Путешествие в осенний лес
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области Коммуникация+Познание+Музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon putesh_v_oseniy_les_starsh_v.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ.

(Конспект непосредственно образовательной деятельности  (образовательная область Коммуникация) в старшей логопедической группе).

Программное содержание:

  1. Закреплять в активном словаре детей слова по темам: «Осень, деревья».
  2. Учить детей вслушиваться в звуки осенней природы (развитие слухового восприятия) и оформлять услышанное и наблюдаемое в речи.
  3. Способствовать развитию общей моторики и мелкой моторики рук.

          4. Развивать умение детей использовать непосредственный опыт для решения речевых логических задач об осени; способствовать развитию зрительного  и слухового  восприятия.

  1. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы.

Словарная работа: существительные-осень, дождь, погода, листья, деревья, береза, дуб, клен, каштан, ель, сосна, рябина,листопад; прилагательные желтый, красный, оранжевый, багрово-красный, холодный, хмрый,осений,пасмурный,золотая,моросящий;глаголыжелтеть,краснеть,опадать,дуть,наступать,моросить,вянуть,срывать,летать.

Используемые материалы:

Демонстрационный материал: - иллюстрации с изображением осеннего леса, отдельно стоящих осенних деревьев (дуб, береза, клен, рябина, сосна, ель, каштан ),макет «пруда»; разноцветные листья с деревьев (березы, клена, дуба, рябины,каштана).

Раздаточный материал: - картинки с изображением диких животных (зайца, лисы, медведя, белки, ежа).

-разноцветные листья (по паре  каждого цвета) с деревьев: березы, клена, дуба, рябины,каштана.

-аудиозапись шумов леса, дождя, ветра; аудиозапись произведения П.И.Чайковского «Осенняя песенка».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости  пришел  один веселый человечек.Ребята,вы,конечно,его узнали?

Дети: Это же Незнайка.

Воспитатель: Наш гость-это Незнайка из Цветочного  города принес нам интересные загадки про диких животных и разнообразные осенние игры.

Незнайка: Ребята, я слышал, что у вас в городе сейчас продолжается осень. Что такое осень? У нас в Цветочном городе постоянное лето, поэтому мне очень хочется узнать побольше про осень. Расскажите мне,пожалуйста,что происходит осенью в природе? Как звучит и пахнет осень? Я очень хочу это узнать. Вы мне поможете?

Дети: Да, мы тебе расскажем.

Воспитатель: Незнайка, какие загадки ты нам принес? Загадай нам их, а мы тебе покажем отгадки. Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением диких животных леса. Если вы отгадаете Незнайкину загадку, то поднимаете картинку с изображением этого животного.

1)Гонит осень в небе тучки.                                  

Пляшут листья на дворе.
Гриб, надетый на колючки,
Я тащу к своей норе.
Кому нужны грибы, приходите ко мне!(
еж).

2)Хитрая плутовка,                                3)Угадайте,что шапка

Рыжая головка,                                           Меха целая охапка.

Хвост пушистый, краса,                             Шапка бегает в бору,

А зовут ее ….(лиса).                                    У стволов грызет кору.(заяц)

4) Хожу в пушистой шубке,           5)Зверь большой,мохнатый,

Живу в густом лесу,                          Зиму в берлоге проводит,

В лесу,на старом дубе,                       А летом по лесу бродит.(медведь)

Орешки я грызу (белка).

Воспитатель: Давайте сейчас вместе с Незнайкой закроем глаза, послушаем и  представим, как звучит осень. Какие звуки осени вы услышите, обязательно расскажете Незнайке.

Звучит аудиозапись звуков леса и дождя (шум листвы, шум дождя, ливня, шорох листвы под ногами, шум сильного ветра).

После окончания прослушивания, ответы детей на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Ребята, что же вы услышали? Как звучит осень, какие звуки чаще звучат осенью? Давайте все расскажем Незнайке.

Воспитатель: А еще,Незнайка,ребята могут рассказать тебе про осень с помощью стихов. Послушай пожалуйста стихотворения про осень.

Дети читают 2-3 стихотворения про осень.

Если на деревьях листья пожелтели,              Все деревья облетели,

Если в край далекий птицы улетели,              Зеленеют только ели,

Если небо хмурое,если дождик льется,          Днем и ночью дождик льет.

Это время года осенью зовется.                       Грязь и лужи у ворот.

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает,

Когда все это бывает?

Воспитатель: Вот в нашем осеннем лесу подул холодный северный ветер,и листочки на деревьях зашелестели.

