Приобщение дошкольников к миру детской литературы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Маркеева Надежда Владимировна

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру детской литературы\

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rek.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Приобщение дошкольников к миру детской литературы»

Составитель:Маркеева, воспитатель

              Проблема приобщения детей к книгам - есть общегосударственная и личностно значимая задача. Детская литература позволяет решать многие задачи образования личности. Чтение литературных произведений детям развивает их душу, гуманность, формирует ум, память, воображение, речь, учит проявлять волю, терпение и другие нужные черты характера, учит творчеству.

Детская литература, которую воспитатель и родители каждодневно читают ребенку - это настоящее искусство, оказывающее на детей латентное воздействие. Общение с этим искусством ценно и для взрослых: оно учит понимать природу детства, наполняет душу милосердием и эстетическим бескорыстием.

             В круг детского чтения должны входить издания, предназначенные  непосредственно дошкольникам. Это разные дизайнерские типы детских книг, которые составляют библиотечку детского сада: книжки-малышки, игрушки, театр, панорамы, книжки -раскраски и рассказки,  разноформатные художественные и научно -нравственные , а также оригинальные книги, например, озвученные с помощью технических средств.

Детские книги должны быть оформлены с учетом особенностей детского восприятия, так как они являются синтезом трех видов искусства: искусства слова, живописи или книжной графики и дизайна. Каждое из них по-своему облегчает ребенку восприятие образов мира.

            Главной целью восприятия книг детьми 3 – 5 лет является

совершенствование чувственного восприятия искусства и формирование первоначального умения ребенка общаться с книгой как источником творчества. В этот период книга становится организатором игр, досуга, занятий}, активизируется как источник образцовой речи.

           Для реализации этой цели подбираются книги- произведения и книги  сборники, разножанровые и разнотемные книги, требующие творческого участия детей в воспроизведении их содержания. Это книги для раскрашивания, рассказывания, для драматизации сказок, книги-игры (с фишками, картами, вкладышами и игрушки с встроенными деталями, с вырубкой, с движущимися фигурками персонажей, это книги - фильмы (мультфильмы) и книги альбомы для вырезания и оформления самоделок, это книги, богатые песенками, стихами и прозой для заучивания наизусть.

Согласно возрастным особенностям дошкольников, мною составлено перспективное планирование по данному разделу, в котором отдавалось предпочтение больше книгам деятельного типа, призывающим к участию в творческом процессе чтения - рассматривания. В ходе планирования учитывалось соединение художественных произведений с другими видами искусства - музыкой, изобразительной деятельностью, театром. Например, при заучивании наизусть стихов осенней тематики русских классиков и современников, дети прослушивали произведение П. И. Чайковского «Времена года», затем старались нарисовать рисунки по восприятию и личным впечатлениям. Литературные произведения особенно успешно воспринимаются тогда, когда они обыгрываются. Дети становятся маленькими артистами и вживаются в литературный образ.

        Планируя нерегламентированную деятельность, считаю обязательным мероприятие, образно называемое «погружение в детскую литературу в течение дня». Это приближает художественное произведение к детской жизни. Это чтение, рассказывание, воспроизведение текстов детской литературы воспитателем в течение дня, по любому поводу, в каждый режимный момент жизни группы и отдельного ребенка, при проявлении внимания к какому-либо событию.

Трудовая деятельность

У меня есть лейка,

Ой, какая лейка!

Видели вы лейку

Новую мою?

Как луна сияет ...

Если будет сухо,

Я ее наполню

И цветы полью

Утренняя гимнастика

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Бегать и скакать.

Здоровье в порядке?

Спасибо зарядке!

Умывание

Знаем, знаем, да - да - да,

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По - нем - нож - ку ...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

Завтрак

Расскажу тебе, дружок,

Про вишневый пирожок!

Словно всадник на кобылке

Пирожок сидит на вилке!

Он галопом едет, едет,

А куда он едет, едет?

Ты ответить должен сам:

Ам!

       Художественная литература введена в нашем детском саду как фронтальное занятие и занимает часть раздела «Социальный мир».

Поэтому регулярно, раз в неделю проводим специальные занятия с книгами обучающего типа, а закрепление изученного организуется ежедневно.

       Работа с книгой на занятиях состоит из трех этапов: до чтения, в процессе чтения, после чтения. До чтения надо готовить детей к восприятию художественного произведения: показать книгу, героев, создать ситуацию удивления, эмоционального настроя на слушание, возбудить воображение, ставить проблему, интриговать восприятие знакомого явления новизной.

В процессе чтения идет сопоставление словесного и иллюстративного образа, комментируются трудные места текста, объясняются непонятные слова.

После чтения проводится проверка возникших мысленных картин  образов, в беседе уточняется время и место действия, характеры героев, представления о событиях и поступках, формируется основная мысль произведения, даются оценки и выводы о книге.

Проверку качества занятия можно провести следующим приемом: один и тот же вопрос задать детям в начале и в конце занятия (например, о чем это произведение?). Ответы детей покажут новый, более высокий уровень восприятия или, напротив, отсутствие продвижения детей в развитии восприятия к эстетическому уровню.

Показателем успешности литературного образования дошкольников может служить самостоятельное, добровольное обращение ребенка к книге, заинтересованное слушание и участие в беседах, а также умение общаться с детской книгой «один на один».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение дошкольников к миру детской литературы»

Цель: Формирование у детей устойчивого инЦель: Формирование у детей устойчивого интереса к общению с детской книгойтереса к общению с детской книгой...

Приобщение ребёнка - дошкольника к миру художественной литературы

Данная статья систематизирует и углубляет знания педагогов по теме: "Приобщение ребёнка - дошкольника к миру художественной литературы"...

"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"

2015 год в России - год русской литературы!Педагогический совет для воспитателей детского сада"Приобщение детей к чтению художественной литературы"      Художественная литература –...

«ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Художественная литература выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родно...

Презентация "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".

В данной презентации представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными сказками"....

Проект "Приобщение детей к миру художественной литературы"

Вид проекта: познавательный, игровой.  Тип проекта: информационно - творческий, групповой.   Продолжительность: долгосрочныйУчастники проекта:дети средней группы,родители  в...

Статья "Приобщение дошкольников к миру художественной литературы"

Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр зарубежных мультфильмов, компьютерные игры. Из-за этого они не знают и не узнают героев русских сказок и де...