Воспитание любви и уважения к родному русскому языку у детей разновозрастной группы малокомплектного сельского ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
статья

Просвирякова Ирина Владимировна

Обучая детей родному языку в нашем детском саду, воспитатели решают важную задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения, интереса к своей малой родине, к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание любви и уважения к родному русскому  языку у детей разновозрастной группы малокомплектного сельского ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Просвирякова Ирина Владимировна

 Старший воспитатель, воспитатель МДОУ Майнского д/с № 2 «Сказка»

р.п. Майна, Ульяновская область

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка, развиваются навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с окружающими. Умения вступать в контакт с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение в соответствии с речевой ситуацией оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка. Необходимость социализации детей дошкольного возраста отмечается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» рассматривается как один из принципов дошкольного образования [4,с. 54]. Многочисленными  исследованиями в  области психологии и педагогики ( А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова) доказано, что  период дошкольного детства имеет важное значение в развитии и становлении личности человека.   Именно в дошкольный период закладываются базовые основы личной значимости ребёнка, нравственные чувства, нравственная позиция, отношение к миру, к деятельности, к культуре, к родному русскому  языку.

Сейчас, как никогда, всё острее ощущается необходимость  восстанавливать утраченные  связи с культурой своего народа, историей развития родного языка. Это не произойдёт само по себе. А произойдёт  только в том случае, если ребёнок начнёт проявлять любовь к  своему родному русскому языку .

Воспитание любви к родному языку у детей дошкольного возраста  разновозрастных групп малокомплектной сельской дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО,  требует от педагога знания программных требований и сопоставления их с возрастными и индивидуальными особенностями детей. [1, с. 5]

Воспитатели МДОУ Майнского детского сада №2 «Сказка» обучая детей родному русскому  языку,  решают важную задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения, интереса к своей малой родине, к родному краю.  Приобщение  родному языку в дошкольном учреждение осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и на организованных занятиях. Занятия помогают реализовать возможности речевого развития детей .В повседневной жизни, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга. [2, с. 18]

В детском саду  предметно- пространственная среда, построена таким образом , что ребенок имеет не только  уникальную возможность познакомиться с традициями народов, но и расширить словарный запас родного русского языка.  В групповых комнатах созданы уголки по ознакомлению детей с народами Поволжья, богатый материал с  дидактическими играми  и пособиями по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок,  папок - передвижек по теме.

На занятиях дети проговаривают названия предметов старины, узнают о орнаментах национальной одежды народов Поволжья,  обыгрывают с образов жизни наших предков.  Произведения  устного народного творчества являются важнейшими источниками выразительности детской речи,  в том числе и малые фольклорные формы пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки. В мини-музей «Старинного быта» для  дошкольников организуются встречи с интересными людьми. Наиболее интересной встречей для детей стала встреча с бабушкой Забавушкой, которая встречала гостей с угощениями русской национальной кухни. Ребенок охватывает те или иные  выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять .

 В целях приобщения дошкольников к родному русскому языку педагогами  детского сада,  разработан календарный план воспитательной работы. Мероприятия плана содержат национальные праздники, развлечения, занятия. Цель данных мероприятий направлена на  воспитания любви к своему родному русскому  языку и культуре русского народа

 Огромной любовью пользуется у детей сказка. В народной сказке заключено богатое содержание в отношении насыщенности художественной речи, языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами). Особенно интересно проходит чтение сказок в музее, где четко можно увидеть обстановку  избы, и ребенок чувствует себя  очень комфортно  и уютно как «в сказке». Дети с удовольствием   самостоятельно разыгрывают сказки и шуточные сценки. Огромной любовью пользуются сказки сочиненные самими детьми: «Доброта лесника Ивана», «Синий хвостик», «Лебединая семья». Ребенок усваивает родной язык , прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. [3, с.11]

Именно в дошкольный период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. Все это позволяет оптимально реализовать в ДОУ задачи всестороннего воспитания детей , в том числе их творческие способности.

Список литературы

  1.  Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. М.: Просвещение, 1994. 176 с.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 208 с.
  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастных группах малокомплектного сельского детского сада»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.   В настоящее время о...

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию  детей дошкольного возраста  в разновозрастной  группе малокомплектной сельской дошкольной группы»...

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В статье рассмотренны основные вопросы посвященные работе с детьми испытывающих трудности в здоровье: основные этапы работы,задачи, условия созданные для развития детей....

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Статья посвящена особенностям работы  педагога - психолога с детьми воспитывающихся в детском саду компенсирующего типа....

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе средствами музейной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе средствами музейной педагогики»Цель: Создание условий для патриотического развития личности пут...

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В большинстве зарубежных источников нет четкого разграничения инвалидности и ограничений здоровья, между этими дефинициями можно смело поставить знак «равно». Однако анализ российского зак...