«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»
статья по теме
«Актуальность и система работы
по социально-личностному развитию детей
дошкольного возраста в разновозрастной группе
малокомплектной сельской дошкольной группы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
selskaya_dg.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каратузская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза им. Е.Ф Трофимова» филиал Лебедевская ООШ дошкольная группа «Малышок»
«Актуальность и система работы
по социально-личностному развитию детей
дошкольного возраста в разновозрастной группе
малокомплектной сельской дошкольной группы»
(Из опыта работы в дошкольной группы «Малышок»)
Воспитатель ДГ «Малышок»
Гунько Н.В.
С. Лебедевка.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из главной проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. В связи с оттоком населения из посёлка из – за условий жизни связанных с нестабильностью, с отсутствием производства, рабочих мест, социальный уровень населения снизился. В сложившейся ныне в нашем посёлке ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, я испытываю трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, дети нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.
, обновлённый вариант, с прошлого года используем примерную основную общеобразовательную программу «От рождения до школы», которая является переработанным в соответствии с действующими ФГТ вариантом Программы под редакцией М. А.Васильевой. Работая по данным программам, я пришла к выводу, что социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Специфика нашего учреждения – в составе функционируют одна разновозрастная группа общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста. Количество проживающих в селе менее 200 человек (вместе с пенсионерами и новорожденными детьми). Социум села - только самое необходимое. Контингент детей очень разный, возраст детей по факту от 1 года до 8,2 лет.
Цель: создание благоприятных условий в разновозрастной группесельского детского сада для позитивной социализации воспитанников, для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
- создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
- взаимодействие работы администрации, педагогов и родителей по социально-личностному развитию детей;
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения с детьми разного возраста и взрослыми;
- формирование у детей основ личности будущего гражданина;
- профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем в пределах возможности малокомплектного учреждения.
Промежуточные результаты работы:
- У детей формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи;
- Проявление и утверждение в личности ребёнка таких качеств, как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства;
- Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
- Повышение уровня педагогической культуры родителей;
Ожидаемые конечные результаты:
Воспитанник:
- Имеет представление о себе, семье, обществе, государстве, природе.
- Способен управлять своим поведением.
- Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Толерантен к людям другой национальности.
- Способен управлять своим поведением.
Основная моя цель нашего детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Работу по социально-личностному развитию детей проводим поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Своеобразие разновозрастных групп– подбор игрушек выполняем так, чтобы ассортимент удовлетворял детей всех возрастов. Расстановка мебели – так же, чтоб соответствовала разному росту детей.
Проблема воспитания и обучения детей в разновозрастной группе требует от воспитателя свободной ориентации в динамике программных требований на протяжении всего дошкольного возраста, знать воспитательно- образовательные задачи общего характера и конкретное содержание воспитания детей каждого возраста, каждой подгруппы, соотносить их с уровнем развития детей всей группы и с учётом этого строить педагогический процесс, осуществлять развитие каждого ребёнка. В учреждении подобраны и переработаны перспективные планы по социально- личностному развитию детей на все возрастные группы, работа по которым даёт положительный эффект. Подобраны и используются игры для формирования навыков культуры общения, развития эмоционально –нравственной сферы, выражения своих чувств и умозаключений… ПВ работе с детьми педагоги используют разные формы образовательной деятельности: режимные моменты, совместную деятельность с педагогом, самостоятельную деятельность детей.
Постоянная кропотливая работа педагога с детьми, использование принципа мини – макса, личностно – ориентированный подход во взаимодействии педагогов и родителей, оказывают положительное влияние на динамику личностного развития детей, на повышение социальной активности, развитие самостоятельности и самоконтроля, укрепление социальной позиции личности ребёнка. В основе организации жизни детей в разновозрастной группе – принцип постепенного и последовательного подключения детей к режимным процессам, начиная каждый раз с более младших, создание условий для разнообразной деятельности детей в течение дня. Режим дня скорректирован по среднему возрасту детей в группе. Важным является согласованность действий воспитателя и помощника воспитателя.
Личностно- ориентированный подход во взаимодействии педагогов с родителями позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и в детском саду. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально –личностному направлению работы
с детьми составили план работы с родителями. Для ознакомления родителей с работой детского сада используем беседы, родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке для родителей» и др.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который составляют администрация детского сада, воспитатели, музыкальный руководитель. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе, воспитывают социальные чувства, формируют чувства уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Регулярно проводим все по плану утренники и развлечения, активно вовлекаем в сюрпризные моменты сотрудников детского сада, родителей и учеников школы № 10, наших бывших выпускников.
Уделяем большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми составили план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада используем родительские собрания, субботники, консультации, открытые занятия, оформления в «Уголке родителей», на все утренники и праздники приглашаем родителей и др. Ежегодно на родительских субботниках летом силами родителей мы ремонтируем наши игровые площадки, ежегодно родители нам помогали перекрывать теплицу, завозить землю в неё, дрова для топки. Многие атрибуты к играм в группах изготовлены руками родителей. Неоднократно проводили выставки детских работ «Вместе с мамой и папой».
Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста в разновозрастной группе педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, так как узких специалистов нет, а в работе бывают разные ситуации, когда педагог выступает и психологом, и дефектологом.
Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь, матерью и отцом, но на данный момент в детском саду недостаточно развито социальное партнёрство педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы.
Проблему составляют асоциальные семьи, в которых воспитываются дети дошкольного возраста. Поэтому необходимо продолжить работу и далее привлекать родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье.
В учреждении недостаточно игрового материала для детей, для оснащения предметно – развивающей среды, согласно требований ФГТ, недостаточно оснащён физкультурное – музыкальный зал, требует оснащения физкультурная площадка летняя и игровые площадки для детей. Постепенно стараемся добиваться пополнения оснащения.
Проводимая нами работа поможет детям в сложном процессе вхождения в мир людей, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать само ценность собственной личности и других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по социально-личностному развитию ребёнка в подготовительной к школе группе «Прошлое жилища».
Данная непосредственно образовательная деятельность направлена на социально-личностное развитие детей, имеет следующее программное содержание:1. Углубить знания детей об истории жилища.2. Продолжать у...
Консультация "Социально-личностное развитие детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами рассказов из личного опыта"
Консультация "Социально-личностное развитие детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами рассказов из личного опыта"...
система работыпо приобщению детей раннего возраста к истокам отечественной народной культуры через использование фольклора в условиях реализации ФГОС ДО
Приобщение детей к истокам отечественной народной культуры, через использования фольклора. Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить к народной поэзиии. Песенк...
Проект «Социально-личностное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов....
Долгосрочный проект «Социально-личностное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Мы стараемся воспитать у ребёнка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду. ...
Картотека игр. Игры, направленные на социально-личностное и социокультурное развитие дошкольников СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Народные - хороводные игры
Игры, направленные на социально-личностноеи социокультурное развитие дошкольниковСТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ...
Игры, направленные на социально-личностное и социокультурное развитие дошкольников старший дошкольный возраст. Русские народные - хороводные игры
Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.Играя, ребёнок познаёт о...