чувство благодарности в слова:

Ты, Тыквенок, наш герой! Спас от злого волка!

От души благодарим, тебе друзьями стать хотим!

Или зайчиха в театрализованном представлении "Мешок яблок" (по В. Сутееву) благодарит зверей за помощь голодным зайчатам:

Дружба ваша нам награда, угостить друзей я рада.

Все запасы поделю, всех сегодня угощу.

Или Воробей в спектакле "Айболит и воробей"

Спасибо, мой друг, меня вылечил ты,

Вовек не забуду твоей доброты!

День рождения - самый любимый детьми праздник. Ребенок ждет его с нетерпением. Наша задача - научить его приносить радость близким в их дни рождения, научить дарить подарки и принимать их. Так Еж в театрализованном представлении "Мешок яблок" приносит подарок голодным зайчатам:

Утром дети в лес пошли, и в лесу грибы нашли.

Наклонялись, собирали, по дороге растеряли.

Я же после них пошел, больше всех грибов нашел.

Раз грибок, два грибок - вот и полон кузовок!

Угощаю вас, зайчата!

А зайчата отвечают:

Ой, спасибо, дядя Еж. Твой подарок так хорош!

Или козлята:

Мы пришли издалека, принесли вам молока. Пейте на здоровье молочко, но не коровье. Вам коза его прислала и здоровья пожелала.

Когда в группе появляется новенький ребенок, нужно научить детей помочь ему найти свое место среди ребят. Научить ребят речевому выражению своей заботы. Так в спектакле "А что ты умеешь?" дети проявляют внимание, заботу к Тыквенку:

Ах, Тыквенок, что с тобой? Ходишь грустный ты такой!

Лучше, милый, не грусти, для ребяток попляши.

Ты, Тыквенок, попляши, будут рады малыши.

Русским людям присущи гостеприимность, широта души. Так простодушный Заяц приглашает хитрую лису в дом (кукольный спектакль "Лиса, заяц и петух" по мотивам сказки "Заюшкина избушка"):

Что ж, Лисичка, заходи, на мой домик погляди.

Мы с тобой чайку попьем, он на травах и с медком.

Будешь ты всегда здоровой, сильной, бодрой и веселой.

Необходимо также научить детей правилам прощания. Так в мюзикле "Айболит и воробей" вылеченные звери убегают, но забывают поблагодарить Айболита и попрощаться с ним. Ведущий акцентирует внимание детей на этом, то есть закрепляет знания детей о речевом этикете прощания:

И в лес убежали играть и скакать,

И даже "спасибо" забыли сказать,

Забыли сказать "до свидания"! К детям:

Ну а вы, ребята, помните всегда

Эти очень простые, но важные слова?

В младшем дошкольном возрасте, когда работа по речевому этикету только начинается, создаются условия для развития театрализованной игры, мы учим детей так называемым "вежливым словам". Например, театрализованный вечер развлечений "День рожденья у козлят":

Ведущий:        Театр открывается, к началу все готово. Билеты предлагаются за вежливое слово.

Кассир:        Проходите, милый ежик, вам билет в каком ряду?
Еж                  Мне поближе, плохо вижу. Вот спасибо! Ну, пойду!

Кузнец:        Добрый день! Если только вам не лень,
Уважаемый кассир, я бы очень попросил
Нам билеты с петухом во втором рядочке,
Дайте лучшие места, вот мое "пожалуйста"!

А чтобы еще раз обратить внимание на необходимость и нужность "вежливых слов", на сцене появляется невоспитанный Волк.

Ведущий:        И вдруг, отпихнув стариков, барсуков, ворвался Волк. Отдавил хвосты и лапы...

Волк:        Касса, выдай мне билет!

Кассир:        Ваше вежливое слово?

Волк:        У меня такого нет!

Кассир:        Ах, у вас такого нет?
Не получите билет!

Волк:        Мне билет!

Таким образом, в течении дошкольного детства ребёнок через театрализованную деятельность овладевает основными этическими нормами, которые помогут его полноценному общению с окружающими, позволят естественно и свободно войти в широкий мир человеческих отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих возможностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность (из опыта работы)

Увлекаюсь театрализованной деятельностью. Написала опыт работы по этой теме. Предлагаю познакомиться с содержанием, аннотацией, пояснительной запиской. Практический материал буду выкладывать по мере в...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

«Развитие творческой личности дошкольника через театрализованную деятельность» (из опыта работы)

Театр - синтез искусств. Музыка, хореография, актёрское искусство, изобразительное творчество – компоненты, из которых состоит сценическое действо. Кроме того, детский театр является эффективным средс...

«Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (из опыта работы)

За последние годы отмечается увеличение количества детей имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь во всём своем многоо...

Развитие речевой культуры детей дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности (из опыта работы)

Размышление, о том, что театрализованная деятельность благоприятно влияет на развитие речи детей....