Пальчиковая гимнастика «Осенний ветерок».

Ветер северный подул,

С-ссссс,все листья с березы сдул…( пошевелить пальцами и подуть на них).

Полетели, закружились,

И на землю опустились.(руки положить на стол).

Дождик стал по ним стучать:

«Как-кап-кап,кап-кап-кап».(постучать пальцами по столу).

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.(постучать кулаком по столу).

Снег потом припорошил,

Одеялом их накрыл, (плавные движения кисти рук вперед-назад, ладони крепко прижать к столу).

Воспитатель: Ребята, Незнайка хочет вам еще что-то рассказать. Он говорит, что знает интересную загадку.Сечас он расскажет, где был и что видел,а мы с вами отгадаем, что это.

(Незнайка читает рассказ Д.Н. Кайгородовой «Разноцветные кораблики».)

Добрался я и до пруда. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много их прилетит и завтра, и послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать, пруд замерзнет».

Воспитатель: Где же был Незнайка? Что он увидел?Что это за кораблики плавали  на  пруду? Почему это произошло? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте вместе с Незнайкой отправимся на «пруд» («голубой островок» из бумаги с разбросанными разноцветными листьями от разных деревьев).

Посмотрите,сколько здесь корабликов-листочков.Все они с разных деревьев. А вы знаете с каких?(воспитатель вместе с детьми рассматривает листья с деревьев-дуба,клена,березы,рябины).
А теперь подбросим листочки вверх. Что с ними происходит?

Дети: Они падают, кружатся, летят, вальсируют…

Воспитатель: А как все это можно назвать?

Дети: Листопад.
Воспитатель: А давайте еще устроим листопад  неоднократно

повторить это слово. Как вы думаете, какой цвет главный в осеннем лесу? Давайте скажем это Незнайке.

Дети: (Желтый, золотой.)
Воспитатель:А теперь посмотрите, какое множество оттенков в  листочках -корабликах.

Игровое упражнение «НАЙДИ ПАРУ»

Воспитатель: А хотите поиграть в игру, которую принес для нас Незнайка? Мы сейчас будем подбирать пару листочкам  по цвету. (дети вместе с воспитателем подбирают пару листьев с одного дерева одинакового цвета-красного, желтого, бордового, коричневого, темно-желтого и т.д.). Посмотри,Незнайка,какой красивый букет получился из осенних листочков.

Воспитатель: Но вдруг внезапно подул сильный осенний ветер,и все листочки разлетелись.

Игровое упражнение на дыхание.

Воспитатель:  Ветер щеки толстые надул,надул,надул,

                             И на листочки пестрые подул,подул,подул.

Изображаем сильный ветер-сказать громко «сильный ветер»,подуть с натугой,продолжительно,надувая щеки.

А теперь дует слабый ветерок-произнести тихим голосом «слабый ветерок»,нежно подуть на листочки.(дети повторяют за воспитателем и Незнайкой).

Воспитатель: Давайте отдадимся власти нежного ветерка и тихонько,покачиваясь,паря в воздухе,покружимся  под музыку осени.

Релаксация под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песенка».

Воспитатель: Ребята,расскажите Незнайке,что вы ощущали,паря в воздухе?

Воспитатель: Я почувствовала шорох листьев, ощутила запах лесных грибов. А вы? (Дети дают свои ответы).

 А сейчас Незнайка научит вас еще одной осенней игре. Она называется «Где чей листочек».

Игровое упражнение «ГДЕ ЧЕЙ ЛИСТОЧЕК?»

Дети отгадывают по силуэтам разных деревьев их названия: береза, дуб, рябина,клен,каштан,ель,сосна.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Утром гномы в лес пошли (энергичный шаг на месте),

По дороге гриб нашли (наклон вперед,выпрямится),

А за ним-то- раз,два,три(наклоны туловища вправо,вперед,влево),

Показались еще три(руки в стороны).

И пока грибы срывали (наклоны вперед,руки к полу),

Гномы в школу опоздали (руки к щекам,покачать головой).

Побежали,заспешили (бег на месте),

И грибы все уронили (присесть на корточки).

Воспитатель: Ребята,Незнайка мне говорит,что ему пора домой,в Солнечную страну,где его ждут друзья.Ему очень понравилось у нас,он много узнал интересного про осень.Незнайке  понравились все ребята (перечислить имена).

Давайте Незнайке подарим на память этот красивый осенний букет из листочков,пусть этот букет напоминает ему о нашей дружной группе.