«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»
статья по теме

Гунько Наталья Владимировна

«Актуальность и система работы

 по социально-личностному развитию  детей

дошкольного возраста  в разновозрастной  группе

 малокомплектной сельской дошкольной группы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon selskaya_dg.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение   «Каратузская  средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза им. Е.Ф Трофимова»  филиал Лебедевская ООШ дошкольная группа «Малышок»

«Актуальность и система работы

 по социально-личностному развитию  детей

дошкольного возраста  в разновозрастной  группе

 малокомплектной сельской дошкольной группы»

(Из опыта работы  в дошкольной группы  «Малышок»)

                                                                                 Воспитатель ДГ «Малышок»

                                                             Гунько Н.В.

С. Лебедевка.

       Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из главной проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. В связи с оттоком населения  из  посёлка из – за условий  жизни связанных  с нестабильностью, с отсутствием производства, рабочих мест, социальный  уровень населения снизился. В сложившейся ныне в нашем посёлке ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, я испытываю трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность,  дети нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.

     , обновлённый вариант, с прошлого года используем примерную основную общеобразовательную программу «От рождения до школы», которая является переработанным в соответствии с действующими ФГТ вариантом Программы под редакцией М. А.Васильевой.  Работая по данным программам, я  пришла к выводу, что социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

     Специфика нашего учреждения – в составе функционируют  одна разновозрастная группа общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста. Количество проживающих в селе менее 200 человек (вместе с пенсионерами и новорожденными детьми). Социум села - только самое необходимое. Контингент детей очень разный, возраст детей по факту от 1 года  до 8,2 лет.

     Цель: создание  благоприятных условий в разновозрастной  группесельского детского сада для позитивной социализации воспитанников, для  полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности  жизнедеятельности дошкольника.

      Задачи:

  • создание благоприятной  предметно-развивающей среды для социального развития детей;
  • взаимодействие работы администрации, педагогов и родителей по социально-личностному развитию детей;
  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к  элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения с детьми разного возраста и взрослыми;
  • формирование у детей основ личности будущего гражданина;
  • профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем в пределах возможности малокомплектного учреждения.

     Промежуточные результаты работы:

  -    У  детей формируются отношения, основанные на  сотрудничестве и взаимопомощи;

  -  Проявление и утверждение в личности ребёнка таких качеств, как самостоятельность,    ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства;

  - Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;

-  Повышение уровня педагогической культуры родителей;

Ожидаемые конечные результаты:  

            Воспитанник:

  • Имеет представление о себе, семье, обществе, государстве, природе.
  • Способен управлять своим поведением.
  • Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Толерантен к людям другой национальности.
  • Способен управлять своим поведением.

    Основная  моя цель нашего детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Работу по социально-личностному развитию детей проводим поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Своеобразие  разновозрастных групп– подбор  игрушек выполняем так, чтобы ассортимент удовлетворял детей всех возрастов. Расстановка  мебели – так же, чтоб соответствовала разному  росту детей.

    Проблема  воспитания и обучения детей в разновозрастной группе требует от воспитателя свободной  ориентации в динамике программных требований на протяжении всего дошкольного возраста, знать  воспитательно- образовательные  задачи  общего характера и конкретное  содержание  воспитания детей каждого возраста, каждой  подгруппы,  соотносить их с  уровнем развития детей  всей  группы и с учётом этого строить педагогический процесс, осуществлять развитие каждого ребёнка.    В учреждении  подобраны и переработаны перспективные планы по социально- личностному развитию детей на все возрастные группы, работа по которым даёт положительный  эффект.  Подобраны и используются  игры для  формирования навыков культуры общения, развития эмоционально –нравственной сферы, выражения своих чувств и умозаключений… ПВ работе с детьми педагоги  используют разные формы  образовательной  деятельности: режимные  моменты, совместную деятельность с педагогом, самостоятельную деятельность детей.

