Конспект занятия "Наш родной русский язык"
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

На этом занятии дошкольники знакомятся

с самобытностью русской деревни, обогащают

свой словарный запас, приобщаются к русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_na_sayt_5.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ЗАНЯТИЕ

в подготовительной коррекционной группе

по развитию речи

на тему:

«Наш родной русский язык.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Русская изба»

Воспитатель:                 Срибная А.П.

                                         

ГДОУ детский сад №100

г. Ногинск-9, Московской обл.

Программное содержание: вызвать интерес у детей к русскому языку, жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе. Дать представление об избе; познакомить с печью – главной частью избы. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, устьице, чугунок, печурки, загнетка, заслонка, голландка, буржуйка, хлебосольство.

Оборудование и материалы:  макет «Русской избы» с печным инвентарем.

Ход занятия.

Воспитатель:                  -  Сегодня мы с вами отправляемся в гости в русскую деревню.

                                                  - Кто из вас был в деревне?

                                                  - Какие там дома?

Дети:                                 (Отвечают на заданные вопросы)

Воспитатель:         -  Издавна на Руси дома строили из дерева, из бревен.

                                                  - Как вы думаете, почему?

Дети:                                 (Отвечают на заданный  вопрос)

Воспитатель:         -  Да, люди жили среди полей, в окружении лесов. Русский человек рождался в рубленной бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней. Крестьянский дом называли родным, родимым, как называют родного человека. Дом смотрел на мир окнами-глазами.

                                                  - А как называли ласково окна?

Дети:                                         (Отвечают – окошки, оконца)

Воспитатель:                  -  Правильно. Оконца украшали наличниками. Почему они так называются? Потому, что находятся на «лице» дома. Были у окошек и ставенки, ставенки закрывали на ночь.

- Как вы думаете, почему крыша у избы была со скатом, а не прямая?

Дети:         (Отвечают – чтобы вода стекала и снег скатывался)

Воспитатель:                         - Хотелось бы вам побывать в такой избе?

                  - Давайте отправимся в гости к хозяюшке.

Воспитатель

и дети:         (Переходят из помещения группы к «Русской избе»)

Хозяюшка:             - Здравствуйте, гости дорогие! Хорошим гостям я всегда рада!

                         Дети:                 - Хозяюшка в дому, что оладьи в меду.

                                                    - Много гостей, много и новостей.

             - Что есть в печи – на стол мечи!

Дети:         (Рассаживаются)

Хозяюшка:             - Самое главное в деревенской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

- А знаете ли вы, что русской печке 4000 лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили одежду. В мороз под печкой даже кур держали. В старину говорили: «Печь нам мать родная», «У печи все красное лето».

             - А вы, какие пословицы знаете?

Дети:                      (Отвечают)

- «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи».

                                                     - «Печка – кормилица, печка – матушка».

             - «Дом без печи – нежилой дом».

Хозяюшка:         - В печке есть небольшие углубления – печурки. В них сушили носки и варежки.

Место, где ставили чугунки и сковородки, называется загнетка.

- Дети, чтобы дым не шел в избу, печь закрывали заслонкой.

             - Ребята, в чем варили супы да каши в старину?

Дети:         (Отвечают – в чугунке)

Хозяюшка:         - А как его в печь поставить, если горячо?

Дети:              (Отвечают – с помощью ухвата)

Хозяюшка:         – Правильно! (Показывает, как пользовались ухватом).

             - В старину не было чайников. А как же пили чай?

Дети:         (Отвечают – из самовара)

Хозяюшка:         - А в каких сказках встречается русская печь?

Дети:         (Отвечают – «Гуси-лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Заюшкина избушка»)

Хозяюшка:         - А вы знаете, что печки бывают разные?

Кроме русской печки были голландки и буржуйки – они просто отапливали жилье. Печку очень любили и почитали.

             - Какие загадки про печку знаете вы?

Дети:                 (Отвечают):

Шуба в избе, рукав на улице.

                                                                                                  (Печка)

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

Накормишь – живет.

Напоишь – умрет.

                                                                               (Печка)

Бабушка седа – бела,

Зимой всем мила.

А как лето наступает,

Про бабушку все забывают.

                                                                          (Печка)

Хозяюшка:         - За печкой есть лежанка. В холодные, морозные деньки любили хозяева там погреется.

                                                     - Давайте и мы погреем руки.

                                                    - Вдох – выдох, потерли руки.

             - Подошли, приложили руки к печке.

Дети:         (Выполняют упражнения)

Хозяюшка:         - Какие угощения нам дарит печь? Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Как вкусны и каша, и щи, и пироги.

             - А сейчас я хочу угостить вас пирожками, которые испекла нам печь. Кушайте на здоровье!

Воспитатель:                         - Спасибо тебе, хозяюшка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по русскому языку в старшей группе

Конспект занятия в татарской старшей группе по русскому языку...

Конспекты игр по русскому языку

Игры для занятий по русскому языку в старшей группе...

Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр

Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми  с родным русским языком  при помощи физминуток, пальчиковых игр...

Тематический план «Дошкольная академия «Наш родной русский язык» (подготовительная к школе группа).

Цель– сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухо-произносительные умения и навыки в ...

Воспитание любви и уважения к родному русскому языку у детей разновозрастной группы малокомплектного сельского ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Обучая детей родному языку в нашем детском саду, воспитатели решают важную задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения, интереса к своей малой родине, к родному кра...

Беседа Наш родной русский язык

                              Беседа "Наш родной язык"  Цели: познакомить детей с Днем родного языка; с...