Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Воронкова Ирина Дмитриевна

 

Конспект фронтального занятия по развитию речи.

 

Тема:звук [Ж].

 

Цель: познакомить детей со звуком [Ж].

 

Задачи:

1.     Образовательная:

·        уточнитьартикуляции звука [Ж]

·        дать характеристику звуку

·        знакомство с буквой Ж (печатный вариант)

·        развивать грамматические навыки: учить согласовывать прилагательное с существительным, составление слов со звуком [Ж]

·        составление предложений по опорному слову

·        отработка навыка звукобуквенного анализа (нахождение звука [Ж] в слове).

·        активизировать и расширить словарь детей.

 

2. Коррекционно-развивающая:

·         развитие фонематического слуха

·         развитие слухового и зрительного внимания

·         развитие кратковременной и зрительной памяти

·         развитие и коррекция зрительного и слухового восприятия.

·         коррекция речи.

 

3.Воспитательная:

·         воспитание культуры поведения на занятии

·         воспитание чувства взаимопомощи и ответственности при выполнении заданий.

 

 

Оборудование:

·        картинки (ежик, снежинка, жираф, жук, ежевика, крыжовник, медвежонок, художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка)

·        наборное полотно

·        карточки с заданием

·        картонный цветок с разноцветными лепестками

·        мяч

·        маски пчел

·        карточка с буквой Ж.

 

 

Ход занятия

 

Этап занятия

 

Содержание

Хронометраж

Организационный

момент

Дети стоят в кругу.

Игра «Подбери слово правильно» (с мячом). Бросаю мяч ребенку,

называя прилагательное, ребенок должен подобрать

существительное, бросает мяч обратно.

Инструкция: к моему слову вы должны подобрать подходящее по смыслу.

Например: синий ... (дом).

Слова: желтый, желтая, желтое, кожаный, рыжая, красный.

Игра «Вспомни и назови». Дети передают друг другу мяч, называя

заданный звук (гласный или согласный).

Игра «Ромашка».

На полу лежит цветок с разноцветными лепестками, на обратной

стороне лепестков картинки: ежевика, крыжовник, медвежонок,

художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка. Дети по

очереди берут по одному лепестку, называют его цвет, и что

изображено. Садятся на свои места.

Инструкция: запомните, что изображено на вашей картинке и цвет лепестка.

5 мин

Введение в тему занятия.

 

Ребята, назовите каждый свою картинку. Как вы думаете, что

общего в названии этих картинок? (в названии картинок есть звук

[ж]). Тема нашего занятия «Звук [Ж]».

5 мин

Изучение нового материала.

 

Ребята, когда я шла в детский сад, почтальон

вручил мне письмо, но это письмо необычное, в нем пропущена буква и я не смогла его прочитать. Давайте сделаем это вместе. (по ходу чтения вставляем пропущенную букву).

«Здравствуйте, дети! Меня зовут ...ук ...ора. Я ...иву в лесу. У

меня много друзей. Я Дру..у с ё..иком, ...ирафом, с маленьким

медве..онком. зимой мы любим кататься на лы... ах».

- Ребята, кокой звук пропущен? ([Ж]).послушайте я еще раз

прочитаю это письмо. Назовите слова, в которых пропущен звук [Ж]. Давайте по цепочке произнесем этот звук.

А кто мне скажет, кокой это звук гласный или согласный?

(согласный).. Почему? (его нельзя петь, воздушная струя встречает

преграду). Молодцы!!! А еще какой он - звонкий или глухой?

(звонкий). Поднесите руку к горлышку и произнесите звук [Ж].

Чувствуете вибрацию. А теперь закройте ушки ладошками, слышите этот звук? Значит он кокой... (звонкий). Ребята, а как вы думаете, этот звук твердый или мягкий?(произношу утрировано звук [Ж]).Запомните, звук [Ж] всегда твердый.

А где находится наш язычок, когда мы произносим этот звук? (наверху). А губы слегка выдвинуты вперед и округлены. [Ж] [Ж] [Ж].

