Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект фронтального занятия по развитию речи.
Тема:звук [Ж].
Цель: познакомить детей со звуком [Ж].
Задачи:
1. Образовательная:
· уточнитьартикуляции звука [Ж]
· дать характеристику звуку
· знакомство с буквой Ж (печатный вариант)
· развивать грамматические навыки: учить согласовывать прилагательное с существительным, составление слов со звуком [Ж]
· составление предложений по опорному слову
· отработка навыка звукобуквенного анализа (нахождение звука [Ж] в слове).
· активизировать и расширить словарь детей.
2. Коррекционно-развивающая:
· развитие фонематического слуха
· развитие слухового и зрительного внимания
· развитие кратковременной и зрительной памяти
· развитие и коррекция зрительного и слухового восприятия.
· коррекция речи.
3.Воспитательная:
· воспитание культуры поведения на занятии
· воспитание чувства взаимопомощи и ответственности при выполнении заданий.
Оборудование:
· картинки (ежик, снежинка, жираф, жук, ежевика, крыжовник, медвежонок, художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка)
· наборное полотно
· карточки с заданием
· картонный цветок с разноцветными лепестками
· мяч
· маски пчел
· карточка с буквой Ж.
Ход занятия
Этап занятия
| Содержание | Хронометраж |
Организационный момент | Дети стоят в кругу. Игра «Подбери слово правильно» (с мячом). Бросаю мяч ребенку, называя прилагательное, ребенок должен подобрать существительное, бросает мяч обратно. Инструкция: к моему слову вы должны подобрать подходящее по смыслу. Например: синий ... (дом). Слова: желтый, желтая, желтое, кожаный, рыжая, красный. Игра «Вспомни и назови». Дети передают друг другу мяч, называя заданный звук (гласный или согласный). Игра «Ромашка». На полу лежит цветок с разноцветными лепестками, на обратной стороне лепестков картинки: ежевика, крыжовник, медвежонок, художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка. Дети по очереди берут по одному лепестку, называют его цвет, и что изображено. Садятся на свои места. Инструкция: запомните, что изображено на вашей картинке и цвет лепестка. | 5 мин |
Введение в тему занятия.
| Ребята, назовите каждый свою картинку. Как вы думаете, что общего в названии этих картинок? (в названии картинок есть звук [ж]). Тема нашего занятия «Звук [Ж]». | 5 мин |
Изучение нового материала.
| Ребята, когда я шла в детский сад, почтальон вручил мне письмо, но это письмо необычное, в нем пропущена буква и я не смогла его прочитать. Давайте сделаем это вместе. (по ходу чтения вставляем пропущенную букву). «Здравствуйте, дети! Меня зовут ...ук ...ора. Я ...иву в лесу. У меня много друзей. Я Дру..у с ё..иком, ...ирафом, с маленьким медве..онком. зимой мы любим кататься на лы... ах». - Ребята, кокой звук пропущен? ([Ж]).послушайте я еще раз прочитаю это письмо. Назовите слова, в которых пропущен звук [Ж]. Давайте по цепочке произнесем этот звук. А кто мне скажет, кокой это звук гласный или согласный? (согласный).. Почему? (его нельзя петь, воздушная струя встречает преграду). Молодцы!!! А еще какой он - звонкий или глухой? (звонкий). Поднесите руку к горлышку и произнесите звук [Ж]. Чувствуете вибрацию. А теперь закройте ушки ладошками, слышите этот звук? Значит он кокой... (звонкий). Ребята, а как вы думаете, этот звук твердый или мягкий?(произношу утрировано звук [Ж]).Запомните, звук [Ж] всегда твердый. А где находится наш язычок, когда мы произносим этот звук? (наверху). А губы слегка выдвинуты вперед и округлены. [Ж] [Ж] [Ж]. Ребята, в гости к звуку [Ж] пришел звук [О] и получился слог ЖО. [Ж] - [А]; [Ж] - [3]; [Ж] - [У]. (спрашиваю каждого ребенка) Посмотрите, кто это? (пчела) А когда пчела летит, какой звук она издает? (Ж-Ж-Ж).Значит, что она делает? (жужжит). | 7мин |
Физкульминутка.
| Игра «Пчелы в паутине». Часть детей изображают пчел (на головах у них маски пчел), другая часть - паутина. Дети, которые изображают паутину, становятся в круг и берутся за руки. Пчелы летают в паутине и жужжат. По сигналу воспитателя. Дети опускают руки, а пчелы, которые остались в кругу, садятся на свои места. Игра повторяется 3 -4 раза. | 3 мин |
Закрепление материала.
| Ребята, жук Жора прислал нам еще загадки. Давайте их отгадаем. Но загадки эти не простые, если в отгадке есть звук [Ж], то отгадку мы произносим громко, если звука [Ж] нет, отгадку произносим тихо. Итак, слушайте внимательно загадки. .. Ползун ползет, иголки везет. (ежик) На землю упало пуховое одеяло Лето пришло - одеяло все сошло. ( снег) С неба звезды падают, лягут на поля, Пусть под ними скроется черная земля, Много - много звездочек, тонких как стекло, Звездочки холодные, а земле тепло. ( снежинки) Кто зимой холодной В лесу бродит злой, голодный? (волк) Он высокий и пятнистый С длинной-длинной шеей, А питается он листьями- листьями деревьев. (жираф) (картинки с отгадкой, в которой есть звук [Ж], выставляю на наборное полотно). Молодцы, ребята!!! Давайте еще раз назовем отгадки, в которых есть звук [Ж]. А кто мне скажет, какой звук [Ж]? (согласный, твердый, звонкий) | 7 мин |
Знакомство с буквой Ж | Посмотрите, это буква Ж. Эта буква широка И похожа на жука. И при этом словно жук Издает жужжащий звук: ж-ж-ж-ж-ж Какой звук издает буква Ж? На столах у детей карточки с различными буквами. Задание: обведи все буквы Ж. | 3 мин |
Итог занятия.
| Ребята, вспомните цвет своего лепестка и картинку на нем. Найдите свой лепесток, назовите картинку и придумайте предложение с этим словом. Молодцы, ребята!!! Итак, какой звук сегодня приходил к нам в гости? (Ж). Какой он? (согласный, твердый, звонкий) Молодцы!!!
| 5 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ПИСЬМО ИЗ АФРИКИ»
Задачи:Воспитать доброе, бережное отношение к животному миру.Упражнять в употреблении предлогов «за» в пространственном значении.Формировать умений и навыков составлять описательные рассказы про...
Конспект открытого занятия по развитию речи Тема: "Путешествие в царство Снежной Королевы" Возрастная группа: старшая
Материал используется интересный, разнообразный. Забавные игровые моменты, презентация, музыкальное сопрвождение и другие методические приёмы делают "путешествие" увлекательным.Рекомендую воспользоват...
Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Дикие животные и их детеныши"
· закрепить знания детей об обитателях леса «Дикие животные и их детеныши», учить соотносить слова, обозначающие названия животных с названием их детены...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи: Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...
конспект фронтального занятия по развитию речи тема :" Игрушки."
конспект фронтального занятия по развитию речи в средней группе по теме : "Игрушки"...
Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие в страну красивой речи".
Цели:1.Формировать умения обобщить, классифицировать.2.Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3.Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: Автоматизация звука «Р» с элементами песочной терапии.
Цель: Автоматизация правильного произношения звука «Р» в слогах, словах и предложениях....