Постоянная  кропотливая  работа  педагога с детьми,  использование  принципа  мини – макса, личностно – ориентированный  подход во взаимодействии педагогов  и  родителей, оказывают  положительное влияние на динамику  личностного  развития детей, на повышение социальной  активности,  развитие самостоятельности и самоконтроля, укрепление социальной позиции личности ребёнка.  В основе организации жизни детей в разновозрастной группе – принцип  постепенного и последовательного  подключения детей  к режимным процессам, начиная каждый раз с более младших, создание условий для разнообразной деятельности детей в течение дня. Режим дня  скорректирован по среднему возрасту  детей в группе. Важным является согласованность действий воспитателя  и помощника воспитателя.

Личностно- ориентированный подход во взаимодействии педагогов  с родителями позволяет  выработать  единые требования к воспитанию    детей в семье и в детском саду. Для  обеспечения тесного взаимодействия  педагогов и родителей по социально –личностному направлению работы

с детьми составили  план работы с родителями. Для  ознакомления  родителей с работой детского сада используем беседы,  родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники,  оформления в  «Уголке для родителей» и др.

    Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который составляют администрация детского сада, воспитатели, музыкальный руководитель. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе, воспитывают социальные чувства, формируют  чувства  уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Регулярно  проводим  все  по  плану утренники  и развлечения, активно  вовлекаем в сюрпризные моменты сотрудников детского сада, родителей и  учеников  школы № 10, наших  бывших выпускников.

Уделяем большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми составили план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада используем родительские собрания, субботники, консультации, открытые занятия, оформления в «Уголке родителей», на все утренники и  праздники приглашаем родителей  и др. Ежегодно  на  родительских субботниках  летом силами  родителей мы  ремонтируем  наши  игровые  площадки, ежегодно  родители  нам помогали перекрывать  теплицу, завозить  землю в неё,  дрова для  топки. Многие  атрибуты к играм в группах изготовлены  руками  родителей. Неоднократно проводили выставки детских работ «Вместе с мамой и папой».

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста  в разновозрастной  группе педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, так как узких специалистов нет, а в работе  бывают разные ситуации, когда педагог выступает и психологом, и дефектологом.

  Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь, матерью и отцом, но на данный момент в детском саду недостаточно развито социальное партнёрство педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы.

Проблему составляют асоциальные семьи, в которых воспитываются дети дошкольного возраста. Поэтому необходимо продолжить работу и далее привлекать родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье.

  В учреждении недостаточно игрового материала для  детей, для  оснащения  предметно – развивающей  среды, согласно требований ФГТ, недостаточно оснащён  физкультурное – музыкальный зал, требует оснащения  физкультурная площадка  летняя и игровые площадки для  детей. Постепенно стараемся  добиваться  пополнения оснащения.

   Проводимая нами работа поможет детям в сложном процессе вхождения в мир людей, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать само ценность собственной личности и других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по социально-личностному развитию ребёнка в подготовительной к школе группе «Прошлое жилища».

Данная непосредственно образовательная деятельность направлена на социально-личностное развитие детей, имеет следующее программное содержание:1. Углубить знания детей об истории жилища.2. Продолжать у...

Консультация "Социально-личностное развитие детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами рассказов из личного опыта"

Консультация "Социально-личностное развитие детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами рассказов из личного опыта"...

система работыпо приобщению детей раннего возраста к истокам отечественной народной культуры через использование фольклора в условиях реализации ФГОС ДО

Приобщение детей к истокам отечественной народной культуры, через использования фольклора. Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить к народной поэзиии. Песенк...

Проект «Социально-личностное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов....

Долгосрочный проект «Социально-личностное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Мы стараемся воспитать у ребёнка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду. ...

Картотека игр. Игры, направленные на социально-личностное и социокультурное развитие дошкольников СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Народные - хороводные игры

Игры, направленные на социально-личностноеи социокультурное развитие дошкольниковСТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ...

Игры, направленные на социально-личностное и социокультурное развитие дошкольников старший дошкольный возраст. Русские народные - хороводные игры

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.Играя, ребёнок познаёт о...