Ребята, в гости к звуку [Ж] пришел звук [О] и получился слог ЖО. [Ж] - [А]; [Ж] - [3]; [Ж] - [У]. (спрашиваю каждого ребенка) Посмотрите, кто это? (пчела) А когда пчела летит, какой звук она издает? (Ж-Ж-Ж).Значит, что она делает? (жужжит).

7мин

Физкульминутка.

 

Игра «Пчелы в паутине».

Часть детей изображают пчел (на головах у них маски пчел), другая часть - паутина. Дети, которые изображают паутину, становятся в круг и берутся за руки. Пчелы летают в паутине и жужжат. По сигналу воспитателя. Дети опускают руки, а пчелы, которые остались в кругу, садятся на свои места.

Игра повторяется 3 -4 раза.

3 мин

Закрепление материала.

 

Ребята, жук Жора прислал нам еще загадки. Давайте их отгадаем. Но загадки эти не простые, если в отгадке есть звук [Ж], то отгадку мы произносим громко, если звука [Ж] нет, отгадку произносим тихо. Итак, слушайте внимательно загадки. ..

Ползун ползет, иголки везет.

                                                  (ежик)

На землю упало пуховое одеяло

Лето пришло - одеяло все сошло.

                                                   ( снег)

С неба звезды падают, лягут на поля, Пусть под ними скроется черная земля, Много - много звездочек, тонких как стекло, Звездочки холодные, а земле тепло.

                                                ( снежинки)

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный?

                                                   (волк)

Он высокий и пятнистый

С длинной-длинной шеей, А питается он листьями- ­листьями деревьев.

                                                  (жираф)

(картинки с отгадкой, в которой есть звук [Ж], выставляю на наборное полотно).

Молодцы, ребята!!!

Давайте еще раз назовем отгадки, в которых есть звук [Ж].

А кто мне скажет, какой звук [Ж]? (согласный, твердый, звонкий)

7 мин

Знакомство с буквой Ж

Посмотрите, это буква Ж.

            Эта буква широка

            И похожа на жука.

            И при этом словно жук

            Издает жужжащий звук:

                    ж-ж-ж-ж-ж

Какой звук издает буква Ж?

На столах у детей карточки с различными буквами.

Задание: обведи все буквы Ж.

3 мин

Итог занятия.

 

Ребята, вспомните цвет своего лепестка и картинку на нем. Найдите свой лепесток, назовите картинку и придумайте предложение с этим словом.

Молодцы, ребята!!!

Итак, какой звук сегодня приходил к нам в гости? (Ж).

Какой он? (согласный, твердый, звонкий)

Молодцы!!!

 

5 мин

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ПИСЬМО ИЗ АФРИКИ»

Задачи:Воспитать доброе, бережное отношение к животному миру.Упражнять в употреблении предлогов «за» в пространственном значении.Формировать умений и навыков составлять описательные рассказы про...

Конспект открытого занятия по развитию речи Тема: "Путешествие в царство Снежной Королевы" Возрастная группа: старшая

Материал используется интересный, разнообразный. Забавные игровые моменты, презентация, музыкальное сопрвождение и другие методические приёмы делают "путешествие" увлекательным.Рекомендую воспользоват...

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Дикие животные и их детеныши"

·         закрепить знания детей об обитателях леса «Дикие животные и их детеныши», учить соотносить слова, обозначающие названия животных с названием их детены...

конспект фронтального занятия по развитию речи тема :" Игрушки."

конспект фронтального занятия по развитию речи в средней группе по теме : "Игрушки"...

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие в страну красивой речи".

Цели:1.Формировать умения обобщить, классифицировать.2.Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3.Упражнять в делении слова на слоги, в подборе  антонимов и синонимов....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: Автоматизация звука «Р» с элементами песочной терапии.

Цель: Автоматизация правильного произношения звука «Р» в слогах, словах и предложениях....